«Прозвучавшее сегодня евангельское чтение побуждает нас поразмышлять о жизни Пресвятой Богородицы, в значительной своей части сокрытой от нас даже на страницах Евангелия. Действительно, есть нечто загадочное в том, что апостол Лука, знавший Спасителя, знавший Пресвятую Богородицу, хотя, вероятно, не столь хорошо, как любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов, который принял попечение о Ней после крестной смерти Спасителя, уделил Богородице (впрочем, подобно другим евангелистам) столь мало внимания в своем Евангелии. Да, наверно, они могли чего-то не знать о жизни Пресвятой Богородицы до их встречи со Спасителем, тем более что обстоятельства Ее детства, отрочества, юности могли быть от них сокрыты. И вместе с тем вот все равно возникает ощущение какой-то неполноты. Пресвятая Богородица как будто уходит из памяти евангелистов.
В то же время мы хорошо с вами знаем, что иконография Пресвятой Богородицы очень обильна и, согласно церковному преданию, восходит она именно к апостолу и евангелисту Луке. Именно в иконографических сюжетах Дева Мария неожиданно являет Себя очень выразительно, очень заметно, именно как Богородица. Именно как Мать Того, Кто спас этот мир. Точно так же богата и гимнография, посвященная Пресвятой Богородице. Вот даже прозвучавший сегодня кондак: „Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася во святем рождестве Твоем‟. То есть только что родившаяся Девочка избавляет своих старых, не просто пожилых, а именно старых родителей от поношения бесчадства. И Она же освобождает Адама и Еву, то есть потомство, от тления и смерти. Поразительная констатация Ее значения в спасении человеческого рода.
И я нахожу для себя ответ на вопрос о том, а почему же, собственно, так мало говорится о Пресвятой Богородице в Евангелии, задумываясь над тем, чем стала Богородица в дальнейшие, последующие века существования Церкви для многих христиан. <…> Трудно в евангельской истории найти человека, который бы с младенчества, с момента своего рождения был обречен столько терпеть, столько страдать, как Богородица. И вот этот величественный образ мешает нам понять, что жизнь Пресвятой Богородицы была колоссальнейшим испытанием, которое Она, еще будучи рожденным младенцем, призвана была не просто выдержать, но одарить мир каким-то поразительным избытком добра и любви, который у Нее, ну конечно же, не мог быть столь же обильным, как у Ее Божественного Сына. <…>
Родительская радость Иоакима и Анны продолжалась недолго, ибо подаренного им Богом ребенка они в раннем возрасте отдали на воспитание, а значит, и на служение, в Иерусалимский храм. На то самое служение, решающий момент которого Церковь запечатлела праздником Благовещения, когда Девочка-подросток вместила в себя Откровение, которое было не под силу вместить в себя всему богоизбранному народу. Ну, по крайней мере, основной его части.
Она, будучи таким долгожданным ребенком, не станет просто тихой, послушной девочкой. Она станет великим свидетелем того, что приход в этот мир Бога предполагает не просто пассивное ожидание Его, а предполагает от людей колоссальные усилия для того, чтобы Бог, придя в этот мир, нашел среди людей тех, кто способен Его понять, способен Его любить. А это с легкостью не дается. Пресвятая Богородица буквально со Своего Рождества, о котором мы размышляем, вот так непросто, трудно вступила на этот путь, пошла по этому пути, который является для нас напоминанием о том, что такое путь подлинных христиан. И Она, в частности, будет лишена той великой радости каждой иудейской женщины, которая до поры до времени считалась признаком благословения их Богом. Она не познает радости многолетней семейной жизни, выданная замуж за пожилого человека, с которым Ей не суждено было жить так, как жили обычно иудеи в браке. Она останется Приснодевой. И вместе с тем Она станет не просто самым совершенным, но и самым любящим человеком на этой земле. Вот эта трудность явления любви — еще одно свидетельство того, что должно наполнять нашу с вами духовную жизнь. Легко ли быть первым в приятии собственного Сына Иисуса, хотя и чудесно родившегося, как пришедшего в мир Спасителя? Но не менее трудно жить с этой тайной среди тех, кто тебя не понимает, кто гонит тебя. А Богородица была способна на это. Мне иногда кажется, что евангелисты именно потому и не решались писать о Ней, что сохраняла Она в Себе некую тайну, которая ведома была только Ее божественному Сыну. И тайна эта заключалась не в каком-то Её внешнем величии, которому мы часто отдаем поверхностную дань, а в очень простом принципе жизни Пресвятой Богородицы. Прикровенно страдать и терпеть, и вдохновенно и изобильно прощать. И, самое главное, любить.
Желаю всем нам, обращая свой взор к Богородице, даже в подчас выспреннем иконографическом изображении Ее, помнить того самого запоздалого позднего ребенка, который родился у своих старых, несчастных, казалось бы, родителей и который спас этот мир именно тем, что оказался достойным вместить в Свое лоно и возрастить в Своей семье нашего с вами Спасителя Господа Иисуса Христа». (Текст проповеди приводится в сокращении).
Священник Владимир Зварич, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы аг. Прилуки Минского района
Фото: prilukicerkov.by