ИЗ ИСТОРИИ
ПРИХОДА
"Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца".
К. Паустовский
Для перехода к интересующему разделу кликните по его названию.

Уважаемые читатели!


После концептуального изменения нашего приходского сайта было принято решение и об обновлении, редакции его исторического раздела, где мы кратко и пунктирно отмечаем основные вехи жизни нашего прихода, села и прилежащих деревень, вспоминаем людей, имеющих прямое или косвенное отношение не только к истории храма, но и в целом к Православию на нашей малой родине.

Милостью Божией работа над исследованием истории нашего приходского округа не прекращалась и после 2016 года — времени первой публикации на нашем сайте сведений, которыми мы располагали на тот момент. К сегодняшнему дню собралось много нового материала, некоторые данные были уточнены, откорректированы, дополнены, что и подтолкнуло нас к мысли о целесообразности издания их традиционным, печатным способом. Сейчас ведется редакторская работа над материалом. Надеемся, что этот процесс, в скором времени, будет завершен (в чем рассчитываем и на ваши святые молитвы).

Здесь же мы, предваряя будущее издание, основную задачу видим в изложении сведений общего, ознакомительного характера. Чтобы узнать больше о нашем приходском округе и его истории, вы будете иметь возможность обратиться к классическому изданию — анонсируемой книге.

Такой подход оправдан уже тем, что содержание будущей книги опирается на более чем 600 источников информации: документов из архивов, изданий, фотокопий многих документов, а также более чем 200 фотографий людей, сооружений, карт и проч. Подавляющее большинство источников информации эксклюзивны. Размещать информацию такого объема на сайте не имеет практического смысла. Да и стоит все же признать, что электронные издания чаще всего уступают книжным, если целью иметь не «легкую прогулку» по тексту, а глубокое погружение в материал, эпоху, изучение событий и осмысление биографий, оставляющее след в душе и памяти и, несомненно, обогащающее личность. Поэтому мы предлагаем здесь «лайт-версию», или вводный материал, вполне достаточный для ознакомления с историей приходского округа в общих чертах.
«ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА».
УСПЕНСКИЙ И ТРОИЦКИЙ ХРАМЫ. МОНАСТЫРЬ
В 1473 году Прилуки в «Менском повете на реце Пчичи» после смерти князя Евлашка Телятины, хозяина этого села, пожалованы были писарю Васку Любичу. Об этом говорится в Литовской метрике, и, возможно, это наиболее раннее из сохранившихся документальное упоминание о Прилуках.

С конца XV по начало XX века сменилось более четырех десятков владельцев Прилук (здесь следует иметь в виду, что не редкостью были случаи единовременного владения селом сразу несколькими персонами-землевладельцами).

Село располагалось при «почтовой дороге изъ Минска въ Несвижъ». В свое время дорога эта была упразднена, но не исчезла бесследно: и по сей день сохранился (впрочем, в значительно измененном виде) заезжий дом. В нем, в 16 верстах от города, находилась первая по дороге из Минска почтовая станция. Заезжий дом был «с одной стороны двухэтажный, каменный, оштукатурен и побелен. Крытый гонтою, с большой конюшней и обознею, распивочною и 8 комнатами для проезжающих, с крашеными полами, окошками и дверями» (здесь и далее, цитируя исторические документы, мы по возможности сохраняем оригинальную орфографию и пунктуацию — ред.). Обращает на себя внимание информация о распивочной, и вот почему: в не очень-то крупном населенном пункте в десятках метров друг от друга было еще две (!) корчмы.

«Съ древнихъ временъ до XVII века въ Прилукахъ существовали две церкви: Успенская – на Германовской горе и Св. Троицкая».

Архивные документы, которыми мы сегодня располагаем, позволяют сделать вывод, что названные выше храмы существовали в Прилуках в разное время. На разных берегах реки Птичи.

Из «Описания церквей и приходов Минской епархии» мы можем узнать об исповедническом служении некоего священника на прилукской земле: «Въ окрестностяхъ Прилукъ находится много кургановъ, но опредёленныхъ сказаний о нихъ не сохранилось, за исключением одного, подъ названиемъ "Германовой горы", въ которомъ, по сохранившемуся сказанию, погребенъ одинъ убитый поляками православный священникъ». Предполагаем, что звали его Герман, что служил он Богу и народу Божьему в Успенском храме, пострадал за веру православную и погребен был близ церкви.

Быть может, ветхость деревянного храма, быть может, пожар, причиной которого мог стать поджог здания убийцами священника, а возможно, и иные обстоятельства понудили селян начать строительство новой церкви. Освятили храм в честь Святой Троицы.

Из труда митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Церкви» мы знаем, что в 1635 году при Свято-Троицкой церкви был основан «монастырек», значит, храмовое здание было еще достаточно крепким, почему и постройку его можно отнести к концу XVI-началу XVII веков.

«В Минском повете, в имении своем Прилуках, при церкви Святой Троицы, где погребены были весьма многие из князей Заславских, Вишневецких, Горских и других дворян, жена брацлавского подкомория Вильгельма Стеткевича Анна Огинская основала (28 декабря 1635 г.) небольшой монастырь, всего на пять человек; подарила ему сельцо Стукотичи с крестьянами, землями и разными угодиями и отдала этот монастырь под власть Минского Петропавловского настоятеля, так чтобы он с благословения митрополита Петра Могилы и назначал игумена в Прилуцкий монастырек, и имел право суда над всею прилуцкою братиею и ее игуменом.

Первым игуменом в этом монастыре был отец Иосиф Грукович, который и введен был (26 января 1636 г.) во владение сельцом, подаренным монастырю».

Митрополит Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви»

Митрополит Петр (Могила)
Мур (бел.) — каменное, кирпичное строение, стена.
В 1635 году пребывал в Минске с архипастырским визитом митрополит Петр Могила. И «ревностная к благочестию» (в терминах того времени это значило — к Православию) княгиня Анна, вероятно, имела от него очное благословение на основание монастыря в селе Прилуки.

Известный краевед архимандрит Николай (Трусковский) существенно дополняет приведенные выше сведения об обители:

«Бывший Прилуцкий Св. Троицкий мужский монастырь, приписный къ Минскому Петропавловскому монастырю. Онъ находился въ Минском уезде, въ селе Прилукахъ, где ныне дворъ помещика Прилуцкаго. В 1635 г. княгиня Анна Огинская Стеткевичь съ разрешения Киевскаго митрополита Петра Могилы основала православный монастырь при Св. Троицкой церкви, въ которой погребены тела ея предковъ, православныхъ князей Огинских, Вишневецких, Стеткевичевъ и другихъ; и на содержание его записала село Стукатичи и Германовскую гору.

В 1645 г. князья Криштофъ Стеткевичь, подкоморий Брацлавский, и братъ его Богданъ Стеткевичь, каштелян Мстиславский, Екатерина Сангушко Стеткевичъ и Самуилъ Стеткевичъ, хорунжий Оршанский, подтвердили запись кн. Анны Стеткевичъ. Известные настоятели его, подчинённые Минскому Петропавловскому монастырю, следующие:

1) 1635 г. игуменъ Иосифъ Груковичъ;
2) 1736 г. иеромонахъ Дионисий Саевичь;
3) 1740 г. иеромонахъ Иоасафъ Стефановичь».

В 1720 году король Август II Польский издал жалованную грамоту в защиту оставшихся еще (не переданных пока униатам[1]) в Речи Посполитой православных церквей и монастырей. Из этой грамоты можно узнать, что в государстве сохранилось 52 православных монастыря. Среди них и Прилукский… Так, еще 20 лет он будет оставаться православным…

Отец Николай продолжает:

«Более 100 летъ православные монахи владели Прилуцкимъ монастыремъ и его имениемъ. Но в 1740 г. Минский староста Иосифъ Ивановский разогналъ православныхъ монаховъ, насильно завладелъ монастыремъ и его имениемъ Стукатичами».

Некоторые представители шляхты и католического духовенства бравировали даже такими «разгонами», это считалось своего рода геройством. В то время был даже придуман для насильственного перевода в унию особый способ, получивший название «наезд на монастырь». Всего с 1732 по 1743 год «перевели на унию» 128 православных монастырей и церквей. Несложные подсчеты показывают — переводили по одному в месяц... Жертвой «наезда» стал и Прилукский монастырь.

На «мурах»[2] обители несколькими поколениями помещиков построился дворец и хозяйственные сооружения. Основное здание этого дворцового комплекса и несколько служебных построек сохранились до сего дня. В главном здании комплекса сейчас располагается институт защиты растений, задействованы и некоторые подсобные помещения, какие-то из построек ждут своего часа.

Итак, 105 лет — с 1635 по 1740 годы — православные жители Прилук и окрестных деревень окормлялись при Свято-Троицком мужском монастыре.

Калятар — человек, который внес деньги на постройку церкви и имел соответствующие права в отношении нее.
Дизунитами в Речи Посполитой называли православных верующих, не принявших условия Брестской унии.
Фундуш — дар в пользу какого-нибудь учреждения, чаще всего, в пользу костела или монастыря (старопольское право).
В честь Святого Духа прежде Покровский православный храм был освящен униатами.
УПРАЗДНЕНИЕ МОНАСТЫРЯ.
НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА
КАМЕННОЙ ЦЕРКВИ
о время двух периодов наиболее сильного униатского «прессинга» — конца XVI - 30-х гг. XVII вв. и 80-х - 90-х гг. XVII вв. — Прилукская церковь оставалась православной. С 20-х годов XVII века церковь была под опекой Минского православного Петропавловского монастыря… Борьба за Прилукскую церковь между православными и униатами началась, очевидно, в 1741 г. (в различных источниках указываются разные даты закрытия монастыря — прим. ред.), когда 19 декабря того же года местный землевладелец Юзеф-Михал Ивановский, калятар[3] церкви, составил жалобу о запустении "минскими дизунитами"[4] церкви и монастыря… Ивановский считал необходимым передать прилукский приход униатам. Свои намерения через некоторое время он подкрепил материально. Двадцать шестого июля 1755 года был составлен фундуш[5] на волоку земли для прилукского священника, который должен находиться под юрисдикцией униатских митрополитов… Факт такого позднего придания фундуша (через 14 лет после решения отдать церковь униатам) указывает на то, что до 1755 года материальных оснований для существования униатской церкви в Прилуках не было… На месте заброшенного и истлевшего здания Прилукской церкви, запустение которого Ивановский описывал еще в 1741 г., новое было возведено только в 1763 г. Это была новая «под тремя куполами с железными крестами» церковь. Но и она из-за длительных споров между конфессиями за право владения зданием определенное время не действовала», — рассказывает Денис Лисейчиков, заместитель директора Национального исторического архива Беларуси.

Есть один архивный источник, в котором говорится: «Села Прилуки Св. Духовская[6] (прежде Покровская)… шестого класса, деревянная церковь, построенная в 1763 году помещицей Ивановской. Штатного годичного жалованья причту 160 р. Земли при ней 33 десятины. Прихожан муж. пола 465 и женскаго пола 460 душ».

Это единственный источник из находящихся в нашем распоряжении, в котором упоминается церковь Покровская, т. е. освященная в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Более нигде этот факт не нашел своего подтверждения, сколь мы ни старались. И это можно было бы оставить без внимания. Но сложнее отрицать другое: в хронологическую цепь событий этот факт без большой натяжки не вставить. Нет места, нет логики. Мы склонны считать, что это ошибка, таковые случались, увы. Если ошибаемся мы, более скрупулезный исследователь нас поправит, а мы ему будем благодарны.

Семнадцатого мая 1795 года благочинный Минской округи иеромонах Иоаким рапортовал в Минскую духовную консисторию о том, что «в результате его поездки с помощниками в село Прилуки с целью присоединения униатов к благочестию „ничего не успели“». До 1839 года прилукский приход находился в унии.
Копия страницы метрической книги
униатской Прилукской церкви за 1798 год
Речь идет о помещице Луизе Львовне Горват.
В первой составленной после возвращения прихода в Православие ведомости за 1840 год есть свидетельство о том, что в 1778 году церковь в Прилуках перестраивалась. Так как постройка была деревянной, к 1840 году она изрядно обветшала.

В клировой ведомости Прилукской церкви за 1842 год отмечалось, что храм из-за большой течи для проведения богослужений был непригоден. Утвари было недостаточно, церковь нуждалась в книгах, посуде и одежде. Земли при церкви усадебной было около десятины, пахотной одна уволока, сенокосной на 35 возов. Землей владел сам священник. Собственный дом священника был построен из дерева на церковной земле, к 1842 году постройка была уже старой. Причт церковный состоял из священника и дьячка. На их содержание выделялось жалованье 160 рублей серебром в год. В состав прихода, кроме Прилук, входили селения Тимошки, Кохановщина, Слободка, Щомыслица, Максимилия, Волчковичи, Прилучки, Подгай, Лецковщина и Черкасы — всего около 750 жителей.

О намерениях возвести новый храм говорится в ведомости о ходе строительства церквей, которая была представлена виленским генерал-губернатором в Министерство внутренних дел 26 ноября 1854 года: «Повторено Минскому уездному предводителю дворянства о скорейшем отобрании от помещицы Горватовой[7] подписки к постройке каменной в имении ее Прилуках церкви в течение 3х лет, с устройством из материала старой Прилукской церкви кладбищенской деревянной в с. Волчковичах. Причем, по требованию Епархиального начальства, сделано распоряжение об избрании мест под постройку сих церквей». Из документа следует, что помещице не разрешалось строить каменную церковь в Прилуках, используя материалы старого деревянного храма. Епархиальное начальство распорядилось избрать места под постройки двух церквей — деревянной и каменной.
О прихожанах Прилукской церкви. Копия страницы клировой ведомости. 1842 год. НИАБ, фонд 136, опись 1, дело 40681, с. 107 об.
Распоряжение это было принято к исполнению. В ведомости от 24 июня 1855 года указано, что «начато приготовление материала к перенесению старой церкви в Волчковичи и сделано распоряжение об избрании места для постройки каменной церкви, а план и фасад ее представлены в Губернскую строительную и дорожную комиссию».

Дело двигалось медленно. В ведомости от 28 июля 1857 г. находим такое свидетельство: «Помещица Горватова данною 8 мая сего 1857 года подпискою обязалась произвесть постройку каменной церкви в возможной скорости, на что приготовляется нужный материал на постройку по данному плану каменной церкви в Прилуках...»

Наконец 7 декабря 1857 года были подписаны окончательные согласования.

Двадцать пятого апреля 1858 года минский вице-губернатор доносил в МВД: «В имении Прилуках помещица Горватова материал заготовила и самая постройка церкви начата и за скорейшее возведение храма имеется над экономией постоянное наблюдение со стороны полиции, но к какому именно сроку эта церковь будет выстроена, за выбытием помещицы Горватовой с мужем еще в прошедшем году за границу, показания отобрать не от кого».

В рапорте генерал-майора Мейера от 10 сентября 1860 года сообщается, что в «с. Прилуки ревизских крестьян 417, крестьянок 410, государственных крестьян 16, крестьянок 13. Всех прихожан 925. Церковь во имя Св. Духа деревянная с 1763-го года по совершенной ветхости запечатана. Вновь строится и приходит к окончанию во имя Рождества Богородицы. Церковь каменная. Церковной суммы 26р. 34к. По отсутствии владельца нельзя сделать заключения об окончании строения; по возвращении его будет составлен окончательный акт, в г. Минске в присутствии губернатора и владельца».

Видимо, Луиза Львовна Горват не особенно ревностно выполняла свои обязательства, ибо даже в 1861 году храмовая постройка все еще нуждалась в участии. Свидетельством тому может стать документ, датированный 11 октября 1861 года: «Прихожане просятъ дозволения хоть кое какъ подпереть и подправить ветхую и уже давно запечатанную ихъ деревянную Церковь, такъ чтобы возможно было имъ въ ней молиться до лета будущаго года… Похвальное желание свое прихожане приведутъ въ исполнение сами на свой счетъ,— для чего и деньги собрать определили. Къ исправлению ветхой церкви приступятъ тот часъ по получении разрешения отъ Преосвященного на отпечатание этой Церкви».
КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ
В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Шпиальтер — здесь: цинк.
Несмотря на то что к 1860 году строительство каменной церкви «приходит к окончанию», сделать заключение о завершении строительства не представлялось возможным и к концу 1861 года. Было много недоделок. Так, 3 ноября 1861 года минский гражданский губернатор докладывал министру внутренних дел, что церковь в Прилуках «не окончена еще по случаю уклонения от того сказанного помещика». По освидетельствовании постройки каменной Прилукской церкви генерал-майором Мейером «найдено необходимым в некоторых частях здание совершенно перестроить, покрыть шпиальтером[8] крышу, с добавлением колокольни, одного 8-ми пудового колокола и особой постройки новой деревянной церковной избы и, вообще, устроить как внутри, так и снаружи, за что предположено на издержки сумму в количестве семи тысяч пяти рублей, которую бывшие при освидетельствовании прихожане сказанной церкви и другие лица признали весьма умеренной».

Рапортом от 18 ноября 1861 года Мейер доносил, что предлагал владельцу встретиться с ним, но «помещик Хорват, напротив, уклонился от этого и приостановил окончательно работы. Сожалея о начавшейся значительной порче нового, но заброшенного здания, которое по переделке, при исправлениях, может быть прекрасною церковью, преосвященный особенно просил меня об окончательном ее устройстве <….> сделав осмотр этому строению, я составил акт за №20 (вполне одобренный преосвященным), представил его начальнику губернии и проектируемый мною чертеж…».

В донесении Мейера от 26 ноября 1861 года говорится об усердии строителя «русского купца Александра Свечникова, который, несмотря на все местные затруднения и даже явные убытки, не уменьшил своего рвения к Православной церкви».

Милостью Божией 20 июня 1865 года новую церковь освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Проект и план Прилукской церкви.
Архитектор М. Сикорский. 1861 год
В ведомости, представленной полковником генерального штаба Зелинским 27 апреля 1867 года, Прилукская церковь числится «сданной».

В следующей его ведомости от 17 июля 1867 года уточняется, что каменная церковь в Прилуках была осмотрена «7 сентября 1860 г. (№ 3), 11 октября 1861 г. (№20) и 4 июля 1862 г. (№ 22)». По результатам осмотров заключили, что «полагалось ее переделать и исправить». В отчетах есть и такие сведения: «Было произведено: переделки и исправления (кирпичные, плотницкие, столярные и кровельные работы), а также изготовление престола, жертвенника и пр. всего на сумму 2785 руб. — купцом Свечниковым; иконостас с иконами и прочими принадлежностями на сумму 610 р. — художником Сивицким, семипудовый колокол и паникадила на 200 р. — купцом Свечниковым». И такое вот дополнение: «На ведомости помета: „Дело кончено (если подрядчик Свечников будет просить о дополнительной сумме за вставленные в окна железные решетки, то следует ему отказать, так как есть в постройке кое-какие грешки)“».
ОПИСАНИЕ ХРАМА И ПРИХОДА
Аплике — медь или железо, покрытые серебряным листом.
В составленном через 12 лет документе 1879 года «Описание церквей и приходов Минской епархии» о нашем храме и приходе говорится: «… Настоящая церковь, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, расположенная вблизи селения на возвышенной местности, построена въ 1865 году на средства правительства, при пособии отъ прихожанъ. Зданиемъ каменная, сложенная изъ кирпича. По внешнему виду представляетъ форму продолговатаго прямоугольника, съ однимъ рядомъ оконъ, двумя входными дверьми, железною крышею и однимъ открытымъ куполомъ на средине. По крепости церковь находится въ удовлетворительномъ состоянии. Внутри устроена со сводами, которые поддерживаются четырьмя столбами; пол деревянный, стены выбелены известью, приспособлена к отоплению, но за недостатком средствъ и прислуги никогда не огревается. Плошадь внутренней вместительности включает около 30 квадратныхъ саженъ. Клиросы устроены на солее. Иконостасъ новаго устройства, покрашенный белою краскою, съ золочеными карнизами, рамами и резьбою состоитъ из пяти иконъ, расположенныхъ въ одинъ ряд. Утварныя вещи имеются въ достаточномъ количестве, но все оне малоценны, большею частию изъ аплике[9], за исключениемъ одного полнаго серебряного прибора литургийныхъ сосудовъ.

Священническихъ облачений недостаточно, так какъ годныхъ к употреблению имеется только четыре прибора, но из них новым можно признать только одно. Евангелие имеется одно, въ лист, въ сплошномъ металлическомъ золоченомъ окладе; из богослужебныхъ книгъ не достаетъ месячных миней. Въ архиве церковномъ метрическия книги хранятся съ 1791, а исповедныя списки прихожанъ съ 1840 года; другихъ древнихъ документовъ не имеется. Погостъ церковный обнесёнъ деревянною дощатою оградою. Въ колокольне, устроенной во фронтонной части церкви, имеется четыре колокола: въ 7; 4; З,5 пуда и 7 фунтовъ.

Къ сей церкви принадлежитъ приписная Витовецкая церковь, зданиемъ деревянная, въ которой находится местночтимое резное изъ дерева изображение страждущаго Спасителя, величиною около аршина, о которомъ определеннаго сказания не сохранилось, но по народному преданию изображение сие найдено въ источнике, протекающемъ вблизи церкви, которому по сему также приписывается народною верою чудодейственное свойство. Громадное стечение богомольцевъ въ сию церковь по преимуществу бываетъ въ день Воздвижения Честнаго Креста, Преображения Господня и другие некоторые дни.
Кладбищъ въ Прилуцкомъ приходе существуетъ четыре<…>.

III. Приходъ. Самый дальний пунктъ отстояния въ приходе 7 верстъ. Прихожанъ числится мужескаго пола 604, а женскаго – 657 душъ, большинство изъ нихъ крестьянскаго сословия и все занимаются только хлебопашествомъ. Степень религиозности прихожанъ невысока; изъ частныхъ молитвословий между прихожанами развито совершение заупокойныхъ литургий и служение заздравныхъ молебновъ. <…>

IV. Причтъ. Причтъ при сей церкви состоитъ изъ настоятеля и псаломщика. Настоятелемъ въ настоящее время состоитъ священникъ Иосифъ Железняковичъ, студентъ семинарии, священствуетъ съ 1866 года, а при сей церкви состоитъ съ 1877 года; имеетъ набедренникъ. И. д. псаломщика Василий Вериго, въ должности съ 1859 года.

V. Владения церкви и причта. Въ пользу церкви въ течении года дохода поступаетъ до 100 рублей и столько же по приписной Витовецкой церкви. Причтъ, кроме штатного жалованья и дохода по приписной Витовецкой церкви, достигающего до 300 рублей, пользуется церковнымъ помещениемъ и земельнымъ участкомъ, расположеннымъ вблизи церкви и состоящимъ изъ 2 десятинъ усадебной, 24 пахатной, 4 сенокосной и 3,5 неудобной. Планъ и межевая книга на сию землю имеется и владение происходитъ бесспорное. Для помещения причта имеется домъ, гумно, скотский сарай; сеновалъ и амбаръ для священника, а для причетника одинъ домъ. Все постройки требуютъ капитальной ремонтировки, а священнический домъ до того ветхий, что необходимо заменить оный новымъ; но проэкта о приведении причтовыхъ помещений въ должный порядокъ еще не составлено.

VI. Церковныя и приходския учреждения. При церкви существуетъ церковно-приходское попечительство и штатное народное училище, но процентъ грамотности между прихожанами невеликъ. Богадельни въ приходе нетъ».
"Описание церквей и приходов Минской епархии". Копии страниц
У нас есть возможность заглянуть в Прилуки начала XX века. По документам нам известен причт церкви 1910 года: настоятель — священник Николай Анастасьевич Струковский. Псаломщик — Василий Вериго. Староста — крестьянин Михей Гладкий, 1864 года рождения, в должности с 5 января 1910 г.

В ведомости о церкви за 1912 год значится:

«Зданием каменная, с такою же каменною колокольнею, стоящей в одной связи с церковью. Покрыта железом, кругом обнесена железной оградой. Церковь стоит вдали от жилых построек, вне селения на горе. <…>

На горе, прилегающей к дому священника, церкви и школе, разведен с 1899 г. лес на собственныя средства священника Николая Струковского.

Около дома имеется фруктовый сад в 150 деревьев, за который уплачено св-м Н. Струковским наследникам своего предшественника 55 рублей.

Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, заново отремонтированы в 1908 году и составляют собственность церкви. Из других зданий, принадлежащих церкви, перечислены: деревянные, крытые гонтой: церковная школа, гумно, манеж, хлев, амбар; деревянные, крытые соломой: хлев, конюшня, сарай, возовня, погреб, ледник.

В 1911 году сгорели все постройки псаломщика, находившиеся в конце села в 2-х верстах.
Из церковной земли по распоряжению епархиального начальства от 25 февраля 18..(?) г. за №2027 выделено 4 3/4 десятин в пожизненное пользование вдове священника сей церкви Розалии Струковской. На этой земле ею разведен фруктовый сад в 400 деревьев. <…>

Приписанных к сей церкви церквей нет; часовня в д. Волчковичах.

Кладбищ в приходе 5. Они находятся: 1. при д. Прилуки. 2. В д. Волчковичи. 3. Черкассах. 4. Кохановщине. <…>

В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 48 томов. <…>

Имеющиеся в приходе школы: 1. Церковно-приходская при церкви открыта в 1899 г. 2. Министерская в д. Волчковичи…1907 г. 3….Черкассах…1907 г. 4 …в селе Прилуки…1860 г. Церковная школа помещается в доме собственном, на содержание ея отпускается от епархиального училищного совета 590 руб. В сем (1912) году в ней обучается 1 мальчик и 56 девочек.

При церкви состоит старостою церковным крестьянин Михей Гладкий, который должность свою проходит с 5 января 1910 года. От рождения имеет 48 лет.

Преосвященный в последний раз посетил приход в 1902 году. Попечительство существует с 1855 года, которое принимало деятельное участие в ассигновке по устройству железной ограды вокруг церкви на сумму до 200 рублей».
Церковь села Прилуки. Фото сделано до 1913 года
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ
Здесь и далее для удобства читателей имена священнослужителей приводятся в соответствии с современными орфографическими нормами.
Информация о священнослужителях села Прилуки добывалась из разных источников: исторических документов и архивных материалов, научных публикаций и мемуарной литературы. Многое мы почерпнули и из воспоминаний близких и дальних родственников священников, служивших в нашем храме. Объем материала велик, остановимся здесь только на знаковых моментах.

Священник Герман, сведения о котором изложены выше, служил в Прилуках ранее 1635 года.
Кроме игумена Иосифа (Груковича)[10] настоятелями Прилукского Свято-Троицкого монастыря были иеромонах Дионисий (Саевич) — в период, включающий 1736 год, и иеромонах Иоасаф (Стефанович) — по 1740 год (дата начала его служения неизвестна).

Священнослужители униатского периода

В период унии в Свято-Духовском храме служили униатские священники Алексей Красницкий — с 1767 по 1784 год, Петр Окулич — 1784 по 1787 год, Иоанн Левицкий — с 1787 по 1799 год. В 1799 году обязанности настоятеля временно исполнял Михал Басюкевич. А с 1800 по 1825 год настоятелем униатской церкви в Прилуках служил Михаил Пекарский.

Павел Евстафьевич Ситкевич

Последним униатским священником в прилукском приходе был Павел Евстафьевич Ситкевич. Родился он в 1800 году в семье священника Житинской церкви Брестского уезда. Окончил риторический класс уездного училища в Бресте, затем поступил в Сверженский базилианский монастырь, где в течение двух лет обучался богословским наукам. В марте 1825 года Павел Ситкевич был рукоположен во священника, а спустя два месяца помещен к Прилукской униатской церкви Святого Духа, где и прослужил 18 лет: до 1839 года как униатский священник, а после 1839 года, когда храм был передан Минской православной епархии, Павел Ситкевич перешел в Православие и по 1843 год служил уже как православный священник.

Супруга Павла Ситкевича Катерина Михайловна была дочерью его предшественника — настоятеля Прилукской церкви Михаила Пекарского. Известно, что скончалась она в возрасте 40 лет, по принятии Святых Таин. В семье Ситкевичей было четверо детей.

Летом 1843 года отец Павел был уволен за штат по болезни. До 1858 года он жил при семье своего зятя, нового настоятеля Прилукского храма Федора Заранкевича, а затем — при семье своего сына Виктора, также священника.

Федор Дмитриевич Заранкевич

Священник Федор Заранкевич родился в 1816 году в семье настоятеля Минского Екатерининского собора Дмитрия Заранкевича. Известно, что Федор окончил Минскую духовную семинарию. А 29 июля 1843 года, в возрасте 26 лет, сочетался браком с 18-летней Михалиной Павловной Ситкевич, дочерью настоятеля Прилукской церкви. Об этом свидетельствуют записи метрических книг.
Копия страницы метрической книги (фрагмент).
Запись о браке Федора Заранкевича и Михалины Ситкевич
Уже в августе 1843 года священник Федор Заранкевич был назначен настоятелем Прилукской церкви и сменил на этой должности своего тестя.

В семье отца Федора и матушки Михалины родилось пятеро детей, старшая дочь в младенчестве умерла от коклюша.

Священник Федор прослужил в Прилуках 10 лет и в марте 1853 года по распоряжению епархиального начальства был переведен к Вицковщицкой церкви Минского уезда, позже — к Неньковичскому храму Пинского уезда.

Скончался отец Федор 10 ноября 1867 года, состоя на службе. Ему был 51 год.

Анастасий Иванович Струковский

Анастасий Иванович Струковский происходил из семьи священника. Родился в 1832 году. Двенадцатого декабря 1853 года был рукоположен во священника и назначен настоятелем Прилукской церкви.

К месту назначения 22-летний священник приехал со своей 19-летней супругой Розалией Федоровной. Розалия была дочерью священника Самохваловичской церкви Федора Ситкевича и племянницей бывшего священника Прилукской церкви Павла Ситкевича. В Прилуках отца Анастасия встретили 35-летний дьячок Василий Мигай и заштатный причетник Иван Стефанович Волчкевич.

Деревянному храму к тому времени уже исполнилось 90 лет, и проводить в нем богослужения за ветхостью постройки было практически невозможно. Дом, в котором предстояло жить молодой семье священника, также требовал капитального ремонта.

Через два года после приезда Струковских в Прилуки дьячок Мигай внезапно умер, и его сын Софроний еще несколько лет, до поступления на учебу, воспитывался в семье отца Анастасия.

У священника Анастасия и матушки Розалии родилось 11 (согласно другим сведениям — 12) детей. Трое сыновей — Стефан, Федор и Николай — Промыслом Божьим приняли, по достижении возраста, священнический сан. Стефан Анастасьевич и Николай Анастасьевич Струковские стали — каждый в свое время — настоятелями Прилукской церкви.

Несмотря на собственную бедность и многодетность, в своем доме (ради чего даже частично перестроил его) и на свои средства в 1859 году отец Анастасий не только основал в Прилуках училище, но и без всякого вознаграждения от крестьян содержал его до 1863 года. В 1863/64 учебном году прихожане заплатили за обучение детей только помощнику священника по училищу псаломщику Василию Вериго. Отец Анастасий же продолжил трудиться на ниве образования и просвещения бескорыстно. Позднее училище перенесли из дома священника в волостное правление.

Зимой 1874 года отец Анастасий сильно простудился и заболел. Его сердце остановилось 23 января. Священнику было всего 42 года, 20 лет из которых он ревностно прослужил в прилукском приходе.

Известны факты, свидетельствующие о том, что отец Анастасий с пониманием и любовью относился к своим прихожанам, был внимателен к их нуждам, сострадал их бедам и помогал им в разрешении жизненных трудностей.

Вдове отца Анастасия Розалии Федоровне по распоряжению епархиального начальства выделили в пожизненное пользование чуть более четырех десятин церковной земли, на которых она развела фруктовый сад. Об этом сообщают клировые ведомости Прилукской церкви. В 1874 году матушка Розалия была определена просвирней к Озерской церкви Минского уезда. Жалованья она не получала, но могла пользоваться помещением и участком земли.

Вскоре осиротевшую семью отца Анастасия постигла новая беда. На последние средства Розалия Федоровна построила дом, в котором и поселилась с детьми, но в ее отсутствие случился пожар. Новый дом Струковских сгорел дотла вместе со всем имуществом. Семья осталась без приюта и средств к существованию. В отчаянии вдова просила епископа Минского и Бобруйского Александра открыть подписку и «пригласить духовенство к пожертвованиям в пользу несчастной многосемейной вдовы чрез напечатание в епархиальных Ведомостях», что и было сделано.

Известно, что с 1891 года и до конца своих дней матушка Розалия жила при церкви в Прилуках. Архивные документы свидетельствуют, что отошла ко Господу Розалия Федоровна Струковская не ранее 1917 года.

Василий Лукич Васюкович

Священник Василий Васюкович пробыл настоятелем Прилукской церкви лишь семь месяцев в 1874 году.

Родился он в 1848 году в семье священника села Пырашева Слобода Игуменского уезда. Окончил Минскую духовную семинарию, какое-то время трудился законоучителем, затем — псаломщиком при храме в родном селе.

В августе 1873 года Василия Лукича рукоположили во священника к Грицковичской церкви Борисовского уезда, а 1 апреля следующего года назначили настоятелем Прилукского храма. В ноябре 1874 года отец Василий был переведен к Станьковской церкви Минского уезда.

Отец Василий много трудился на ниве образования, где особенно ярко проявился его талант преподавателя. В разные годы священник Василий Васюкович был законоучителем в Станьковском, Кукшевичском, Литвянском, Говязненском, Рудицком народных училищах, земской народной школе в застенке Белый Угол, заведовал Ракомичской церковно-приходской школой. За достойное исполнение законоучительских обязанностей, усердие в народном образовании он был неоднократно награжден медалями и орденами, имел благодарности Минской дирекции народных училищ.

Супругу священника Василия звали Софья Петровна, она также происходила из священнической семьи. В браке у них родилось четверо детей. Один из сыновей — диакон Николай Васюкович — в 1937 году был убит большевиками за веру. В 2000 году был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.
Собор белорусских святых (фрагмент иконы).
Священномученик Николай Васюкович — первый справа от церкви во втором ряду.

Владимир Елисеевич Квятковский

Владимир Квятковский родился в 1849 году в селе Морочь Слуцкого уезда в семье священника. Окончил курс наук Минской духовной семинарии, затем несколько лет трудился учителем. Известно, что Владимир Елисеевич принял участие в переписи населения в качестве счетчика участка № 106, за что в 1868 году получил совершенную Его Величества благодарность.

В 1874 году Владимир Квятковский был рукоположен во священника и определен к Старосельской церкви Мозырского уезда, а 10 ноября того же года переведен к Прилукскому храму, несколько месяцев спустя назначен законоучителем Прилукского народного училища.

На нашем приходе отец Владимир прослужил менее полутора лет, и в феврале 1876 года его перевели в село Рудица Минского уезда на место священника Иосифа Железняковича, который, в свою очередь, стал настоятелем Прилукского храма.

Священник Владимир и матушка Мария Квятковские воспитали пятерых детей. Один из их сыновей, Иосиф, стал священником.

Свою земную жизнь отец Владимир завершил 29 ноября 1908 года, будучи настоятелем Рудицкого храма. Церковь была разрушена в годы гонений за веру, а могила священника сохранилась и была реконструирована.
Могила священника Владимира Квятковского

Иосиф Матвеевич Железнякович

Как и его предшественники, отец Иосиф Железнякович происходил из священнической семьи. Родился он в 1845 году в Турове. Окончил Минскую духовную семинарию в 1865 году, выпустился с аттестатом первого — высшего — класса. В 1866 году был рукоположен во священника.

До назначения его на должность настоятеля Прилукского храма отец Иосиф служил в Петриковской Воскресенской церкви Мозырского уезда, Старинской Петропавловской и Рудицкой Преображенской церквях Минского уезда, в течение четырех лет был благочинным второго округа Минского уезда. По распоряжению епархиального начальства неоднократно исполнял обязанности следователя по духовному ведомству.

О переводе отца Иосифа на наш приход 25 февраля 1876 года журнал «Минские епархиальные ведомости» сообщает так: «Согласно обоюдному прошению перемещены один на место другого священники церквей 2-го благочиннического округа Минского уезда Рудицкой — благочинный Иосиф Железнякович и Прилукской — Владимир Квятковский». Такое решение было принято из соображения, что деятельность Иосифа Железняковича в Прилуках будет «полезнее и совместнее с должностью члена Правления семинарии».

В Прилуках священник Иосиф Железнякович прослужил 16 лет, и был он пастырем ревностным. Кроме исполнения обязанностей приходского священника, отец Иосиф много сил и времени отдавал делу народного образования. В июне 1877 года он был назначен законоучителем Прилукского народного училища. В октябре 1880 года совет дирекции объявил священнику благодарность за усердное исполнение законоучительских обязанностей. Подобные благодарности объявлялись отцу Иосифу неоднократно, а в 1887 году епархиальное начальство благодарило его за заботливость в деле обучения прихожан грамоте в церковно-приходских школах, выразившуюся в открытии не менее одной церковно-приходской школы в своем приходе. Об этом сообщают «Минские епархиальные ведомости».

В 1884 году священник Иосиф Железнякович был назначен наблюдателем за церковно-приходскими школами по второму округу Минского уезда. Его обязанностью было как можно более часто посещать школы округа. Необходимо было способствовать тому, чтобы школа не только обучала мальчиков читать и писать, но и образовывала их, давала им религиозно-нравственное исправление, развивая в них истинно христианские чувства, самоотвержение, смирение, терпение и любовь. В № 20 «Минских епархиальных ведомостей» за 1884 год мы также читаем, что наблюдатели за церковно-приходскими школами должны были следить за тем, «а) имеются ли в училище в достаточном количестве учебные принадлежности; б) исправно ли посещают школу учителя и законоучители; в) исправно ли ходят в школу ученики; г) какие меры употребляются против учеников, уклоняющихся от хождения в школу; г) ходят ли ученики в воскресные и праздничные дни в церковь; д) читают и поют ли на клиросе умеющие из них; ж) говеют ли и приобщаются ли Св. тайнам в Великий пост; з) какой в классе порядок и какие меры употребляются против нарушения дисциплины; и, наконец, если в каком-нибудь приходе их района не последует открытия школы; то узнать причину и сообщить Архипастырю.

В школах при посещении таковых не делать ни учителям, ни законоучителям, ни внушений, ни замечаний, а о всём замеченном беседовать с ними наедине и свои замечания для улучшения школьной постановки наедине передавать в виде советов».

В сентябре 1886 года было открыто Кирилло-Мефодиевское братство при церкви Минской духовной семинарии. Одним из 137 его действительных членов стал священник Иосиф Железнякович. Братство собирало деньги для помощи беднейшим ученикам семинарии, в особенности сиротам, которые не могли быть приняты на казенное содержание, и детям многодетных священников.

В 1891 году отец Иосиф был избран председателем приходского попечительства Прилукской церкви. Членами приходского попечительства избраны крестьяне Яков Подъельский, Павел Циркун, Иван Лабода, Павел Дергай, Филипп Кореневский, Федор Гладкий и Евфимий Володько.

Как отметил Иосиф Железнякович на одном из училищных съездов, в 1890 году «Прилукская церковь доведена до настоящего благолепия обновлением на пожертвованную прихожанами сумму в количестве до 800 рублей и церковные сбережения в количестве 300 рублей».

В марте 1892 года отец Иосиф был переведен к Загорье-Сенненскому храму Новогрудского уезда, где и служил до увольнения за штат по собственному прошению в сентябре 1906 года. Родственники священника Иосифа свидетельствуют, что причиной, вынудившей этого ревностного пастыря почислиться за штат на шестом десятке лет, была прогрессировавшая и в конце концов победившая слепота. На одной из сохранившихся фотографий мы видим отца Иосифа с характерной для незрячего человека тростью…

Священник Иосиф Матвеевич и матушка Анна Михайловна (в девичестве Волочкович, дочь священника) Железняковичи вырастили одиннадцать детей, четверо из которых родились в Прилуках.
Священник Иосиф Железнякович
с супругой Анной Михайловной
и дочерью Анной.
Около 1882-1883 года.
Фото предоставил В. Д. Железнякович
Отец Иосиф регулярно публиковался в «Минских епархиальных ведомостях», участвовал и в разгоревшихся на страницах журнала дискуссиях на тему событий буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов. Заметки отца Иосифа появлялись на страницах ведомостей до 1912 года.

Отошел ко Господу протоиерей Иосиф Матвеевич Железнякович 22 июня 1924 года, прожив 79 лет, из них ревностно прослужив Богу в священном сане 59 лет, и был погребен около храма в Загорье-Сенненском, рядом со своей спутницей жизни Анной Михайловной.

На памятной табличке над его могилкой мы читаем: «Миръ праху твоему, милый и добрейший отецъ нашъ: вниди въ радость Господа твоего!».
Памятная табличка на надгробии священника Иосифа Железняковича.
Фото предоставил В. Д. Железнякович

Стефан Анастасьевич Струковский

Стефан Анастасьевич Струковский родился 26 декабря 1860 года в Прилуках в семье настоятеля нашего храма священника Анастасия Струковского и матушки Розалии Федоровны. В 1883 году Стефан окончил Минскую духовную семинарию и стал служить псаломщиком при Подлесской церкви Слуцкого уезда, позднее был переведен к Столпецкому храму Минского уезда.

Пятнадцатого августа 1885 года Стефан Анастасьевич был рукоположен во дьякона, а 18 августа того же года принял священнический сан и стал служить сперва при Кривичском храме Минского уезда, позднее — в Староельненском храме Новогрудского уезда.

«Минские епархиальные ведомости» за 1887 год сообщают, что за заботливость и усердие в деле обучения своих прихожан грамоте в церковно-приходских школах, выразившееся в открытии более одной церковно-приходской школы в своем приходе, отцу Стефану Струковскому была объявлена признательность епархиального начальства. Но на этом деятельность отца Стефана на поприще образования не прекратилась. По инициативе священника и благодаря его стараниям в селе Староельня была построена церковно-приходская школа.

Четырнадцатого марта 1892 года священник Стефан стал настоятелем храма в Прилуках, в том же году был назначен законоучителем Прилукского народного училища. По сведениям из «Минских епархиальных ведомостей», за усердное преподавание Закона Божия священнику Стефану неоднократно объявлялась благодарность Его Преосвященства.

Среди наград отца Стефана также была серебряная медаль в память Царя-Миротворца Александра III и темно-бронзовая медаль на ленте из государственных цветов, Высочайше пожалованная за труды по первой всеобщей переписи населения империи в 1897 году.

Супругой Стефана Струковского была Антонина Ивановна, в девичестве Миткевич, дочь священника. В семье Струковских воспитывалось пятеро детей.
Священник Стефан Струковский
Антонина Ивановна Струковская
Первого мая 1898 года отец Стефан отошел ко Господу. В том же году преставилась и матушка Антонина. Их малолетние дети остались на попечении брата иерея Стефана, нового настоятеля Прилукской церкви священника Николая Анастасьевича Струковского.

Николай Анастасьевич Струковский

Николай, сын настоятеля Прилукской церкви Анастасия Ивановича Струковского и матушки Розалии Федоровны, родился в 1868 году. В 1893 году Николай Анастасьевич окончил полный курс Минской духовной семинарии, какое-то время преподавал Закон Божий в церковной школе местечка Раков Минского уезда. В 1898 году будущий настоятель нашего прихода окончил педагогические курсы в Москве, после чего трудился учителем в церковных училищах города Речица и Радзивилишки Ковенской губернии.

Седьмого мая 1898 года, после смерти старшего брата, Николай Струковский был определен к Прилукской церкви и 17 мая того же года рукоположен во дьякона, а 24 мая — во священника. Сведения об этом сохранились в журнале «Минские епархиальные ведомости».

Отец Николай был неоднократно награжден за особо усердное отношение к церковно-школьному делу, имел памятные медали.

Его супруга Анна Арсеньевна (как мы полагаем, в девичестве Вишнякова) также происходила из семьи священника Тверской губернии. У отца Николая и матушки Анны родилось четверо детей, в их семье воспитывались и осиротевшие дети отца Стефана Струковского. Племянники называли матушку Анну тетей Нютой. Жила семья в деревянном доме неподалеку от церкви. Известно, что Анна Арсеньевна много лет работала учительницей.
Священник Николай Анастасьевич Струковский с семьей. Матушка Анна Арсеньевна стоит. Крайняя справа — удочеренная племянница Ксения. Около 1909-1910 гг.
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, отец Николай отправил семью в эвакуацию в Тверскую губернию, где проживали родственники матушки Анны. Сам остался в Прилуках. Можно только догадываться, что ему пришлось пережить…

Когда Анна Арсеньевна и дети вернулись из эвакуации в родной дом, их глазам предстало печальное зрелище: хозяйство было разорено. Голландский скот, машины, пасека — все было сметено войной, все было уничтожено.

Затем пришел 1917 год — год революционных потрясений и отделения Церкви от государства; 1918 — год немецкой оккупации; 1919 — год прихода белополяков. Отступая, белополяки снова разорили хозяйство, забрав единственную корову и двух лошадей.

Все эти потрясения не прошли для отца Николая бесследно. Прослужив в Прилукской церкви 23 года (дольше всех своих предшественников), на пятьдесят третьем году жизни, в 1921 году, он скончался.

Вдова отца Николая и двое его сыновей осенью 1923 года невероятными усилиями приобрели корову и срубили избу. Однако пожить в новом доме Струковским пришлось недолго: в 1929 году их репрессировали. То ли как членов семьи священника (умершего 8 лет назад!), так называемого «лишенца», то ли в порядке «раскулачивания». Формальность могла быть любая – причина же одна: уничтожение Церкви. Документов на сей счет у нас нет, есть воспоминания близких сродников, которые формальную часть события не сохранили в памяти (а могли и не знать). Сослали, как считают родственники, на север. Следы некоторых из них сейчас прослеживаются в Уфе. Из ссылки этой на Родину никто не вернулся…

Александр Евдокимович Юденич

Не менее интересна история жизни Александра Евдокимовича Юденича. Родился будущий настоятель Прилукской церкви 6 марта 1883 года в семье Евдокима и Синклитикии Юденичей. Первенец благочестивой семьи увидел свет в местечке Рясна Мстиславского уезда Могилевской губернии и был наречен в честь мученика Александра Севастийского, одного из 40 воинов, в Севастийском озере мучившихся, память которых совершается Церковью 9 марта (по старому стилю).

Евдоким, отец семейства, служил в церкви псаломщиком. В 1903 году работал смотрителем больницы в городе Троки, затем был переведен на должность помощника делопроизводителя приказа. Какое-то время занимал должность помощника начальника станции. Мать Саши Юденича Синклитикия, вероятнее всего, была домохозяйкой, так как в многодетной семье росло семеро детей…

География жительства большой семьи обширна: Могилевщина, Гомельщина, Минщина, города Троки, Вильно. Ныне здравствующие родственники считают, что материальная нужда заставляла их переезжать в поисках лучшей доли. Удивительна жизненная стойкость этой семьи: при имущественной скудости они были известны своим гостеприимством и радушием; при жизненных тяготах им были свойственны жизнерадостность и сила духа. Детей родители старались выучить всему, что было доступно им самим. Так, Александр окончил 2 класса уездной школы, но в совокупности с самообразованием, которым он занимался до 52 лет, ему этого было достаточно, для того чтобы трудиться учителем на дому, лесным техником, чертежником, связистом, служить офицером и священником.

Мобилизация 1914 года застала Александра Евдокимовича Юденича в чине подпоручика. Как младший офицер, он был назначен на должность помощника командира роты в пехотный Ново-Трокский 169 полк.

Двадцать шестого августа 1914 года из-за контузии офицер Александр Юденич попал в германский плен и провел четыре года, четыре месяца и, возможно, четыре дня своей жизни в городе Дебене. Находясь в плену, Александр Евдокимович попросил родную сестру прислать ему духовные книги, и Мария Евдокимовна нашла такую возможность. Так пленный офицер стал готовить себя к служению Богу в духовном сане.

На Родину Александр Евдокимович Юденич вернулся зимой 1919 года. Первое время он жил вместе с семьей своей сестры, работал санитаром в, как тогда говорили, «заразной больнице». В результате переболел тифом. А выздоровев, устроился чертежником-съемщиком в Минский лесной отдел. По свидетельству родственников, после возвращения из плена Александр Евдокимович часто бывал на богослужениях, приобщался Святых Христовых Таин.

Во время белопольской оккупации, лишившись должности из-за незнания польского языка, Александр Юденич был вынужден работать милиционером в Минском отделе полиции (это не ошибка, именно так указана его должность в архивных документах) до прихода Красной армии. Позже он был мобилизован в Красную армию и направлен в Смоленск, а затем в Борисов, где служил помощником начальника командной связи, позднее — чертежником. Какое-то время трудился лесным техником.

После кончины священника Николая Струковского в 1921 году кандидат к рукоположению в священный сан Александр Юденич был направлен в Прилуки для ознакомления с приходом как местом будущего служения. Здесь и произошла его встреча с будущей супругой Ксенией Степановной Струковской, дочерью священника Стефана Струковского, воспитанной после смерти родителей священником Николаем Струковским.

Известно, что, окончив школу, Ксения Струковская получила образование учителя младших классов и работала по этой специальности.

Восемнадцатого мая 1921 года Александр Евдокимович и Ксения Степановна зарегистрировали брак и обвенчались. А уже 9 июня Александр Юденич был рукоположен во священника.

Повидавший жизнь и убеленный сединами человек, рукополагаясь в 1921 году во священника в стране, на тот момент нещадно уничтожавшей Церковь и ее служителей, делал свободный выбор крестного пути, свободный выбор сораспятия Христу! На память приходят слова из книги пророка Исаии: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6; 8).

Через шесть дней после рукоположения последовал первый арест священника Александра. Его подозревали в шпионаже. Осведомитель Саблин и помощник уполномоченного четвертого отдела Даховкира сообщали, что отец Александр «ведет себя подозрительно» (здесь и далее стиль и орфография авторов сохранены — ред.), «оглядывается все по сторонам» и ходит не там, где нужно: то через «проходной двор», то «через огород соседнего дома», а то и вовсе «делает лишний путь», одним словом, «все время прячется». Помощник уполномоченного третьего отдела Караулов достаточных улик против священника не нашел, и его отпустили.
Выписка из протокола заседания ЧКБ
Следующий арест произошел в 1926 году. Дочь отца Александра Татьяна вспоминала, что тогда уполномоченные пришли в дом, чтобы найти золото и деньги, принеся с собой то, что собирались найти, и увезли отца Александра в Минск. Чудом матушке Ксении удалось доказать, что был совершен подлог, и выхлопотать освобождение мужа.

Вскоре отца Александра арестовали «за хулиганство», и он провел под арестом шесть недель.
Жили Юденичи в маленьком домике, больше подходившем для сторожки, крыльцом которого служил, по рассказам родственников, большой камень. В семье подрастало трое детей: дочери Зоя и Татьяна и младший сын Виталий.
Матушка Ксения и отец Александр Юденичи с детьми. Около 1927 года
В 1935 году настоятель был предупрежден о скором закрытии церкви, попытки отца Александра отстоять законные права верующих были безрезультатными. Из храма сделали клуб. После того как «культовое здание» было превращено в «очаг культуры», семье священника пришлось искать себе иное место жительства: жить стало вовсе не на что, от буквального голодания «защищали» только огородик и коза. Но главной бедой было все же характерное поведение «активистов» в отношении «служителей культа» и членов их семей.

Услышав, что в деревне Голынка под Бобруйском якобы есть священническая вакансия, поехали туда. Однако и эта надежда оказалась напрасной: храм в Голынке тоже был закрыт.

Юденичам удалось снять квартиру в населенном пункте Станция Ясень и определить дочерей в школу. Отец Александр после долгих и трудных поисков работы устроился на торфозавод «Свобода» сторожем погрузочной площадки. Зарплата была крайне маленькой, жить было очень тяжело. Ксения Степановна изредка получала лишь скудное вознаграждение за расчистку снега. Так дожили до марта 1937 года. Когда же положение стало невыносимым (усилилось и внимание к семье священника со стороны государственных органов), Юденичи переехали в Бобруйск в надежде затеряться.

Они нашли маленькую квартирку, и отец Александр вновь устроился сторожем в автогараж Белорусского отделения коммунального строительства. На работу вышла и пятнадцатилетняя Зоя, а двенадцатилетняя Татьяна подрабатывала у состоятельных соседей нянькой.

В ночь с 8 на 9 февраля 1938 года в квартире Юденичей произвели обыск. Отца Александра арестовали. Супруги попрощались по-христиански. Отец Александр просил прощения у семьи, велел матушке беречь детей. Слов было сказано мало. Так об этом событии вспоминают родственники семьи.
Священник Александр Юденич
Десятого февраля арестованный священник Александр Юденич, «обвиняемый по статье 72 УК БССР за активную контрреволюционную деятельность против мероприятий партии и правительства, клевету на сталинскую конституцию и законы Совправительства, восхваление жизни при царском режиме, высказывание пораженческих и контрреволюционных клеветнических настроений, доказывание гибели СССР в будущей войне», заполнил анкету и подписал протокол автобиографического допроса.

Инкриминировали Александру Евдокимовичу Юденичу стандартный набор преступлений: пораженчество, фашизм, повстанчество, контрреволюцию, агитацию против проводимых партией и правительством мероприятий, враждебную настроенность к существующему строю. Но дополнялось это все особенным штрихом: «Будучи священником, доказывал о том, что религия является долговечной, а советская власть недолговечная». Как теперь видим – весьма прозорливо.

Все эти обвинения подтвердили трое «свидетелей». Пятого марта 1938 года дело было направлено на рассмотрение «особой тройки» НКВД БССР. Как правило, все приговоры сводились к расстрелу. Дело священника Александра Юденича не стало исключением. Имущество постановили конфисковать.
Выписка из протокола заседания Особой тройки НКВД БССР от 14 марта 1938 г.
Карандашная запись (которая, впрочем, датируется 11.10.1954, т.е. была сделана спустя шестнадцать лет!) на оборотной стороне выписки из протокола о приговоре к расстрелу гласит: «Приговор приведен в исполнение не был в связи со смертью осужденного 21.3.1938 года». Спустя неделю после вынесения приговора осужденный умер. Медицинское заключение отсутствует.

Известно, что во время немецкой оккупации Ксения Степановна с детьми перебралась в Минск, поближе к родственникам. Она отошла ко Господу 10 января 1949 года и была погребена на Минском военном кладбище. Дети отца Александра и матушки Ксении выросли, создали свои семьи и разъехались: кто на Украину, кто в Польшу.

В 1989 году священник Александр Юденич был реабилитирован.

Девятого октября 2004 года стало известно, в каком доме в Прилуках в течение 15 лет проживала семья настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы иерея Александра Юденича. Все родственники, как мы отмечали выше, рассказывали нам, что функции крыльца в доме выполнял некий «большой камень». Так вот, им оказался жернов. Прочие детали из описания дома родственниками также не оставляют сомнения в том, что мы не ошиблись. Да и в народе еще жива память, что это дом священника. И в свой земной дом, и в Дом Отца Небесного священник Александр входил через «жернова» в прямом и в переносном значении слова.
Крыльцо-жернов дома семьи Юденичей.
Фото сделано в 2004 году
ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ
И ПЕВЧИЕ
Клировая ведомость сообщает, что дьячком Прилукской греко-униатской церкви был Леон Соколовский. Служил при храме он до 1832 года. Был родом из Минска, женился на Анне Барановской из деревни Кохановщина Минского уезда. Соколовские жили в Подгае. Известно, что один из сыновей Леона, Игнатий, какое-то время был келейником Высокопреосвященного Иосифа, Архиепископа Литовского. А сын Петр служил причетником Прилукского храма.

Среди причетников храма также значится имя еще одного жителя Подгая Ивана Стефановича Волчкевича.

С 1844 по 1855 годы служил в Прилукском храме дьячок Василий Малахиевич Мигай. За достойное поведение и обучение крестьянских детей повседневным молитвам он был награжден стихарем 20 ноября 1849 года, о чем мы узнали из клировой ведомости Прилукской церкви за 1853 год. Супругой Василия Мигая стала Феодора Леоновна (в девичестве Соколовская), дочь причетника Прилукской церкви. Венчал их 1 июля 1845 года священник Федор Заранкевич. В семье родилось четверо детей, трое из которых умерли во младенчестве. Весной 1855 года заболел воспалением легких сам Василий Мигай, и 4 апреля он преставился. Спустя три недели от чахотки умерла и его жена Феодора, а шестилетний сын Софроний остался круглым сиротой. Опеку над Софронием взял настоятель Прилукской церкви священник Анастасий Струковский, о чем мы упоминали ранее.

В ноябре 1855 года был определен дьячком к Прилукскому храму Иван Киприанович Александрович, сын униатского священника. В личном деле его характеризуют то ли как борца за правду, то ли как дерзкого человека. Прослужил в Прилуках он не более года, затем был перемещен к Рованицкой церкви, позже к Старосверженской, после к Засульской, далее — Вороничской церкви Игуменского уезда. Сложный характер давал о себе знать. Иван Киприанович нигде долго не задерживался. В 1872 году его отчислили от должности с формулировкой «за дерзость». Позднее он переселился в Борисовский уезд, непродолжительное время служил псаломщиком при храмах в разных селах этого уезда, но с февраля 1895 года был вновь отчислен от должности.

В 1858 году служил в нашем храме пятнадцатилетний дьячок Иосиф Онуфриевич Вержболович, сын дьячка. В Прилуках он пробыл около года. Из журнала «Минские епархиальные ведомости» нам известен печальный факт:
"Минские епархиальные ведомости". Фрагмент страницы журнала
Дольше всех своих предшественников — 52 года — служил в Прилукской церкви псаломщик Василий Иосифович Вериго. Родился Василий 22 марта 1837 года в семье пономаря греко-униатской Пятевской церкви. С 1850 по 1853 год обучался в Минском духовном уездном училище, откуда за малую успеваемость был уволен. Затем изучал причетнические предметы в Ляданском монастыре. А 22 октября 1859 года был назначен в Прилукский приход исполняющим должность дьячка. За 35-летнюю усердную и беспорочную службу Василий Вериго был награжден преподанием Архипастырского благословения с выдачей свидетельства, а в 1910 году Государь Император по всеподданнейшему докладу Обер-прокурора Святейшего Синода Всемилостивейше соизволил наградить Василия Вериго за 50-летнюю усердную службу Церкви Божией золотой медалью с надписью «За усердіе» для ношения на шее на Александровской ленте. Об этом было напечатано в «Минских епархиальных ведомостях». Достойно послужив Богу и людям более полувека, дьячок Василий был почислен за штат в июне 1911 года.

Известно, что Василий Иосифович был многодетным отцом. Один из его сыновей, Иосиф, служил псаломщиком в Мало-Долецком храме Борисовского уезда, в 1937 году был арестован за веру, приговорен к 10 годам заключения и погиб в лагере.

После того как псаломщик Василий Иосифович Вериго был почислен за штат, его место в Прилукском храме занял Константин Васильевич Говорский. Родился он в 1892 году в Минске, происходил из сословия потомственных почетных граждан. Какое-то время он учился в Минском духовном училище, практику проходил в Прилуках. Священник Николай Струковский отмечал, что в чтении и церковном пении Говорский «оказался человеком, знающим свое дело, а в письмоводстве церковном заслуживающим похвалы как толковости по работе, так усидчивостью и красотою почерка».

Получив назначение на место псаломщика Прилукского храма в 1911 году, Константин Васильевич женился на дочери своего предшественника Анне. В семье родилось двое сыновей. Оба они сражались за Родину в Великой Отечественной войне, с фронта вернулись живыми и были награждены орденами.

С 1852 по 1909 год старостой Прилукского храма служил Иван Стефанович Кресик, крестьянин деревни Слобода. За ревностную и усердную службу был награжден похвальным листом от епархиального начальства и серебряной медалью на Станиславской ленте, Высочайше пожалованной ему в 1886 году, а в 1911 году — серебряной медалью на Владимирской ленте. Соответствующие записи сделаны в клировой ведомости Прилукской церкви. Информация была опубликована и в «Минских епархиальных ведомостях».
С 26 января 1910 года в должности церковного старосты к Прилукской церкви был утвержден 46-летний крестьянин Михей Гладкий. Известно, что его же переизбрали и в 1913 году на следующее трехлетие.

С отрочества и до насильственного закрытия Прилукского храма пела в церковном хоре Мария Игнатьевна Скоробогатая (в замужестве Кресик), 1900 года рождения, из деревни Подгай. Ее дочь вспоминает, что во время фашистской оккупации Мария Игнатьевна, невзирая на расстояние, брала с собой детей и ходила петь службы в Сенницкий храм, который был действующим в то время, и дьячок Говорский, бывало, «шипел»: «Кресичиха, выше, выше…». Благодаря Марии Игнатьевне, мы знаем еще одну интересную деталь. Она рассказывала дочери, что, когда отпевали отца Николая Струковского в марте 1921 года, весна была такой ранней и большинство крестьян жили так бедно, что прощаться с добрым пастырем многие пришли босиком.

Был певчим в нашем храме до своей женитьбы в 1924 году Петр Андреевич Гладкий, 1887 года рождения, из деревни Лецковщина. По воспоминаниям дочерей, веру они с супругой сохранили и при безбожной власти (впрочем, тайно), в семье всегда строго блюли пост не только в пище, но и духовный.
Мария Игнатьевна Скоробогатая (в замужестве Кресик)
Петр Алексеевич Гладкий
А певчая Мария Адамовна Сенкевич (в замужестве Дудко), 1894 года рождения, тоже из деревни Лецковщина, начала свое церковное послушание после 1924 года. Из рассказов Марии Адамовны, переданных ее дочерью, следует, что церковный хор был довольно солидный для села, в нем принимали участие также и жители деревень Заболотье, Волчковичи.
В ПЛЕНУ
С 1935 года обезображенное церковное здание в Прилуках использовалось, кроме клуба, еще и в качестве больницы, амбулатории, склада.

С осени 1945 года в нем содержали пленных немецких солдат. Это был непродолжительный период, не более года. Функцию кровли над бывшим храмом тогда выполнял брезент. Пленные участвовали в сельхозработах, руководил ими с помощью пленного же переводчика Павел Васильевич Левченко (1904 года рождения), а конвоировали пленных с винтовкой его 17-летняя дочь Мария, 18-летняя Галина Стешчукович и другие. По воспоминаниям бывших конвоиров, военнопленные при передвижениях иногда тоже пели… И как знать, не было ли это своего рода песнью «на реках вавилонских…»?

«На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы Сион. На вербах в той стране повесили мы гусли наши. Там вопрошали нас покорители наши о словах песнопений, уводившие нас в плен о пении нашем: „Спойте нам песни Сионские!“. Как воспоем песню Господню на земле чужой? (Пс. 136)».

В это время Русская Православная Церковь уже без малого 30 лет находилась в плену, и сорок лет плена было еще впереди. И не на чужой земле, а на своей, родной.
РОДИНА
одина. Это… кровь праведников и исповедников, упрямо и истово исповедовавших по завету Спасителя Имя Святое Его перед лицом тех, кто хотел выбить из груди (как сердце вырвать) Образ Господа нашего Иисуса Христа.

Вот уже тысячу лет держатся люди за эту землю… Да что в ней… медом намазано?! Почва не ахти, так… суглинки, супески, чернозема мало, болота. Опять же, золота, серебра в ней не копают, руд нет. Зверь пушной прежде был, это — да, а так… Климат не из лучших. В иных землях, где палку в землю воткни — прорастет, нет той готовности удержаться за эту немилостивую, накрепко просоленную слезами, потом и кровью, проклятую и трижды благословенную землю. Чтобы потом на пепелище строить, поднимать, возводить заново… Родину. И затоптанные кресты могил и храмы… И бережно оттирать полою от налипшей, раскисшей от дождя золы полуобгорелый чей-то сияющий святой лик. Но мы опять поднимем, обиходим и украсим ее — нашу Родину…»[11]

В 1998 году после настойчивых просьб приходской общины остатки церкви все же возвратили верующим.

Три года приходская община раз в неделю собиралась для чтения акафистов. Иногда молебны служил протоиерей Борис Пташинский, настоятель церкви соседнего села Сенница. Чаще всего собирался актив общины: Курилова Анна Лукьяновна, Тютюнова Неонила Федоровна, Калиновский Виктор Владимирович, Афанасенко Фаина Акуловна, Данченко Маргарита Ивановна, Носников Вадим Валерьевич, Носникова Наталья Леонидовна, Скоробогатая Тамара Николаевна, Кирножицкая Ангелина Викторовна, Рапьевец Евгения Федоровна, Зубкевич Евдокия Яковлевна и другие.

Пятнадцатого апреля 2001 года, на Светлое Христово Воскресение, после 66-летнего перерыва в нашем храме совершилась Божественная Литургия. И с мая 2001 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Прилуки совершаются все богослужения, таинства и требы. Это есть основа возрождения души человека для вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава во веки веков, аминь!
[1] Священник Гордей Щеглов: «В 1596 г. группа православных иерархов Речи Посполитой, без согласия своей паствы, но поддержанная королевской властью на церковном соборе в г. Бресте, объявила унию Православной Церкви Речи Посполитой с римско-католической церковью. Православное население в большинстве своем не поддержало эту акцию. Одновременно в Бресте состоялся другой Собор, на котором, кроме представителей местной Православной Церкви, присутствовал и представитель Константинопольского патриарха. Православные на своем Соборе осудили действия униатов и признали решения униатского собора незаконными.

Однако королевская власть, продолжая свою антиправославную политику, утвердила решения Брестского униатского собора и стала всячески способствовать насаждению унии на территории всего государства. С этого времени начинается печальная эпоха насильственного распространения унии и гонений на Православие в Речи Посполитой. Чем дальше шло время, тем все более проявлялись цели этого политического акта – под предлогом «примирения» двух исповеданий обратить православных в римо-католичество. Положение изменилось только с падением Речи Посполитой и присоединением ее областей к Российскому государству.

В 1794–1796 гг. после последних разделов Речи Посполитой произошло первое массовое воссоединение униатов с Православной Церковью. Однако воссоединение это из-за сугубо политических соображений Русского правительства было приостановлено. Окончательно судьбу унии предрешил Полоцкий церковный Собор 1839 г., на котором было принято решение об окончательном воссоединении униатской церкви с Православной. Такова краткая история унии на территории бывшей Речи Посполитой и современных Беларуси, Польши, Литвы, Украины».
[2] Мур (бел.) — каменное, кирпичное строение, стена.
[3] Калятар — человек, который внес деньги на постройку церкви и имел соответствующие права в отношении нее.
[4] Дизунитами в Речи Посполитой называли православных верующих, не принявших условия Брестской унии.
[5] Фундуш — дар в пользу какого-нибудь учреждения, чаще всего, в пользу костела или монастыря (старопольское право).
[6] В честь Святого Духа прежде Покровский православный храм был освящен униатами.
[7] Речь идет о помещице Луизе Львовне Горват.
[8] Шпиальтер — здесь: цинк.
[9] Аплике — медь или железо, покрытые серебряным листом.
[10] Здесь и далее для удобства читателей имена священнослужителей приводятся в соответствии с современными орфографическими нормами.
[11] http://www.zavet.ru/publ/rodina.htm



При подготовке статьи использовались следующие источники: публикация Дениса Лисейчикова «Архивные документы по истории Прилукской униатской церкви XVIII – первой трети XIXвв.», «Жизнь Отечеству, честь никому: материалы Международной научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения Эмерика фон Гуттен-Чапского» (ред. И. Король, И. Гатальский)», клировые ведомости и метрические книги Прилукской церкви, а также номера журнала «Минские епархиальные ведомости».
В работе над материалом принимали участие настоятель церкви священник Владимир Зварич, Татьяна Львовна Шведко, Людмила Анатольевна Ершова, Виктория Зварич.

©prilukicerkov.by

Материал не предназначен для коммерческого использования.
Републикация текста (его части) в электронном издании возможна только с активной ссылкой на источник. Републикация текста в печатном издании возможна с письменного разрешения редакции.