В 1473 году Прилуки в
«Менском повете на реце Пчичи» после смерти князя Евлашка Телятины, хозяина этого села, пожалованы были писарю Васку Любичу. Об этом говорится в Литовской метрике, и, возможно, это наиболее раннее из сохранившихся документальное упоминание о Прилуках.
С конца XV по начало XX века сменилось более четырех десятков владельцев Прилук (здесь следует иметь в виду, что не редкостью были случаи единовременного владения селом сразу несколькими персонами-землевладельцами).
Село располагалось при «почтовой дороге изъ Минска въ Несвижъ». В свое время дорога эта была упразднена, но не исчезла бесследно: и по сей день сохранился (впрочем, в значительно измененном виде) заезжий дом. В нем, в 16 верстах от города, находилась первая по дороге из Минска почтовая станция. Заезжий дом был
«с одной стороны двухэтажный, каменный, оштукатурен и побелен. Крытый гонтою, с большой конюшней и обознею, распивочною и 8 комнатами для проезжающих, с крашеными полами, окошками и дверями» (здесь и далее, цитируя исторические документы, мы по возможности сохраняем оригинальную орфографию и пунктуацию — ред.). Обращает на себя внимание информация о распивочной, и вот почему: в не очень-то крупном населенном пункте в десятках метров друг от друга было еще две (!) корчмы.
«Съ древнихъ временъ до XVII века въ Прилукахъ существовали две церкви: Успенская – на Германовской горе и Св. Троицкая».Архивные документы, которыми мы сегодня располагаем, позволяют сделать вывод, что названные выше храмы существовали в Прилуках в разное время. На разных берегах реки Птичи.
Из «Описания церквей и приходов Минской епархии» мы можем узнать об исповедническом служении некоего священника на прилукской земле:
«Въ окрестностяхъ Прилукъ находится много кургановъ, но опредёленныхъ сказаний о нихъ не сохранилось, за исключением одного, подъ названиемъ "Германовой горы", въ которомъ, по сохранившемуся сказанию, погребенъ одинъ убитый поляками православный священникъ». Предполагаем, что звали его Герман, что служил он Богу и народу Божьему в Успенском храме, пострадал за веру православную и погребен был близ церкви.
Быть может, ветхость деревянного храма, быть может, пожар, причиной которого мог стать поджог здания убийцами священника, а возможно, и иные обстоятельства понудили селян начать строительство новой церкви. Освятили храм в честь Святой Троицы.
Из труда митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Церкви» мы знаем, что в 1635 году при Свято-Троицкой церкви был основан «монастырек», значит, храмовое здание было еще достаточно крепким, почему и постройку его можно отнести к концу XVI-началу XVII веков.
«В Минском повете, в имении своем Прилуках, при церкви Святой Троицы, где погребены были весьма многие из князей Заславских, Вишневецких, Горских и других дворян, жена брацлавского подкомория Вильгельма Стеткевича Анна Огинская основала (28 декабря 1635 г.) небольшой монастырь, всего на пять человек; подарила ему сельцо Стукотичи с крестьянами, землями и разными угодиями и отдала этот монастырь под власть Минского Петропавловского настоятеля, так чтобы он с благословения митрополита Петра Могилы и назначал игумена в Прилуцкий монастырек, и имел право суда над всею прилуцкою братиею и ее игуменом.Первым игуменом в этом монастыре был отец Иосиф Грукович, который и введен был (26 января 1636 г.) во владение сельцом, подаренным монастырю».Митрополит Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви»