Статьи

Алкогольная и наркотическая зависимости. Какую помощь предлагает Церковь?


В июле 2014 года Священный Синод восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября и рекомендовал архиереям и духовенству в этот день совершать молебное пение «о страждущих недугом винопития или наркомании». День трезвости приурочен ко дню памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, который вел трезвый образ жизни, но был обезглавлен во время пьяного пира. Впервые такой праздник был установлен в 1913 году, а в 1914 году было решено проводить его ежегодно.

В газете «Церковное слово» опубликовано интервью, в котором протоиерей Дионисий Пясецкий, руководитель Координационного центра БПЦ по противодействию алкоголизму и наркомании, ответил на вопросы журналиста Гелии Харитоновой о том, какую помощь предлагает Церковь в преодолении алкогольной и наркотической зависимости.
 
— Белорусская Православная Церковь осуществляет активную и разностороннюю деятельность, направленную на решение одной из наиболее острых проблем современного общества — распространения алкогольной и наркотической зависимости среди всех слоев населения, в частности — среди молодежи. Данная проблема неразрывно связана с такими негативными ее последствиями, как насилие в семье, социальное сиротство, аборты, попытки суицида, приобретение статуса лица без определенного места жительства, невосполнимая утрата здоровья (инвалидность), совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения.

С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную помощь и поддержку в преодолении пагубной зависимости, используя при этом как богатый исторический опыт церковной трезвенной деятельности, так и современные методы работы с зависимыми людьми и их родственниками.
 
— Да, известно, что в большинстве случаев за помощью обращаются не сами алкоголики, а их родственники и близкие. Страждущие, видимо, у себя проблем не видят. 

— Такое явление логично и закономерно, поскольку одной из характерных черт химической зависимости является снижение уровня критического отношения к себе. Как следствие, зависимый себя больным не считает и не просит о помощи. В храмы обращаются жены, матери и другие родственники зависимых. Обращаются как в последнюю инстанцию с надеждой на исцеление. Однако цель и суть работы с созависимыми лицами понимают далеко не все представители духовенства.
 
— Ну, потому далеко не каждый священник сможет работать с зависимыми и созависимыми людьми. А чем таким важным должен обладать священник, чтобы понимать проблему и помогать решать ее? 

— Качественную консультацию по проблеме зависимости и оказать реальную помощь может только священнослужитель, который:

  • первое — обладает основательными теоретическими знаниями и практическим опытом работы по данной проблеме (понимает механизмы формирования зависимости, знает пути ее преодоления, знаком со стереотипами поведения зависимых лиц и их окружения и т.д.);
  • второе — владеет справочной информацией о местах, где оказывается помощь по преодолению зависимости (работа реабилитационных центров, православных и прочих групп само- и взаимопомощи в данной местности (группы АА, АН, Ал-Анон и т.п.)), куда можно направить обратившихся;
  • третье — знаком с тематикой и содержанием литературы, которую можно предложить для прочтения по проблеме. Иными словами, священнослужитель, плотно занимающийся проблемами зависимости в теории и на практике.

В связи с этим необходимо констатировать тот факт, что проблемой зависимости не может и не должен заниматься каждый приход и каждый священнослужитель в отдельности. Для осуществления качественной помощи и работы с зависимыми людьми и их родственниками достаточно одного-двух приходов в каждой епархии, куда могут обращаться все, кому необходима помощь по проблемам зависимости.

Идут года... Лукавство крепнет...

— Как у нас обстоят с этим дела?

— В настоящее время практически в каждой епархии имеются священнослужители, лично сочувствующие решению проблемы алкоголизма и по мере своих сил ведущие активную работу в этом направлении. Именно к ним и следует обращаться с конкретными вопросами по зависимости либо за получением информации о том, где в церкви могут помочь с решением этой проблемы.

Вся информация о церковной работе с зависимыми и созависимыми в каждой конкретной епархии БПЦ (виды деятельности, адреса, телефоны) доступна для любого желающего на сайте Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению diaconia.by в специальном разделе  по ссылке. Список адресов помощи также доступен для скачивания.
 
— В Беларуси активно работают группы анонимных алкоголиков (АА) и их родственников (Ал-Анон). Как они взаимодействуют с Церковью? 

— Как показал форум православных обществ трезвости «Трезвая Беларусь. Пасхальные встречи», который проходил в Минске в пасхальные дни, на базе церковных приходов достаточно активно ведется сотрудничество с содружеством анонимных алкоголиков, работают анонимные группы для родственников Ал-Анон, однако православное движение трезвости совсем не так развито, как хотелось бы. Реально действующих обществ трезвости в белорусских епархиях совсем не много: в Гродно, в Минске, в Мозыре, в Лиде и в Бресте. В нескольких других епархиях они только пытаются начать свою работу и определиться с методами.

Вследствие того, что социальная деятельность Церкви очень многогранна и требует направления усилий на решение широкого спектра социальных проблем (помощь больным, инвалидам, сиротам, бездомным и т.д.), стоит признать тот факт, что иногда работа с алкоголе- и наркозависимыми уходит на второй план, сложно найти священнослужителей, душой и сердцем готовых работать с алкоголе- и наркозависимыми людьми.

Однако и от простых прихожан, членов приходских общин зависит многое в плане укрепления и развития церковного трезвенного движения. К сожалению, церковные общины в большинстве своем не готовы принять людей, вставших на путь выздоровления.

Люди, принявшие обет трезвости и полностью отказавшиеся от употребления спиртного, зачастую не находят поддержки и понимания в церковной общине. Абсолютная трезвость в глазах членов приходской общины скорее становится признаком заболевания человека, чем его стремления к добродетели. Он остается в одиночестве на приходских праздниках и застольях, становится предметом насмешек и подтрунивания.
 
— Все-таки, как говорят те же анонимные алкоголики, понять алкоголика может только другой алкоголик. Не переживший подобного опыта человек не в силах это сделать. Обычным людям кажется, что «всего-то делов» — научиться пить в меру. 

— Да, конечной целью, к которой должно привести выздоровление страждущего, люди ошибочно считают возможность умеренного употребления алкоголя. Это в корне противоречит специфике заболевания и в конечном итоге приводит к усугублению протекания болезни. Только полный и бесповоротный отказ от употребления спиртного дает возможность людям, страдающим зависимостью, вернуться к нормальному образу жизни и обрести возможность спасения в Вечности.

Здесь стоит вспомнить, что Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятая на заседании Священного Синода 25 июля 2014 года, обращаясь к каждому христианину, недвусмысленно заявляет: «Долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни».

Очень важно, чтобы приход, при котором действует общество трезвости или ведется какая-либо другая работа по реабилитации зависимых, сознательно принял статус «территории трезвости», где учитываются особенности духовного окормления зависимых и поддерживается их желание жить трезво. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает», — говорит апостол Павел в своем послании к Римлянам (Рим. 14: 21). Эти слова обращены и к тем из нас, кто реально понимает всю тяжесть проблемы зависимости наших близких и желает им помочь.

Также примером заботы о выздоравливающих членах общины может служить забота об их беспрепятственном участии в Таинстве Евхаристии, после которого большой опасностью представляется запивка, так как в некоторых приходах в нее добавляют вино. Именно запивка с добавлением вина, а не само участие в Таинстве Причастия, провоцирует срывы у зависимых людей.


Иллюстрации: открытые интернет-источники

Церковь