Статьи

Жизненно важный выбор. Как не ошибиться на перепутье


Каждому хоть раз в жизни приходилось принимать особенно важные решения. Сохранять отношения или разрывать? Тот ли это человек, с которым я хочу прожить жизнь? В чем мое призвание? Стоит ли менять профессию или постоянное место жительства? Страшно ошибиться, страшно что-то менять. Хочется отложить выбор на потом или вообще его не делать. Что помогает, а что мешает нам принять правильное решение? Рассказывает психолог Марина Филоник.


Какой выбор можно назвать жизненно важным?


Не каждый выбор для нас жизненно важный: например, выбор, что купить или куда сегодня пойти. Но в жизни есть поворотные точки, когда человек оказывается на перепутье, когда от принимаемого им решения может зависеть будущее.

У меня была клиентка, которая пришла ко мне с проблемой выбора детского садика для ребенка. Казалось бы, разве это жизненно важный выбор? Но когда мы стали разбираться, выяснилось, что за ним стоит очень серьезный контекст. В одном садике она как педагог-психолог сможет реализовывать свои образовательные проекты, там будет особая атмосфера для ребенка. А другой садик ближе к дому, дешевле, удобнее, но там она не сможет реализовывать свои замыслы. Оказалось, что за садиками стоит выбор не только жизни ребенка, но и ее самой.

Личностно значимы для человека решения о вступлении в брак или разводе, сохранять ли отношения, взять ли приемного ребенка, решения о смене профессии.


Быстро принять решение


Когда человек стоит на перепутье, процесс принятия решения часто протекает болезненно и тяжело. В этой ситуации люди ведут себя по-разному. Кто-то склонен судорожно принимать хоть какие-то решения, лишь бы только закрыть этот вопрос, успокоиться и идти дальше. Но такие быстрые, порывистые, невыношенные решения часто не дают успокоения. Человек решает одно, потом другое, мечется. Это может длиться долго, но мир, понимание: «да, это то, что нужно» — не приходит.


Уходить от принятия решения


Чаще человек выбирает стратегию ухода от принятия решения. Страх ошибиться бывает настолько силен, что он находит много поводов, чтобы не делать выбор. Он может бежать и от потенциального чувства вины: «Если я сделаю, как хочу, вдруг другой человек будет страдать? Я не могу себе это позволить».

Церковный человек может даже говорить: «Я отдаюсь воле Божьей, пусть Господь все управит». Это может быть действительно зрелой позицией, когда человек что-то делает сам и при этом по-настоящему отдает это Богу. Но чаще это инфантильное перекладывание ответственности.


Что такое правильный (продуктивный) выбор?


Что является критерием того, что выбор сделан, что в процессе принятия решения я иду по верному пути? В рамках исследования нам нужно было выделить процессы продуктивного, или условно хорошего выбора, и непродуктивного, или плохого, выбора и сравнить их закономерности.


Мы исходили из того, что продуктивный выбор — это выбор, который сам человек оценивает для себя как правильный. Но потом выяснилось, что так бывает не всегда. Человек, сам того не замечая, удивительным образом умеет себя обманывать, чтобы скрыть мучающие его вещи. Он даже может сам верить, что принял правильное решение, но на деле это не так.

За проблемой жизненно важного выбора всегда стоит внутриличностный конфликт. Что обычно человеку рекомендуют делать в трудной ситуации, когда ему нужно что-то выбрать? Выделить плюсы и минусы. Для этого даже есть специальные таблички, где можно посчитать баллы. Обычно это помогает, если вы выбираете модель стиральной машины, сотового телефона или дачу с участком: какая у нее цена, сколько километров ехать и прочее. Но когда на кону оказывается жизнь, это не работает. Почему? В ситуации жизненно важного выбора человек выбирает не что-то, лежащее вне его, не предметы или объекты. На самом деле он выбирает себя — каким он будет, если примет одно или другое решение.


И правильный выбор — это выбор, который приводит к разрешению конфликта. Только тогда, когда внутреннее противоречие снимается, мы можем сказать, что выбор совершен продуктивно.

В одной из серий исследований мы брали у людей интервью о выборе, который они совершали в прошлом. Одна женщина уверенно сказала: «Я не жалею, выбор правильный». Она хотела разводиться и уйти к другому мужчине, но все-таки осталась с мужем. Но в процессе интервью она начала плакать, и стало понятно, что, хотя ситуация завершена и человек оценивает свой выбор как правильный, внутренний конфликт не снят. Значит, выбор был совершен непродуктивно.


Муки выбора и снятие конфликта


Когда человек приходит с проблемой выбора к психологу, он ищет успокоения, облегчения, улучшения состояния. Но, парадоксальным образом, чтобы совершить прорыв в ситуацию, когда конфликт будет снят, нам нужно пройти через усиленное заострение этого конфликта. Это значит пройти через серьезную боль, через очень мучительные, острые переживания — муки выбора.


Ситуация выбора может продолжаться годами. Человек переживает, думает об этой проблеме. Но в какой-то момент вопрос выбора встает очень остро. Внешние обстоятельства вынуждают нас решать сейчас. Например, поступить учиться нужно уже в этом году, и нужно решать, будешь ли ты менять профессию или нет. Начинаются настоящие страдания, конфликт заостряется до предела. И тогда совершается качественный скачок, когда конфликт снимается, и выбор совершается.

Почти все стратегии, которые мы используем для совершения выбора, направлены на то, чтобы снять напряжение, убрать боль, меньше переживать. Но такое закрывание глаз, смягчение мешает совершению продуктивного выбора.


Как понять, что мы совершаем правильный выбор?


Есть три критерия продуктивного выбора.

Первый — это острое эмоциональное состояние непосредственно перед принятием решения, когда человек достигает предела переживаний. Он чувствует безысходность, страх, тревогу, иногда ярость, очень сильную душевную боль. Человек даже может какое-то время переживать сильное отчуждение от жизни, депрессивное состояние: эта жизнь мне не подходит, она не моя, так жить дальше невыносимо, нужно что-то менять, даже если есть объективные плюсы. Испытуемые описывают это так: «Я больше не могу так жить, со мной, наверно, что-то случится, я сойду с ума или страшно заболею».

Особенно это видно со сменой профессии. Человек работал в бизнес-среде, получал хорошую зарплату, был успешен. Эта стабильность его держит, а душа уже не выдерживает внутренний конфликт, ей очень хочется заниматься чем-то другим. Есть примеры, когда люди из успешной социальной среды все бросают и идут, например, в сестры милосердия, в монастырь, в социальное служение.

Второй признак — ощущение свободы и легкости после совершения выбора. Это даже телесно проявляется в том, что в плечах появляется свобода, ощущение, что крылья вырастают. Ушли сомнения, страх, острые переживания, появились смелость, уверенность, спокойствие, счастье. Возникает полнота абсолютного «да».

И третий признак, не сразу заметный, — личностные изменения. После совершения правильного выбора человек меняется. Он преодолевает серьезный кризис, тот самый внутриличностный конфликт, и совершается переход на новый этап развития.


Этапы процесса жизненного выбора


Первая стадия — предыстория выбора

Сначала складывается общая неудовлетворенность существующим положением дел. На этой стадии, как правило, человек еще не осознает, что это ситуация выбора. Он просто чувствует какую-то неудовлетворенность: например, отношения все хуже и хуже. И даже если приходят мысли о расставании, человек еще всерьез не ставит себя перед выбором. Кто в браке периодически не думает о разводе? Это не повод сразу разводиться. Человек не переживает это как вызов, как необходимость что-то решать.

Вторая стадия — актуализация ситуации выбора

Если недовольство копится, нарастает, человек переходит на стадию актуализации ситуации выбора, актуализации внутриличностного конфликта. Вследствие внутренних или внешних факторов выбор становится явным. Человек всерьез понимает, что нужно что-то делать. Во второй стадии можно выделить четыре подэтапа.

Сначала происходит рассмотрение альтернатив. Человек определяется, из чего он выбирает, и выделяет плюсы и минусы. Происходит оценка «за» и «против» по каждой альтернативе. И на данной стадии человеку кажется, что основания для выбора лежат вне его: плюсы и минусы касаются не меня, а того, что я выбираю. Эта работа имеет такие плюсы: зарплата, хороший начальник, недалеко ездить. В этот момент фокус внимания не направлен внутрь себя.

Процесс переживания на этой фазе может быть цикличным. Человек рассматривает альтернативы, не находит выхода, пытается снизить негативные переживания, используя разные стратегии. Часто это уход от конфликта, попытка не разбираться с этим или порывистые решения. Но разрешения конфликта не наступает, и человек опять возвращается к рассмотрению альтернатив. Так может продолжаться долго.

Страх и желание нового — две стороны конфликта
В ситуации выбора часто проявляется страх нового. Человеку кажется, что он не справится, и чтобы не делать выбор, он ссылается на внешние препятствия: я мечтаю получить эту профессию, но не смогу поступить в вуз, мне много лет, далеко ездить. Человек использует внешние обстоятельства как повод, чтобы ничего не менять.
Росток желания чего-то нового можно совсем подавить, но успокоение не наступает. Убирается одна из сторон конфликта, но это не значит, что он снимается. Очень важно удерживать обе стороны конфликта, обе альтернативы, которые мучают. Без этого не будет продуктивного движения. Да, очень страшно и хочется по-старому, но в то же время хочется и по-новому.

Я в будущем: разные альтернативы
Чтобы вырваться из этого круга, нужно перенести фокус своего внимания на себя. И это будет переход на следующую фазу — представление себя в будущем, переживание в воображении разных альтернатив. Нужно прожить в воображении кусочек жизни с фокусом не на деньгах, не на обстоятельствах, не на детях, а именно на себе: кто буду я, сделавший этот выбор, и кто буду я, сделавший другой выбор. Это особая психотерапевтическая практика, совместная работа клиента и психолога. Но можно делать это и самостоятельно.

Как правильно представлять себя в будущем, чтобы это было не просто фантазиями?
Конечно, мы не знаем, как все будет на самом деле. Но когда я представляю, каким я буду через несколько лет, если я совершу этот выбор, высвечивается правда, скрытая в этой альтернативе.

Трудно сразу представить себя через 10 лет, поэтому важно проживать этот путь постепенно. Сначала очень подробно проживать первые дни, потом можно ускорить временной шаг. Сначала — каждый день, потом — каждый месяц, потом — годы. И на выходе обязательно нужно прийти к представлению своего «я». Не просто что происходит, какая наша жизнь, а именно кто я, человек, который реализует этот замысел.

Можно попробовать еще один метод. Часто наше тело намного мудрее нас. И наши внутриличностные конфликты, даже наши ценности так или иначе проявляются телесно. Человеку можно предложить встать и представить, где в пространстве комнаты его нынешняя жизнь и где альтернативные варианты, из которых он выбирает. Дальше нужно медленно, вдумчиво, спокойно, двигаться в сторону каждого места. И так пройти по всем местам. Иногда стоит только сделать маленький шажок в одну или в другую сторону и просто прислушаться к своему телу, максимально отключить голову, и, человек поймет, чего он хочет.

Кульминация выбора и непроизвольность момента принятия решения
На пике представления себя в будущем человек может попасть в следующую фазу — ценностный инсайд. Это кульминация процесса принятия решения. Он переживается эмоционально, как взрыв. Это те самые острые переживания, когда дальше уже просто невозможно. Они могут тяжело переживаться даже телесно, например, человек может заболеть. Конфликт заостряется до предела. И если человек проходит этот пик, то решение приходит само. Не потому, что человек все окончательно взвесил, представил себя в будущем и понял, что нужно принять это решение.

Обычно мы думаем, что мы делаем выбор. И в психологии мы говорим: субъект, личность совершает выбор. Но в этой кульминационной точке происходит озарение, и выбор совершается сам. Озарение может длиться от нескольких секунд до суток. Но это не значит, что мы ничего не делаем. Мы много сделали до.

Состояние правильного решения
После ценностного инсайда человек переходит на стадию, когда он переживает состояние правильного решения: это легкость, свобода, радость, нет сомнений, приходит понимание, что это правильно. Когда решение принято и конфликт снят, наступает третья стадия.

Третья стадия — реализация принятого решения

На предыдущих стадиях внешние обстоятельства и люди, особенно близкие, часто являются препятствием для движения человека к подлинному выбору. Человек опирается на мнение значимых, авторитетных для него людей. Но когда вторая стадия с инсайдом прожита, человек без всяких сомнений начинает идти против течения, против обстоятельств, против мнения других людей. Он просто знает, что так правильно.


Внешние обстоятельства и мнение окружающих


При непродуктивной стратегии выбора человек много размышляет о внешних обстоятельствах, о том, что думают о его ситуации родители, друзья, коллеги. А при продуктивном процессе внешние обстоятельства являются поводами для актуализации конфликта. С назреванием критической ситуации человек понимает, что дело не во внешних обстоятельствах. И тут важно переключить фокус своего внимания на себя. Важно понять, чего хочу я, что важно для меня. И если процесс выбора продуктивный, человеку удается преодолеть зависимость от мнения его окружения.


Закономерности непродуктивного выбора


При непродуктивном выборе не происходит личностных изменений, человек не меняется. Это связано с тем, что он выбирал не себя, а что-то лежащее вне его.

Чувства, переживания на всех стадиях непродуктивного процесса выбора не такие сильные и глубокие, не такие острые. Они более поверхностные и легкие. Доминирует раздражение, неудовлетворенность, но кризиса не наступает.

Внешние обстоятельства становятся причиной выбора. Так как конфликт до конца не вызревает, человек может оказаться перед необходимостью выбирать благодаря внешним обстоятельствам.

При непродуктивном выборе высок вес значимости внешнего авторитета, других людей. Человек идет на компромисс, чтобы не было конфликта с близкими, чтобы сохранить мир. Но такой мир — это иллюзия, потому что он достигается ценой «наступания себе на горло» и гашения внутреннего конфликта. Некоторое облегчение наступает, но полноты этого облегчения, легкости, радости, нет.

Непродуктивный выбор — это неразрешенный конфликт. И даже если он был сделан много лет назад, бывает очень важно вернуться в ту ситуацию и внутренне прожить ее заново, чтобы конфликт разрешился.


Подготовила Екатерина Смирнова

Источник

Превью: открытые интернет-источники

Общество