Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам об исцелении десяти прокаженных. Оно всегда читается во время благодарственного молебна, и примером такого благодарения является самарянин, исцеленный Христом и возвратившийся к Его ногам, славя Бога.
Несчастье сделало этих людей равными между собой.
Эти десять прокаженных, по всей видимости, были очень разными людьми, но их объединило одно несчастье, сделавшее их совершенно равными между собой. Самарянин и иудей никогда бы не могли находиться в одном сообществе, в одной компании, но несчастье сделало этих людей равными между собой, похожими друг на друга, в каком-то смысле даровало им единство. И они все вместе, «едиными усты», как мы поем на Литургии, «и единым сердцем» вопияли к Христу: Иисус, Наставник, помилуй нас! Вместе молились, горе их объединило.
А потом Христос их послал показаться священнику. Что это значит? Проказа — это очень тяжелое, страшное заболевание, оно почти не встречается уже в современном обществе, но в те времена было довольно распространенным и очень заразным. Это болезнь, при которой человек гниет, истлевает, у него кожа начинает шелушиться и сходить, и человек превращается в ходячую гниль. Он смердит, он очень опасен. Прокаженные не могли общаться с людьми, входить в города, они были совершенно отлучены от человеческого сообщества и должны были идти и кричать перед собой, чтобы люди слышали, что идут прокаженные и разбегались. Мы и сейчас говорим – «как от прокаженного бежит». В Ветхом Завете существует указание, что если человек каким-то образом исцеляется от этого заболевания, он должен подойти к священнику, чтобы тот засвидетельствовал это исцеление и разрешил ему быть полноценным членом сообщества.
И вот Христос говорит этим прокаженным: «Идите, покажитесь священнику», уже как бы утверждая, что Он дарует им это исцеление. И действительно, так и происходит. Эти люди идут и вдруг замечают, что они очистились. Они теперь готовы войти в полноту этой жизни, для них уже открыты все двери, они наконец-то могут в этом мире жить как нормальные люди. И только один из этих людей возвращается ко Христу, славословя Бога, и падает к Его ногам. Этот человек оказывается самарянином. Самарянин — он и так как прокаженный. Он не может подойти к священнику, тот его не примет. Ему некуда идти. И он идет ко Христу. Христос спрашивает — где же все остальные? Почему они не возвратились поблагодарить Бога за исцеление? А самарянину говорит — иди, вера твоя спасла тебя.
Такая история очень типична. Человек обращается ко Христу, чувствуя свое поражение грехом, как проказой, чувствуя, что он весь истлевает от этого греха, что нет у него ни сил, ни разума, что воля у него парализована, он ничего не может. И он приходит ко Христу в таком состоянии, когда его жизнь похожа на смерть, и просит его оживить, очистить, исцелить. И Христос это делает — исцеляет, очищает человека, дарует ему жизнь, наполняет его Собой. И человеку становится очень хорошо, он чувствует, что у него наконец-то руки на месте, ноги на месте, голова на месте, чувства вдруг начинают действовать. И жизнь-то, оказывается, — вот она! Как же можно теперь замечательно устроиться в этом мире! Как же хорошо, получив от Бога исцеление, наконец-то жить как нормальные люди!
Как ни странно, оказывается, что сам Христос, сам Господь, сама Церковь человеку, в общем, не очень нужны, не очень интересны. А интересно то, что он может в этой Церкви для себя получить.
И получив от Бога исцеление, человек начинает жить как все нормальные люди, потому что человеку всегда чего-то не хватает: радости, общения, удачи, каких-то человеческих понятных вещей. И как же мало времени для того, чтобы все это успеть восполнить! Надо же пожить теперь! И человек начинает жить помимо Христа. Воспользовавшись Божественной милостью, человек не приносит эту милость обратно к Богу для того, чтобы она умножилась во Христе, как это случилось с самарянином, а оставляет ее себе. Потому что, как ни странно, оказывается, что сам Христос, сам Господь, сама Церковь человеку, в общем, не очень нужны, не очень интересны. А интересно то, что он может в этой Церкви для себя получить, что ему может дать Бог, чем он может от Него воспользоваться.
Господь нам дает не просто помощь, исцеление и очищение. Он всегда отдает нам Самого Себя.
Господь же нам всегда дает не просто помощь, исцеление и очищение. Он всегда отдает нам Самого Себя. И мы живы постольку, поскольку Он есть Жизнь. Поэтому часто, получая от Бога что-то, что нужно нам сейчас, мы не замечаем самого главного — того, что Сам Господь нам Себя вручает. Но оказывается, что Сам Бог человеку может быть и не нужен, потому что это слишком много, слишком тяжело для человека. Это может его сильным образом изменить, сделать совершенно иным, и поэтому человек от Бога берет только то, что ему сейчас нужно.
А вот этот самарянин самого себя обратно к Богу привел, потому что это так же естественно — когда Бог отдает человеку Себя, то Он ждет, что и сам человек себя вручит в руки Божьи. Он и сам ждет не чего-то человеческого от нас, не чего-то того, что мы можем Ему человечески от себя принести. У нас не так много возможностей что-то дать Богу, и все это чаще всего ограничивается свечками и записками. А вот себя самого к ногам Христовым принести бывает совершенно непосильно, и совершенно не хочется этого делать. А этот самарянин — удивительный человек, у которого в жизни оказалась только одна дорога, дорога ко Христу. И он ею пошел, и встал у ног Христа. Это и есть благо-дарение. Он себя вручил Богу. Он подарил себя Богу, сделал Ему благой дар в своем собственном лице. Он себя Богу отдал.
И вот сегодня, как и каждое воскресенье, мы совершаем Таинство святой Литургии, Таинство Евхаристии. А слово «евхаристия» и значит «благодарение». Сегодня каждому из нас Христос снова отдаст всего Самого Себя. И нам надо поучиться у этого самарянина вот так же к Нему сегодня подойти.
Превью: фрагмент репродукции картины Джоэла Кирка Ричардса
"Иисус исцеляет прокаженных"