Статьи

Молитва, услышанная от Ангелов

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — эта молитва хорошо известна каждому православному человеку. Но как она появилась в богослужебных текстах и православном молитвослове?
Исторические источники содержат несколько версий ее происхождения.

Православное предание

Православная Церковь придерживается предания, которое было описано в посланиях Константинопольского Патриарха Акакия (471-479) и современных ему епископов к халкидонскому пресвитеру Петру Кнафею. Согласно этому преданию, в Константинополе в 438-439 годах, за 20 дней до Пасхи, около трех часов дня случилось сильное землетрясение. Горожане вышли на улицы для совершения крестных ходов и общественных богослужений с покаянными молитвами и просьбами к Богу о спасении. Мальчик, находившийся в толпе, был неожиданно поднят на небо и услышал пение Ангелов: «Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος!» (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!»). Оказавшись на земле, он немедленно рассказал об услышанном. И вместе с Патриархом все стали петь Трисвятое, прибавив к словам Ангелов: «ἐλέησον ἡμᾶς» («помилуй нас»). После чего землетрясение прекратилось.
В память о чудесном избавлении от бедствия императрица Пульхерия и император Феодосий Младший издали указ о введении Трисвятого в употребление на богослужениях. Это постановление торжественно закрепил Халкидонский собор 451 года.

Молитву попытались исказить

Это сделал Петр Кнафей во второй половине V века. Петр Кнафей, константинопольский монах, был строгим последователем монофизитства — еретического учения, согласно которому в Лице Господа Иисуса Христа заключено не две природы, Божественная и человеческая (как учит Православная Церковь), а одна: некая смешанная, гибридная, богочеловеческая (осуждено IV Вселенским Собором). За это Петр Кнафей был изгнан из Константинополя и отправился в Антиохию, где при содействии своих приверженцев занял место Патриарха. В целях утверждения монофизитства он приказал прибавить к Трисвятому слова «ὁ σταυρωθεὶς δι’ἡμᾶς» («распныйся за ны») и с этой прибавкой его петь. Прибавка выражала монофизитскую мысль, что во Христе распято было и пострадало Божество, а не человечество. Этой ересью не только искажался догмат IV Вселенского собора, но и опровергалось все православное учение о Лицах Святой Троицы.
Учение Кнафея было осуждено уже в 471 году на одном из антиохийских соборов, сам же Кнафей низвержен и изгнан; осуждение это подтверждено было затем и на одном из римских соборов в 485 году.

В древневосточной традиции

Древневосточные (нехалкидонские) православные церкви связывают возникновение Трисвятой песни с молитвой Иосифа Аримофейского, который стоял у креста распятого Иисуса Христа и молился словами: «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный, что распялся ради нас, помилуй нас». В отличие от церквей халкидонской традиции, Трисвятая песнь поется не Троице, а Иисусу Христу — одному из трех Лиц Бога, а в праздник Троицы — Духу Святому, сошедшему на апостолов.


Вопросы

— Почему название молитвы — «Трисвятое»?
— Молитва называется так, потому что в ней трижды повторяется слово «святый».
— Что означает в этой молитве слово «святый»?
— «Святый» — делающий только добро и не делающий зла.
— К кому обращена молитва?
— Ко всем Лицам Святой Троицы: Святый Боже — Бог Отец, Святый Крепкий — Бог Сын, Святый Бессмертный — Бог Дух Святой.
— Почему Дух Святой называется Бессмертным?
— Святой Дух называется Бессмертным, потому что Он дает жизнь всему живущему.
— Почему следует читать «помилуй нас», а не «помилуйте нас»?
— Мы читаем не «помилуйте», а «помилуй», потому что все Лица Пресвятой Троицы — единое Божество.


При подготовке публикации использованы материалы сайтов azbyka.ru (1, 2) и wikipedia.org

Вопросы и ответы подготовлены по книге протоиерея Иоанна Бухарева «Объяснения ежедневных домашних и некоторых повременных церковных молитв православного христианина, десяти заповедей Закона Божия и девяти заповедей о блаженстве» (М., 1880)


Изображение: i.pinimg.com

2024-10-11 07:00 Азбука веры Церковь