И придут от востока и запада, и севера и юга,
и возлягут в Царствии Божием.
Лк.13:29
Одним из самых известных святочных рассказов в русской литературе признано произведение А. И. Куприна «Чудесный доктор». Прототипом главного героя этого рассказа стал талантливый хирург, естествоиспытатель, анатом и педагог Н. И. Пирогов, который обладал не только обширной эрудицией и смелостью для нововведений в медицине, но и большим сердцем. Он всегда старался облегчать страдания своих пациентов и помогать бедным.
Предлагаем вниманию читателей статью митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, посвященную нравственной позиции великого хирурга.
Известный писатель и врач В.Н. В. Вересаев в свое время писал, что научиться врачебному искусству невозможно, точно так же как искусству сценическому или поэзии, к этому должно быть призвание. Стремление оказывать помощь людям, воспитанное с детства, дает положительные плоды при выборе профессии врача.
В своих мемуарах Пирогов вспоминает, что в детстве, насмотревшись на врачей, лечивших брата, он очень любил играть в доктора. Семья была огромная: Николай — 13-й ребенок, «юнейший в доме отца», и недостатка в «пациентах» у него не было. Как не было недостатка в них и потом, всю последующую жизнь. До наших дней остался он врачом №1, и не только потому, что обладал великим талантом врачевания и обогатил медицину смелыми решениями хирурга, но и потому еще, что звание первого русского врача было присвоено ему за душевную чистоту, смелость и за правду во всем – в науке и в жизни.
Был в этом и промысел Божий. Рассказывают, что когда он родился в канун Рождественского поста 13(25) ноября 1810 года, то счастливый отец на радостях произнес: «Будет назван мой сын в честь Святителя и Чудотворца — Николаем. Бедных жалеть он будет и побеждать врагов»[1]. Так и случилось. Вся жизнь Николая Ивановича Пирогова — яркий пример целеустремленности, неустанного творческого труда, несгибаемой воли, человечности.
В мировую науку Пирогов вошел не только как академик-первооткрыватель и создатель целых разделов медицины, но и как врач-подвижник, патриот своего отечества. Его самоотверженный труд, труд врача-добровольца по спасению раненых при обороне Севастополя, его участие в войне на Кавказе и во франко-русской и русско-турецких войнах всегда будут памятны народу как образец истинного самопожертвования. Он всегда был верен святому долгу врача быть там, где он нужнее всего. О своем отъезде на Крымскую войну в 1854 г. в одном из знаменитых севастопольских писем жене он пишет:
В своих мемуарах Пирогов вспоминает, что в детстве, насмотревшись на врачей, лечивших брата, он очень любил играть в доктора. Семья была огромная: Николай — 13-й ребенок, «юнейший в доме отца», и недостатка в «пациентах» у него не было. Как не было недостатка в них и потом, всю последующую жизнь. До наших дней остался он врачом №1, и не только потому, что обладал великим талантом врачевания и обогатил медицину смелыми решениями хирурга, но и потому еще, что звание первого русского врача было присвоено ему за душевную чистоту, смелость и за правду во всем – в науке и в жизни.
Был в этом и промысел Божий. Рассказывают, что когда он родился в канун Рождественского поста 13(25) ноября 1810 года, то счастливый отец на радостях произнес: «Будет назван мой сын в честь Святителя и Чудотворца — Николаем. Бедных жалеть он будет и побеждать врагов»[1]. Так и случилось. Вся жизнь Николая Ивановича Пирогова — яркий пример целеустремленности, неустанного творческого труда, несгибаемой воли, человечности.
В мировую науку Пирогов вошел не только как академик-первооткрыватель и создатель целых разделов медицины, но и как врач-подвижник, патриот своего отечества. Его самоотверженный труд, труд врача-добровольца по спасению раненых при обороне Севастополя, его участие в войне на Кавказе и во франко-русской и русско-турецких войнах всегда будут памятны народу как образец истинного самопожертвования. Он всегда был верен святому долгу врача быть там, где он нужнее всего. О своем отъезде на Крымскую войну в 1854 г. в одном из знаменитых севастопольских писем жене он пишет:
«Подумай только, что мы живем на земле не для себя только, вспомни, что пред нами разыгрывается великая драма, которой следствия отзовутся, может быть, через целые столетия; грешно, сложив руки, быть только праздным зрителем, кому Бог дал хоть какую-нибудь возможность участвовать в ней. <…> Но тому, у кого не остыло еще сердце для высокого и святого, нельзя на все, что делается вокруг нас, смотреть односторонним эгоистическим взглядом, — и ты, которую я привык уважать за твои чувства, верно, утешишься, подумав, что муж твой оставил тебя и детей не понапрасну, а с глубоким убеждением, что он не без пользы подвергается лишениям и разлуке»[2].
И это были не пустые слова. Современники свидетельствовали: «Нельзя было не последовать его великому примеру: как родной отец о детях, так он заботился о больных, и пример его человеколюбия и самопожертвования сильно на всех действовал; все воодушевлялись, видя его; больные, к которым он прикасался, чувствовали облегчение...»[3]. Пирогов стремился не пропустить любую, самую что ни на есть незначительную деталь в заботе о раненых. Он беспокоился, чтобы раненые и больные были всегда обеспечены теплой одеждой и доброкачественной едой. И если не хватало мест в госпиталях, он рекомендовал их устройство в частные дома, но так, чтобы они всегда были под присмотром.
В период пребывания Пирогова в Киеве писатель А. И. Куприн изобразил его в рассказе «Чудесный доктор»[11]. Все описанное там действительно произошло в Киеве. Отец семейства, некто Мерцалов, тяжело переболев брюшным тифом, остался без работы и средств к существованию. Семья с четырьмя малолетними детьми ютилась в сыром полуподвальном помещении, дети начали болеть; одна дочь умерла, вторая — при смерти. Отчаявшийся отец пошел просить милостыню. И когда он уже решил в отчаянии покончить жизнь самоубийством, в парке неожиданно встретил незнакомого доктора, который немедленно отправился с ним к больной девочке, осмотрел ее и назначил лечение. К тому же доктор оставил на столе несколько крупных кредитных билетов. И только когда было получено лекарство из аптеки, на ярлыке к нему было написано имя случайного благодетеля: «По рецепту профессора Пирогова». А. И. Куприн не выдумал рассказ, а описал случай, действительно имевший место в жизни человека, который поведал ему эту трогательную историю. «Чудесным доктором» был Николай Иванович Пирогов. «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью, — продолжил рассказывать Куприну уже сын Мерцалова. — Все переменилось <…> отец отыскал место, матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек» [12].
Есть тем не менее люди, даже и в наше время, сомневающиеся в полном бескорыстии и бессеребничестве замечательного врача, которые приводят в пример якобы известные факты взимания с пациентов денег в последние годы жизни в усадьбе Вишня. Все это не соответствует действительности. Как было на самом деле, свидетельствует современник в книге «У великих могил» (1914 г.). С его слов известно, что Пирогов до последних дней принимал больных, которые съезжались к нему со всех концов. Правда, тут не обошлось без конфуза. Николай Иванович был уверен, что лечит людей бесплатно. И случайно узнал, что Александра Антоновна за его спиной берет с больных гонорары. Ошарашенный Пирогов устроил жене скандал. На него не действовали никакие доводы: ни то, что в семье денег нет — Николая Ивановича лишили всех пособий, кроме пенсии; ни то, что детей надо учить; ни то, что лекарства, которые Пирогов раздает больным, стоят денег. Но тут еще выяснилось, что при Пирогове работало два фельдшера — Альтер и Окопник, его ученик, и они тоже брали с крестьян, должно быть, какое-то вознаграждение за труд, ведь на что-то им надо было жить. И тогда, это понимая, Пирогов «установил билетную систему: с бедных за билет брал по рублю, с богатых – три. А операция с лечением стоила 10-15 рублей. Конечно, крестьянской бедноте он оказывал помощь даром». Европейская знаменитость, Пирогов был доступен самому последнему мужику. На зов его этот генерал (так называли его местные крестьяне) мог явиться днем и ночью. Крестьяне из Вишни свидетельствуют: «И деньгами нам помогал. На выкуп мы после воли (реформа 1861г.) стремились. Пошли к нему просить денег взаймы. Дал человекам шестидесяти. Некоторые потом отработали, а за другими так и пропало» [13].
О морали и нравственности как основы поведения Н. И. Пирогова свидетельствуют его слова в письме одному из друзей — Ф. Я. Каррелю, который в ноябре 1868 г. упрашивал Николая Ивановича вернуться на государственную службу: «Верно, никто не упрекнет меня в равнодушии к общественному делу или корыстолюбии… — отвечал ему Н. И. Пирогов. — Я жертвовал довольно в моей жизни для общего блага. Я служил даром и не получал никакого вознаграждения 13 лет в петербургских госпиталях… Я променял выгодную практику и обеспеченное существование на попечительство в двух учебных округах (Одесском и Киевском). Только одно — требование Отечества найдет меня всегда готовым на безусловное и положительное “да”»[14]. Так, уже будучи в преклонном возрасте, старый хирург принял приглашение правительства и Общества Красного Креста отправиться на Балканскую войну «безо всяких условий» (то есть бесплатно), поскольку «русскому человеку в переживаемое время не приходится делить условий с Обществом Красного Креста».
Даже уже будучи тяжело больным, посещая Одессу в последний раз, незадолго до смерти, он откликается на боль всех к нему прибегающих. Об этом свидетельствует выдержка из письма жены доктора А. В. Бертсона — друга Н.И. Пирогова, на даче которого в Одессе летом 1881 г. он отдыхал: «У нас на даче поселился знаменитый Пирогов. Больные осаждают нашу дачу, хотят, чтоб Пирогов дал им совет. Все это беднота из Юго-Западного края. Нищие. Жена Пирогова заявляет, что муж ее болен и принимать не может. Больные умоляют, рыдают, ужасная сцена. В это время появляется сам Пирогов. Узнав, в чем дело, он объявляет, что будет каждый день принимать бедных бесплатно. Ты бы видела, с какой верой подходят к нему эти бедняки» [15].
В письме к одной из основоположниц сестринского дела Е.М. Бакуниной за несколько месяцев до своей кончины Н.И. Пирогов сам сформулировал те нравственные начала и принципы, которыми он руководствовался: «Главное – не терять уверенности в значении дела, которому была посвящена жизнь, в пользе, доставленной Вами страждущим людям...» [16].
А своих учеников, когда был на педагогическом поприще, он напутствовал так:
Есть тем не менее люди, даже и в наше время, сомневающиеся в полном бескорыстии и бессеребничестве замечательного врача, которые приводят в пример якобы известные факты взимания с пациентов денег в последние годы жизни в усадьбе Вишня. Все это не соответствует действительности. Как было на самом деле, свидетельствует современник в книге «У великих могил» (1914 г.). С его слов известно, что Пирогов до последних дней принимал больных, которые съезжались к нему со всех концов. Правда, тут не обошлось без конфуза. Николай Иванович был уверен, что лечит людей бесплатно. И случайно узнал, что Александра Антоновна за его спиной берет с больных гонорары. Ошарашенный Пирогов устроил жене скандал. На него не действовали никакие доводы: ни то, что в семье денег нет — Николая Ивановича лишили всех пособий, кроме пенсии; ни то, что детей надо учить; ни то, что лекарства, которые Пирогов раздает больным, стоят денег. Но тут еще выяснилось, что при Пирогове работало два фельдшера — Альтер и Окопник, его ученик, и они тоже брали с крестьян, должно быть, какое-то вознаграждение за труд, ведь на что-то им надо было жить. И тогда, это понимая, Пирогов «установил билетную систему: с бедных за билет брал по рублю, с богатых – три. А операция с лечением стоила 10-15 рублей. Конечно, крестьянской бедноте он оказывал помощь даром». Европейская знаменитость, Пирогов был доступен самому последнему мужику. На зов его этот генерал (так называли его местные крестьяне) мог явиться днем и ночью. Крестьяне из Вишни свидетельствуют: «И деньгами нам помогал. На выкуп мы после воли (реформа 1861г.) стремились. Пошли к нему просить денег взаймы. Дал человекам шестидесяти. Некоторые потом отработали, а за другими так и пропало» [13].
О морали и нравственности как основы поведения Н. И. Пирогова свидетельствуют его слова в письме одному из друзей — Ф. Я. Каррелю, который в ноябре 1868 г. упрашивал Николая Ивановича вернуться на государственную службу: «Верно, никто не упрекнет меня в равнодушии к общественному делу или корыстолюбии… — отвечал ему Н. И. Пирогов. — Я жертвовал довольно в моей жизни для общего блага. Я служил даром и не получал никакого вознаграждения 13 лет в петербургских госпиталях… Я променял выгодную практику и обеспеченное существование на попечительство в двух учебных округах (Одесском и Киевском). Только одно — требование Отечества найдет меня всегда готовым на безусловное и положительное “да”»[14]. Так, уже будучи в преклонном возрасте, старый хирург принял приглашение правительства и Общества Красного Креста отправиться на Балканскую войну «безо всяких условий» (то есть бесплатно), поскольку «русскому человеку в переживаемое время не приходится делить условий с Обществом Красного Креста».
Даже уже будучи тяжело больным, посещая Одессу в последний раз, незадолго до смерти, он откликается на боль всех к нему прибегающих. Об этом свидетельствует выдержка из письма жены доктора А. В. Бертсона — друга Н.И. Пирогова, на даче которого в Одессе летом 1881 г. он отдыхал: «У нас на даче поселился знаменитый Пирогов. Больные осаждают нашу дачу, хотят, чтоб Пирогов дал им совет. Все это беднота из Юго-Западного края. Нищие. Жена Пирогова заявляет, что муж ее болен и принимать не может. Больные умоляют, рыдают, ужасная сцена. В это время появляется сам Пирогов. Узнав, в чем дело, он объявляет, что будет каждый день принимать бедных бесплатно. Ты бы видела, с какой верой подходят к нему эти бедняки» [15].
В письме к одной из основоположниц сестринского дела Е.М. Бакуниной за несколько месяцев до своей кончины Н.И. Пирогов сам сформулировал те нравственные начала и принципы, которыми он руководствовался: «Главное – не терять уверенности в значении дела, которому была посвящена жизнь, в пользе, доставленной Вами страждущим людям...» [16].
А своих учеников, когда был на педагогическом поприще, он напутствовал так:
«Берегите жизнь и здоровье и вооружайтесь всей силой воли и нравственным чувством против чувственности, не дайте ей овладеть вашим внутренним бытием. Будьте осторожны, вдумывайтесь в жизнь, а главное, не дайте заглохнуть в душе вере и стремлению к добру — они у вас есть, как и у всего человечества» [1 7].
[1] Брежнев А. Пирогов. М.: Мол. Гвардия, 1990. 476 с., илл. Сер. биогр. («Жизнь замечательных людей»). С. 7.
[2] Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 26.
[3] Там же. С. 510.
[4] Федоров В. Д., Глянцев С. П. Гениальность и нравственность в жизни и деятельности Николая Ивановича Пирогова / Институт хирургии им. А. В. Вишневского; Науч. центр серд.- сосуд. хирургии им. А. Н. Бакулева. [Электр. ресурс] // Вестник РГМУ, 2010.
[5] Там же.
[6] Дейнека И. Я. О медицинской деятельности Н. И. Пирогова во время пребывания его в должности попечителя Одесского учебного округа // Новый хир. арх. 1956. №6. С. 42.
[7] Чалый М. Вторая киевская гимназия (1852-1861) // Киевская старина. 1900. №7-8. С. 67.
[8] Забугин Н. П. Воспоминания. (1856 – 1861) // Столетие Киевской Первой гимназии (1809-1811 – 1911). Т. 2. К., 1911. С. 599-600.
[9] Пирогов Н. И. Сочинения В 2-х тт. СПб., 1887. Т. 2.
[10] Там же. С. 535.
[11] Куприн А. Чудесный доктор // Рождественское чудо. Рассказы русских писателей. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. С. 192-204.
[12] Брежнев А. Пирогов. М.: Мол. Гвардия, 1990. 476 с., илл. Сер. биогр. («Жизнь замечательных людей»). С. 361-362.
[13] Панкратов А. С. У великих могил. М.: Издалъ Валентинъ Португаловъ, 1914. С. 8-9.
[14] Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 572.
[15] Здоров’я України. Медична газета. №11-12 (240-241). Червень 2010. С. 73.
[16] Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 495-496.
[17] Душа моя — храм разоренный. Что разделяет человека и Бога / Н. Пирогов; Д. Е. Мелехов. М.: Русский Хронографъ, 2005. 256 с.
[2] Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 26.
[3] Там же. С. 510.
[4] Федоров В. Д., Глянцев С. П. Гениальность и нравственность в жизни и деятельности Николая Ивановича Пирогова / Институт хирургии им. А. В. Вишневского; Науч. центр серд.- сосуд. хирургии им. А. Н. Бакулева. [Электр. ресурс] // Вестник РГМУ, 2010.
[5] Там же.
[6] Дейнека И. Я. О медицинской деятельности Н. И. Пирогова во время пребывания его в должности попечителя Одесского учебного округа // Новый хир. арх. 1956. №6. С. 42.
[7] Чалый М. Вторая киевская гимназия (1852-1861) // Киевская старина. 1900. №7-8. С. 67.
[8] Забугин Н. П. Воспоминания. (1856 – 1861) // Столетие Киевской Первой гимназии (1809-1811 – 1911). Т. 2. К., 1911. С. 599-600.
[9] Пирогов Н. И. Сочинения В 2-х тт. СПб., 1887. Т. 2.
[10] Там же. С. 535.
[11] Куприн А. Чудесный доктор // Рождественское чудо. Рассказы русских писателей. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. С. 192-204.
[12] Брежнев А. Пирогов. М.: Мол. Гвардия, 1990. 476 с., илл. Сер. биогр. («Жизнь замечательных людей»). С. 361-362.
[13] Панкратов А. С. У великих могил. М.: Издалъ Валентинъ Португаловъ, 1914. С. 8-9.
[14] Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 572.
[15] Здоров’я України. Медична газета. №11-12 (240-241). Червень 2010. С. 73.
[16] Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 495-496.
[17] Душа моя — храм разоренный. Что разделяет человека и Бога / Н. Пирогов; Д. Е. Мелехов. М.: Русский Хронографъ, 2005. 256 с.
Читайте также: Н. И. Пирогов. Хирург и христианин (автор — архиепископ Иоанн (Шаховской))