В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.
Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост — Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.
-1-
Выйти из периода охлаждения
Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает.
Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи.
-2-
Начать помогать людям
В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение — сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.
Святитель Иоанн Златоуст писал:
«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
-3-
Поставить биологическую природу на место
В нашей биологической природе — стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост — древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.
Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело — темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело — это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.
-4-
Выстроить правильную иерархию
Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Как говорил блаженный Августин, если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем.
-5-
Чаще разговаривать с Богом
и приобщаться Святых Христовых Таин
Многие богослужения Великого поста не повторяются в другое время года.
В первые четыре дня поста на вечернем богослужении по частям читается канон преподобного Андрея Критского. Не всегда есть возможность пойти в храм во все эти дни — в таком случае принято читать его дома.
Литургия Преждеосвященных даров — одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться святых Христовых Таин.
Последование Пассии бывает 4 раза в год — во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста, по вечерам. На этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В субботу на пятой седмице Великого поста святая Церковь торжественно совершает молебное пение Акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице.
Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой, самые важные дни, которые стоит постараться посвятить проживанию страданий Христовых. Для этого хорошо поучаствовать в совершенно особенных службах Великих дней.
Пост — время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить большее внимание.
Но необходимо помнить, что пост — это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще все еще до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.
В итоге кто-то добавит молитву преподобного Ефрема Сирина к набору ежедневных молитв, кто-то — просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило (и при этом помнить разницу между «вычитыванием» и сердечной, внимательной молитвой). Это — опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса внимания.
-6-
Вновь открыть для себя Слово Божие
Многие духовники советуют в пост прочесть Евангелие. Хотя бы самое короткое — Евангелие от Марка. Ежедневное чтение небольшого отрывка из Нового Завета можно выбрать как основную задачу на весь пост.
-7-
Наладить отношения с близкими
Все мы живем среди людей. Это и домашние, и наши коллеги. И именно постом нередко возникают ситуации в стиле «был бы праведником — но ближние так мешают!». Но, в конце концов, именно того человека, который стоит перед вами сейчас, некоторые отцы называли главным человеком Вашей жизни.
Поэтому православный пост — самое время помириться или наладить отношения с близкими. Можно воспользоваться тихим временем Великого поста, чтобы изменить атмосферу в семье, уделить внимание общим делам: разговорам, чтению.
Важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью — душевному и телесному.
При подготовке публикации использованы материалы: Прочитать Евангелие и приучить себя молиться Великий православный пост. Правила для тех, кто постится впервые Зачем нужен пост
Фото: https://imgur.com/ https://static-imgs.ru/ www.ioanno.ru