Зачем мы молимся, если Бог о нас и так все знает? Стоит ли просить Господа о насущных проблемах? А как молиться в храме? О смысле молитвы мы поговорили с проректором по стратегическому развитию Свято-Тихоновского университета протоиереем Николаем Емельяновым.
— Зачем вообще нужно молиться? Кто-то может молиться годами и не получить желаемое. Кто-то превращает молитву в обычный «заказ» Богу: «Хочу холодильник». Но холодильник на 15-й минуте чтения премудрого текста почему-то не материализуется.
— Современная деловая культура приучила нас воспринимать жизнь с точки зрения эффективности: «Если я что-то делаю, должен быть исчислимый результат». Но в жизни есть еще созерцательная сторона, которую с точки зрения проверяемого результата оценить невозможно. Так вот, молитва — это в значительной степени именно про созерцание. А созерцание в логику эффективности не вписывается.
Другое дело, что, когда человек молится Богу и у него это начинает как-то получаться, он потом с удивлением замечает вполне ощутимые результаты молитвы в своей жизни. Иногда таким результатом может быть и упомянутый выше холодильник. В некоторых случаях, и даже гораздо чаще, чем можно было бы подумать, это действительно может произойти даже через 15 минут. Но при этом молитва никогда не имеет характер инструмента. Это не инструкция: «Чтобы утихла зубная боль, надо помолиться священномученику Антипе».
Но если человек искренне помолится Богу, почувствует себя стоящим пред Ним, он иногда с удивлением может обнаружить, что Господь либо восполнил его нужду, либо исцелил его боль. Только это не воспринимается в логике: «Я что-то сделал — и оно исправилось». Механизм совсем другой: я сам изменился, обратился к Богу, и что-то в моей жизни произошло. Например, понял наконец, что какое-то мое сильное желание на самом деле было совершенно пустым и ненужным. Или почувствовал, что неполнота моей жизни связана с моими грехами или грехами моих близких, а не с тем, что Господь не хочет мне дать желаемое.
— Значит ли это, что к Богу не стоит приходить с конкретной просьбой? Может быть, не «дай мне холодильник», «дай мне выйти замуж», «дай мне работу и зарплату», а «управи, имиже веси судьбами»?
— Ну, почему же? Если нужен холодильник, о нем и стоит просить. Но только конкретная нужда, помещенная в контекст молитвы, начинает вдруг играть совершенно другими красками — в этом один из смыслов молитвы. И про какую-то вещь ты вдруг можешь понять, что она тебе совсем не нужна. А про другую — наоборот, что она нужна чрезвычайно.
Когда мы молимся, вопросы наших мотивов и целей вообще осознаются необычайно остро. Одна из основных проблем нашей современной жизни — это именно кризис мотивации. С тем, чтобы «выдавать результат», мы еще как-то справляемся, а вот с вопросом «зачем этот результат» — нет. А ведь вопрос «для чего мне это нужно?» на самом деле ключевой. Но современный человек чаще всего до него не доходит.
— Современная деловая культура приучила нас воспринимать жизнь с точки зрения эффективности: «Если я что-то делаю, должен быть исчислимый результат». Но в жизни есть еще созерцательная сторона, которую с точки зрения проверяемого результата оценить невозможно. Так вот, молитва — это в значительной степени именно про созерцание. А созерцание в логику эффективности не вписывается.
Другое дело, что, когда человек молится Богу и у него это начинает как-то получаться, он потом с удивлением замечает вполне ощутимые результаты молитвы в своей жизни. Иногда таким результатом может быть и упомянутый выше холодильник. В некоторых случаях, и даже гораздо чаще, чем можно было бы подумать, это действительно может произойти даже через 15 минут. Но при этом молитва никогда не имеет характер инструмента. Это не инструкция: «Чтобы утихла зубная боль, надо помолиться священномученику Антипе».
Но если человек искренне помолится Богу, почувствует себя стоящим пред Ним, он иногда с удивлением может обнаружить, что Господь либо восполнил его нужду, либо исцелил его боль. Только это не воспринимается в логике: «Я что-то сделал — и оно исправилось». Механизм совсем другой: я сам изменился, обратился к Богу, и что-то в моей жизни произошло. Например, понял наконец, что какое-то мое сильное желание на самом деле было совершенно пустым и ненужным. Или почувствовал, что неполнота моей жизни связана с моими грехами или грехами моих близких, а не с тем, что Господь не хочет мне дать желаемое.
— Значит ли это, что к Богу не стоит приходить с конкретной просьбой? Может быть, не «дай мне холодильник», «дай мне выйти замуж», «дай мне работу и зарплату», а «управи, имиже веси судьбами»?
— Ну, почему же? Если нужен холодильник, о нем и стоит просить. Но только конкретная нужда, помещенная в контекст молитвы, начинает вдруг играть совершенно другими красками — в этом один из смыслов молитвы. И про какую-то вещь ты вдруг можешь понять, что она тебе совсем не нужна. А про другую — наоборот, что она нужна чрезвычайно.
Когда мы молимся, вопросы наших мотивов и целей вообще осознаются необычайно остро. Одна из основных проблем нашей современной жизни — это именно кризис мотивации. С тем, чтобы «выдавать результат», мы еще как-то справляемся, а вот с вопросом «зачем этот результат» — нет. А ведь вопрос «для чего мне это нужно?» на самом деле ключевой. Но современный человек чаще всего до него не доходит.
– Мы знаем, что без воли Господа и волос с головы не упадет. И при этом обращаемся к Богу с конкретными просьбами. Нет ли тут противоречия? Не пытаемся ли мы, говоря «хочу это или то», диктовать Господу свою волю?
– Когда у Бога что-то просят, Ему ничего не диктуют. Смысл молитвы в том, что после того, как ты обращаешь просьбу к Богу, сам же потом пытаешься понять, что с этой просьбой делать дальше. И ответ чаще всего бывает совершенно не такой, как ты ожидаешь. Например, если нужен холодильник, может быть, тебе давно пора сменить работу, да и заработать на него. Или, если уже есть два, а этот – третий, то можно и двумя обойтись или просто первый разобрать и помыть.
Никаких «мелких», «неважных» просьб к Богу не бывает. Если у меня остался к Богу какой-то вопрос, нужно срочно с этим вопросом к Нему идти. Может быть, Господь специально сделал так, чтобы у меня сломался этот холодильник, чтобы я наконец к Нему обратился. Потому что самое страшное – это когда Бога не о чем просить, когда Он не нужен.
— Иоанн Златоуст говорит: «Послушай Бога в заповедях, чтоб Он тебя услышал в молитвах». Значит ли это, что Господь слышит только праведников?
— Нет, конечно. На самом деле святитель здесь ставит вопрос о другом — когда ты молишься, понимаешь ли ты меру собственной ответственности? Когда ты о чем-то просишь Бога, это значит, что ты сам готов Ему ответить, принять тот ответ, который получишь.
То есть если ты молишься Богу и пытаешься как-то прочувствовать Его волю, то тогда ее исполняй. Это и называется «жить праведной жизнью». Молитву нельзя рассматривать как что-то отдельно-формальное от своей жизни. Она связана с помещением всего себя в перспективу стояния перед Богом.
— А как молиться в храме?
— Современным человеком, воспитанным на ценностях индивидуализма, молитва очень часто воспринимается как что-то индивидуальное. «Я лучше найду такой храм, где меня никто не знает, где мало народу, мне никто не мешает молиться, не толкает, не трогает, не дергает. Там я встану и тихонько сам помолюсь в уголке».
В этом есть противоречие, потому что в храм мы приходим именно затем, чтобы помолиться вместе. Единство Церкви в молитве пред Богом принципиально важно, потому что на молитве ты пред Богом всегда стоишь не один — с тобой стоят твои близкие, дальше — твоя церковная община и, наконец, вся Церковь.
— А что именно надо делать на службе в храме? Вот там священник громко что-то читает, хор поет, дьякон вставил возглас. Мне за ними повторять? Или тихо про себя о чем-то молиться?
— Обычно главная проблема, которая стоит перед современным человеком, как раз в том, чтобы преодолеть свою индивидуальность. То есть в храме я как раз переступаю через себя, внося свой вклад в общую молитву. Я молюсь со всеми и преодолеваю то, что мне не нравится или мешает. Например, настоятелю нравится византийский распев, а тебе это совсем не близко. Но это твой приход и твой настоятель, поэтому мы так молимся.
Такое стремление к единству и доброму согласию имеет большой смысл. Хотя личные сложности в восприятии службы, конечно, нужно обсудить с духовником. Ответ на этот вопрос тоже не будет универсальным. Обычные способы всем известны: последить за службой, почитать Иисусову молитву, помолиться своими словами, обратиться к Богу с просьбой или просто постоять и подождать, пока все внешнее немного отодвинется и отпустит. Вообще духовная жизнь — она творческая и, как всякое творчество, нелегкая. Придется потрудиться.
– Когда у Бога что-то просят, Ему ничего не диктуют. Смысл молитвы в том, что после того, как ты обращаешь просьбу к Богу, сам же потом пытаешься понять, что с этой просьбой делать дальше. И ответ чаще всего бывает совершенно не такой, как ты ожидаешь. Например, если нужен холодильник, может быть, тебе давно пора сменить работу, да и заработать на него. Или, если уже есть два, а этот – третий, то можно и двумя обойтись или просто первый разобрать и помыть.
Никаких «мелких», «неважных» просьб к Богу не бывает. Если у меня остался к Богу какой-то вопрос, нужно срочно с этим вопросом к Нему идти. Может быть, Господь специально сделал так, чтобы у меня сломался этот холодильник, чтобы я наконец к Нему обратился. Потому что самое страшное – это когда Бога не о чем просить, когда Он не нужен.
— Иоанн Златоуст говорит: «Послушай Бога в заповедях, чтоб Он тебя услышал в молитвах». Значит ли это, что Господь слышит только праведников?
— Нет, конечно. На самом деле святитель здесь ставит вопрос о другом — когда ты молишься, понимаешь ли ты меру собственной ответственности? Когда ты о чем-то просишь Бога, это значит, что ты сам готов Ему ответить, принять тот ответ, который получишь.
То есть если ты молишься Богу и пытаешься как-то прочувствовать Его волю, то тогда ее исполняй. Это и называется «жить праведной жизнью». Молитву нельзя рассматривать как что-то отдельно-формальное от своей жизни. Она связана с помещением всего себя в перспективу стояния перед Богом.
— А как молиться в храме?
— Современным человеком, воспитанным на ценностях индивидуализма, молитва очень часто воспринимается как что-то индивидуальное. «Я лучше найду такой храм, где меня никто не знает, где мало народу, мне никто не мешает молиться, не толкает, не трогает, не дергает. Там я встану и тихонько сам помолюсь в уголке».
В этом есть противоречие, потому что в храм мы приходим именно затем, чтобы помолиться вместе. Единство Церкви в молитве пред Богом принципиально важно, потому что на молитве ты пред Богом всегда стоишь не один — с тобой стоят твои близкие, дальше — твоя церковная община и, наконец, вся Церковь.
— А что именно надо делать на службе в храме? Вот там священник громко что-то читает, хор поет, дьякон вставил возглас. Мне за ними повторять? Или тихо про себя о чем-то молиться?
— Обычно главная проблема, которая стоит перед современным человеком, как раз в том, чтобы преодолеть свою индивидуальность. То есть в храме я как раз переступаю через себя, внося свой вклад в общую молитву. Я молюсь со всеми и преодолеваю то, что мне не нравится или мешает. Например, настоятелю нравится византийский распев, а тебе это совсем не близко. Но это твой приход и твой настоятель, поэтому мы так молимся.
Такое стремление к единству и доброму согласию имеет большой смысл. Хотя личные сложности в восприятии службы, конечно, нужно обсудить с духовником. Ответ на этот вопрос тоже не будет универсальным. Обычные способы всем известны: последить за службой, почитать Иисусову молитву, помолиться своими словами, обратиться к Богу с просьбой или просто постоять и подождать, пока все внешнее немного отодвинется и отпустит. Вообще духовная жизнь — она творческая и, как всякое творчество, нелегкая. Придется потрудиться.