Статьи

7 правил радости

Епископ Пантелеимон (Шатов) рассказал о семи правилах радости, которые он вывел на основе творений Аввы Дорофея и других святых отцов:

Правило радости 1. Укорять себя

По авве Дорофею, «главная причина смущения то, что мы не укоряем сами себя». Без укорения себя человек никогда не перестанет обижаться сам и оскорблять других, теряя спокойствие.
А как быть, если тебя укоряют несправедливо? Если кто-то испытает себя, то он найдет, что для обиды всегда подал какой-то повод, словом, делом или даже видом. Возможно, обида была нанесена раньше или даже он обидел другого человека и должен был за это пострадать, но не был наказан. Владыка Пантелеимон сказал, что знает много случаев, когда люди страдали вроде бы не за что, но начинали разбираться в своей совести и вспоминали свои тяжелые грехи, за которые в прошлом не понесли ответственности.
Иллюзия считать, что вы были спокойны, а кто-то со стороны вас возмутил. «Ну что же я была такая спокойная, причастилась Святых Христовых Таин, а ты меня выводишь из себя!» Авва Дорофей называет это мнение «смешным» и «дьявольским обольщением». Ссора только показала ту страсть, которая была в человеке, а значит, дает шанс увидеть ее и покаяться в ней. Это как разломить хлеб, у которого внутри гнилость. Авва Зосима Палестинский, известный по житию прп. Марии Египетской, предлагает считать оскорбителя врачом. Если ты оскорбляешься, то ты как бы говоришь Богу: «Не хочу, принимать Твое лекарство, а хочу сгнить от своих ран».
Иногда мы скорбим о том, чего у нас нет: жениха, здоровья, квартиры. Мы должны сказать себе: «Христос знает больше меня, должен я получить желаемое, или нет. Пусть Христос будет мне вместо этой вещи или этой пищи». Он может быть нашим Другом и Женихом наших душ. Может быть пространством, и нам не будет тесно в одной комнате с пятью детьми и родителями.
Дьявольское дело, прочитав Евангелие, начинать им мерить всех, кроме самого себя. К авве Дорофею пришли два брата, старший и младший. Старший жаловался, что второй не слушает его. Младший говорил, что послушал бы, если бы тот говорил ему с любовью, а не приказывал. Каждый из них возлагал вину на ближнего и не укорял самого себя. «Вот почему мы не получаем никакой пользы, но все время мучаем сами себя», — писал преподобный отец.
Еписоп Пантелеимон (Шатов)
Епископ Пантелеимон (Шатов)

Правило радости 2. Путь к радости лежит через скорби

«Если мы хотим научиться радоваться, то мы должны научиться понимать смысл скорбей и страданий, — продолжил епископ Пантелеимон. — Лекарство бывает горьким, но несет исцеление. Нужно научиться терпеть боль, сокращать свои материальные потребности». Радость должна быть испытана скорбью, более того, скорби выжигают мнимую радость и удаляют от человека соблазны. Если нет своих скорбей, то можно и нужно сострадать другим.

Правила радости 3-5. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной

Три правила о качествах радости. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной. Общая означает, что нельзя радоваться самому за счет других. Целомудренная радость не должна быть сластолюбивой и греховной.
Также скорби делают радость тихой, помогают избежать эйфории. Христианская радость не шумная и не безумная. Стремиться нужно не к острым ощущениям, не к радости как наркотику, а к постоянному ровному радостному состоянию.

Правило радости 6. Радость умножается делением

«Делиться радостью не значит эгоистично, не обращая внимания на других, в эйфории изливать бурный поток восторгов, думая убедить печальных и скорбящих, что все хорошо и лучше не бывает. Делиться радостью — это снисходить в глубину несчастья других людей, принимать их боль в свое сердце и тактично и нежно помогать им выпутаться выпутаться из сетей уныния», — продолжил владыка Пантелеимон.

Правило 7. В основе радости благодарность Богу

Под благодарностью епископ Пантелеимон имеет в виду и благодарность Богу за Его благодеяния, и Евхаристию (от греч. «благодарение»).
Нужно учиться радоваться в Светлую Седмицу. Обычно человек постится весь Великий Пост, на Пасху разговелся, расслабился и снова стал унывать. Между тем, хотя можно есть мясо и даже после этого причащаться, расслабляться не стоит. Каждый день нужно стараться быть в храме. Пасхальный час вместо утренних и вечерних молитв — это очень мало. Нужно дополнить правило чтением Евангелия, например, Евангелия от Иоанна, чье чтение начинается в храме с дня Светлого Христова Воскресения. Нужно заранее спланировать, как вы проживете Светлую Седмицу, постараться выучить наизусть Пасхальный канон. Нужно попытаться наполнить душу пасхальной радостью, даже насильно. Иначе получается, что мы постились без цели. Пост завершился, и мы живем, как и прежде. Даже один раз проведя Светлую седмицу так, со вниманием, можно почувствовать изменения в себе. Душа так учится радости духовной.
«Церковь не может быть идеальной, и спасение не в Ней самой по себе, а в Том, Кто в Ней внутри, в Воскресшем Живом Спасителе, — продолжил епископ Пантелеимон. — Нужно радоваться всему тому, что соединяет с этой радостью, распознавать через эту подлинную радость, чем она отличается от мнимой радости. Главная радость — это Литургия. Основа радости — соединение со Христом. Без нее никакие психологические приемы, повысить самооценку не помогут. Мы не можем сами себя за волосы вытянуть из болота. Это может сделать только Бог. Господь не дает нам радость, потому что мы не берем от него. Наша радость должна быть соединена с благодарностью Богу, памятью о благодеяниях Божиих. Такая радость может быть критерием — подлинная радость только то, что совместимо с Евхаристией», — подчеркнул епископ Пантелеимон.

Источник

Текст приведен в сокращении.

Фото: открытые интернет-источники

Церковь