Статьи

Митрополит Петр (Могила)

Тринадцатого января Церковь празднует день памяти митрополита Петра (Могилы), епископа Константинопольской Православной Церкви, митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, экзарха Константинопольского престола, сына правителя Валахии (позже Молдавии). Святитель Петр много сил полагал на борьбу за независимость Православной Церкви от униатов, упорно трудился на ниве образования и просвещения. С именем этого великого человека связана и одна из страниц истории нашего прихода.

Семья


Родился Петр Симеонович Могила, или Петру Мовилэ (в современной румынской транскрипции), 21 декабря 1596 года в Сучаве в семье высокородных молдавских бояр, которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств.
В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.


Образование и военная служба


Образование будущий митрополит получил во Львовском братском училище в строго православном духе. Продолжил свое обучение путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах – в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.

Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан.


Служение духовное


Около 1624 года Петр поступил в Киево-Печерскую лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составлялись и публиковались труды в защиту Православия. В такой среде недавний студент завершил свое образование. И по благословению священноначалия на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

В 1627 году по настоянию ученых монахов был избран архимандритом лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

Портрет с автографом митрополита Петра (Могилы)


Он основал новое высшее духовного училища при лавре – первое в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Для бедных учеников Петр (Могила) организовал в лавре общежитие, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году.

В 1632 году Киевскую братскую школу объединили со школой Киево-Печерской лавры. После объединения школы были реорганизованы в высшее учебное заведение — Киево-Могилянскую коллегию, которая с 1701 года была переименована в академию.
Еще в 1632 году будущий святитель Петр добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования Православной Церкви.

По согласию польского короля при Петре (Могиле) Православной Церкви были возвращены многие монастыри и храмы, в их числе киевский Софийский собор и Выдубецкий монастырь, восстановлена старинная церковь Спаса на Берестове, а также Трехсвятительская церковь. В 1635 году были раскопаны и очищены от развалин остатки Десятинной церкви.

При владыке Петре была прославлена святая праведная Иулиания, княжна Ольшанская.

В 1646 году он созвал «метрополитанский собор», который впервые в истории Православной Церкви принял решение о ведении священниками метрических книг. Однако после смерти владыки Петра практика ведения таких книг, едва начавшись, завершилась.

Рассказывают, что владыка Петр вел строго аскетическую жизнь. Очень любил Киево-Печерскую лавру, считал ее местом особого присутствия Божьего.


Праведная кончина


Святитель Петр внезапно отошел ко Господу в ночь на 1 января 1647 года в полном расцвете сил. Его тело было перенесено из Киево-Печерской лавры в Софийский собор. Девятого марта останки митрополита, не подвергшиеся во все эти месяцы тлению, были преданы земле на указанном им самим месте — в Великой Печерской (Успенской) соборной церкви возле левого клироса.

Тело митрополита Петра находилось на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великая лаврская церковь была взорвана. Взрывчатку заложили возле места погребения митрополита Петра. Гроб с останками владыки оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией.



Добрая память


Московский митрополит Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» писал:

«Имя Петра Могилы — одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, — превосходил своим просвещением, еще более — своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами, и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной церкви — тем, что заботился составить „Православное Исповедание“, принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою».

Митрополитом Петром были задуманы две колоссальные работы: «Жития святых» и исправление славянского текста Библии. Это его заботами монах киевского Кирилловского монастыря Димитрий, впоследствии святитель Димитрий Ростовский, создал первый в Русской православной церкви свод Жжтий святых, навсегда ставший настольной книгой верующих людей.


Имя святителя Петра в истории нашего прихода


В 1635 году митрополит Петр (Могила) посетил Минск с архипастырским визитом и благословил благочестивую княгиню Анну Огинскую основать в селе Прилуки при Троицком храме мужской монастырь, что она и сделала. До 1740 года прилукская Свято-Троицкая обитель оставалась православной, затем была захвачена униатами.

При подготовке публикации использованы материалы сайта и сведения из Википедии.

Иллюстрация: открытые интернет-источники

О святых История жизни