Статьи

Наставления пословицами и поговорками. Преподобный Амвросий Оптинский

Старинные люди хоть и очень простые были,

но поговорки их очень мудрые и основательные.

Преподобный Амвросий Оптинский


Преподобный Амвросий Оптинский своей жизнью показал удивительный пример того, как в физически немощном человеке может действовать такая Божья сила, которую мечтали бы иметь многие внешне полноценные и крепкие люди. А еще жизнь отца Амвросия – это воплощение его любимой фразы: «Где просто, там ангелов со сто». Старец словно показывал, что подлинная мудрость и жизненная правда – выражается не в каких-либо вычурных и утонченных формах, а в простых словах, которые растворены Божьей любовью.

За советом, наставлением, утешением к старцу Амвросию ехали люди из всех уголков Российской Империи, и для каждого он находил мудрое слово. В день обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского предлагаем вниманию читателей выдержки из его писем духовным чадам, поучений и наставлений, записанных очевидцами.

Текст адаптирован для современного читателя.



Человек предполагает, а Бог располагает


...Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем полагаться на всеблагой Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: человек предполагает, а Бог располагает. Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, как угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле.


Уксус и молоко порознь хороши


Духовное отношение к кому-либо нельзя соединить со своей волею – выбирай любое, одно из двух. Уксус и молоко порознь хороши и на своем месте полезны, а слить их вместе – выйдет бурда, ни к чему не годная. Так и самочиние и своеволие с духовным отношением и послушанием не совместимы, а надо держаться одного из двух.


Терпел Моисей...


Древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными...

Есть и поговорка, которой обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.

Не помню, где сказано, что и благочестиво живущему человеку, если он не имеет скорбей, считается год за день, а если благочестивый человек переносит большие скорби, тогда вменяется ему день за год.


Сидор да Карп в Коломне проживают,

а грех и беда с кем не бывают


Да помилует тебя Всеблагой Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе впредь не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти…

Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял, а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех и беда с кем не бывают». И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской а мы – монахи, обрекшие себя на всякую скорбь.


Елико отстоят востоцы от запад,

толико дело от слова


Блаженный Екдикт пишет: «Дом души – терпение; пища души – смирение. Когда пищи в доме недостает, тогда душа выходит вон, то есть из терпения...» На словах об этом рассуждать легко, а на деле исполнить не всегда легко и не для всех. Козельский гражданин имел обычай при случае говорить: «Елико (насколько – прим. ред.) отстоят востоцы от запад (Пс. 102, 12), толико (столь много – прим. ред.) дело от слова».


О смирении


Батюшка Амвросий поучительно объяснял слова Спасителя: когда ударят тебя в десную ланиту (правую щеку – прим. ред.), подставь другую (см. Мф. 5, 39). Ведь обычно, когда ударяют в лицо, ударяют правой рукой в левую щеку, а не в правую. Но Господь хотел представить десной ланитой оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виноват. Подставить же левую – значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и через это осознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должно.


Одна внешность без внутреннего содержания

что тело без души


У Старца Амвросия был и граф Л. Н. Толстой. Пришел он в Оптину, кажется, в конце семидесятых годов, пешком, в крестьянской одежде, в лаптях и с котомкой за плечами. Вскоре, впрочем, открылось его графское достоинство. Пришел он купить что-то в монастырскую лавку и начал при всех раскрывать свой туго набитый деньгами портмоне, и потому все вскоре узнали, кто он таков.

Как по виду крестьянин, он приютился в простонародной гостинице. Одного бедного дьячка спросил старец Амвросий, где он остановился. «Да там, – отвечает тот, – с графом, в простонародной».

Граф Толстой лично был у старца и рассказал ему, указав на свою одежду, как он живет. «Да что ж из этого?» – воскликнул старец, с улыбкой поглядывая на него. Неизвестен подлинный ответ старца графу, но смысл его таков: одна внешность без внутреннего содержания – что тело без души. Все труды и подвиги телесные, и даже самоумерщвления, если они не направлены к исполнению заповедей евангельских, к приобретению добродетелей, и в особенности смирения, не только не приносят пользы душе человека, но, наоборот, приносят ей величайший вред – совершенно ее погубляют.


Где мир да любовь,

там и Бог, там и всякое благо


Господь наш Иисус Христос две исходные заповеди изрек ученикам Своим: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин, 14, 27). И еще: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин. 13, 34). Недаром повторяется мудрое слово старинных людей: где мир да любовь, там и Бог, там всякое благо.


Мышка и маленькая, да пойди, поймай ее


Говорил как-то старец со своей духовной дочерью. Приехала в это время знатная посетительница, о которой сочли нужным немедленно доложить ему. «У меня все равны, – сказал старец. – Мышка и маленькая, да пойди, поймай ее».

А вот что говорил об отношении старца к своим посетителям иеромонах Григорий Борисоглебский: «Пред ним всякий человек чувствовал себя только мирянином; княжеские титулы и графские достоинства, слава, и богатства, и знатности, преимущество образования – все осталось за порогом его келии: все видели в нем только Христова пастыря и становились на колена».


Тише едешь − дальше будешь

.
..Еще бывает уныние от рвения непосильного. Мера во всем хороша. Есть возраст духовный, как и наружный возраст. Как девятилетние не могут браться за то, что впору двадцатилетним, так бывает и в духовной жизни: непосильным и неразумным рвением можно себе духовно живот надорвать. А если Господь кого и сохранит от этого, то, по крайней мере, напрасно примет труд и скорбь. Тише едешь − дальше будешь, сказано опытными.

Вредно не радеть о должном, но не безопасно горячо браться за что-то выше своей меры. Трех более держись: страха Божия, смирения и постоянного покаяния.


Лицемерие хуже неверия


Старец Амвросий рассказывал: «Некоторые отреклись от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. И вот случай: один как-то не верил в Бога. А когда во время войны на Кавказе пришлось ему драться, он в самый разгар сражения, когда летели мимо него пули, пригнулся, обнял лошадь и все время читал: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ним, он отрекся от своих слов. Да, лицемерие хуже неверия».


Славны бубны за горами


Одна посетительница сказала старцу: «Батюшка! Мы о Вас очень много хорошего слышали». А он ей в ответ: «Славны бубны за горами, а подойдешь – лукошко» (бубны – музыкальный инструмент наподобие барабана, лукошко – широкий обруч с донышком из дранки или бересты – прим. ред.).


Мудрость змиина и кротость голубина


В святом Евангелии Сам Господь говорит: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10,16). Мудрость змеи, по словам толкователей, состоит в том, что она больше всего бережет голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру. Во-вторых, мудрость змеи состоит в том, что когда змея хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может. Так и христианин, если желает отрешиться от ветхого человека, то должен проходить тесный путь по евангельскому учению. Простота (кротость) же голубиная состоит в незлобии и прощении обид или досад и подобного.


Боже-то поможи, и сам мужик не лежи


Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи».

А одной женщине, просившей его молитвенной помощи, он сказал: «И сама проси. Ты вспомни: двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их. А сама стала просить – упросила».

Как ни мерекай (мерекать – думать, соображать – прим. ред.) туда и сюда, а нигде не избежишь труда.


От грошовой свечи Москва сгорела


Схиархимандрит Агапит (Беловидов) писал: «Старец Амвросий тщательно вникал во все духовные нужды преданных ему лиц, не упуская из внимания, по-видимому, самых маловажных обстоятельств, нередко повторяя в таких случаях старинную мудрую поговорку: от грошовой свечи Москва сгорела, давая этим разумевать, что все великое, и доброе и злое, начинается всегда с малого, и даже едва приметного».

«...Мелочей для старца не существовало. Он знал, что все в жизни имеет свою цену и свои последствия».

Батюшка также говорил: «Из мелочей составляется крупное». «С малого начнешь, привыкнешь к большему».



От приходящих старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: «Как жить?». И батюшка обыкновенно в шутливом тоне отвечал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».



При подготовке публикации использованы материалы сайта, выдержки из публикаций журнала "Фома"

Иллюстрация: открытые интернет-источники

Цитаты Церковь