Осень закончилась, но связанные с нею депрессия и уныние – нет: слишком много глобального негатива нас окружает. Это и пандемия, и экономический кризис, и всё это – на фоне некоей сакрализации «депрессии» в социальных сетях. На сайте Православие.ру спросили пастырей о том, как принять вышеперечисленные беды и не впасть в уныние, как побороть тревогу и апатию, наступающую от сознания, что от нас ничего не зависит.
Священник Димитрий Шишкин, Симферополь:
Господь говорит, что для человека страшны не сами скорби, а тот урон, который они способны нанести расслабленной и нерадивой душе.
Поэтому как бы там ни было, нам нельзя поддаваться тоске, а напротив, противостоять ей с верой, мужеством и терпением, и тогда, по прошествии времени, обязательно придет от Господа и утешение, и облегчение, и радость – как залог грядущей радости, ожидающей всех «претерпевших до конца». И даже говоря о самых тягостных, последних временах человеческой истории, Господь призывает нас: «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28).
Протоиерей Георгий Балакин, Горноалтайская епархия:
Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека.
Надо, пока не поздно, учиться не только верить, но и доверять, учиться не только зваться, но и быть.
От меня не зависит, какая сегодня погода за окном, но от меня зависит, выходить мне в эту погоду или не выходить.
Пандемия дает еще больше свободы – свободы проявить себя таким, какой ты есть на самом деле.
Но и, наверное, следует не забывать самое главное: Православие – это религия Воскресшего Христа! Жизнь, которую мы живем, – это только начало Жизни Вечной, Жизни Настоящей. Поэтому, если Господь попустил быть такой болезни, значит, и коронавирус – не только причина заболевания, но и в какой-то мере – лекарство от более глубинной болезни, болезни души. Просто на все происходящее надо посмотреть немножко шире: не только до больничной палаты и смерти, но и до будущего воскресения.
Священник Антоний Русакевич, Тверь:
У нас есть полная свобода, чтобы менять нашу жизнь, но очень часто мы этим не пользуемся.
Почему мы не можем принять мир вокруг нас? Потому что мы за Бога начинаем решать, как должен быть устроен мир...
Очень хорошо читать молитву Оптинских старцев. Многим ее сейчас рекомендую. Есть сокращенный вариант этой молитвы. В ней мы просим у Бога дать силы, чтобы принять то, что происходит вокруг нас, смириться с тем, что мы не можем изменить, и разум, чтобы отличить одно от другого. Если человек будет мыслить таким образом, он не будет впадать в уныние. Что такое уныние? Почему мы не можем принять мир вокруг нас? Потому что мы за Бога начинаем решать, что должно быть, а чего не должно быть, как должны вести себя другие люди, как должен быть устроен мир, – это говорит о нашей очень большой гордости. Когда же мы не пытаемся изменить мир силой, а пытаемся изменить прежде всего себя, избавиться от своих грехов, то и жить становится легче, и мир мы начинаем видеть таким, каким его создал Господь, замечаем гораздо больше хорошего. И действительно начинаем в сложные моменты жизни видеть, что Господь рядом, что Он помогает нам через других людей. Через это наша вера может укрепляться. Конечно, когда человек не имеет искренней веры в Бога, упования на Бога, ему всегда будет страшно жить, потому что он всегда будет видеть вокруг нехорошие примеры: как люди стремятся ко греху, как грех действует разрушительно на их жизни. Конечно, все будет страшно. Из-за этого у нас многие люди впадают в различные суеверия, в гадания, в магию. Это просто говорит о том, что люди не имеют достаточной веры в Бога, ищут еще какие-то подпорки. Нам нужно укреплять веру, избавляться от греха. И постепенно, постепенно мы будем совершенно по-другому ко всему относиться: не будем углубляться в житейскую суету, не будем в этом тонуть, как у многих людей бывает, которые суетятся, суетятся и говорят, что даже нет времени в храм сходить. Если у нас будут другие приоритеты, то и время на все появится.
Текст приведен в сокращении.
Превью: открытые интернет-источники