Преподобная Евфросиния носила в миру имя Предслава. Она родилась в начале XII века в семье полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Истоки этого княжеского рода восходят к равноапостольному князю Владимиру и Рогнеде.
Отказалась выходить замуж и приняла постриг
Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкого княжества, и многие князья искали ее руки. Возможно, благодаря такому браку Киевская или Новгородская земля могла породниться с Полоцкой. Но княжна выбрала другой путь и тайно ушла из дома в монастырь, где игуменьей была ее родная тетя.
Однако та стала отговаривать племянницу от принятия пострига. Но, как повествует древнее житие, побеседовав с Предславой, удивилась «разуму отроковицы и ее любви к Богу и повелела исполнить волю ее. И огласил ее иерей, и постриг ее; и нарекли ей имя Евфросиния…»
Была одной из образованнейших женщин своего времени и выбрала мужскую работу
В родительском доме Предслава получила хорошее образование. Ее прилежанию к учебе удивлялся даже ее отец. Она читала Священное Писание и творения святых отцов, владела несколькими языками и могла свободно переводить. Поэтому, приняв постриг, Евфросиния попросила епископа выделить ей место в Софийском соборе, где была самая большая в княжестве библиотека, и стала переписывать книги.
В те времена это занятие считалось очень трудным, посильным только мужчинам: нужно было сидеть в строго определенной позе и писать не на столе, а фактически на колене.
Основала два монастыря: женский и мужской
Однажды Евфросинии явился ангел и сказал, что ей надлежит идти на место, называемое Сельцо, и основать там девическую обитель. В ту же самую ночь ангел явился и епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного».
Преподобная вместе с одной из инокинь отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба. Первые годы в основанной преподобной обители жили всего 5-6 монахинь — сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра. Позже число инокинь увеличилось, возникла школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг.
Неподалеку от Спасской обители преподобная Евфросиния построила другую каменную церковь — в честь Пресвятой Богородицы. «И ее создав, украсила иконами и, освятив, передала монахам, — и был монастырь большой».
По молитвам преподобной Господь совершил чудо
Как повествует древнее житие, незадолго до окончания строительства каменной Спасской церкви (вместо ветхой деревянной) монастырские работники обнаружили, что приготовленной плинфы недостаточно. «…И поискав, не нашли ничего. И печалилась об этом Евфросиния и, вздохнувши, сказала: “Слава Тебе, Владыко, Вседержителю и Человеколюбче, даровавший нам большее, — подай же нам и меньшее, чем совершится церковь Твоя”. И так она помолилась, и поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы», благодаря чему и удалось завершить строительство в назначенный срок.
По благословению преподобной Евфросинии Полоцкой был сделан напрестольный крест — бесценная святыня
По благословению преподобной Евфросинии в 1161 году для Спасского храма искусный мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил напрестольный крест-ковчег. «Честное древо безценно», — гласила сделанная на нем надпись. Крест содержал в себе великие святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского. Лазарь Богша в совершенстве владел приемами византийской техники перегородчатой эмали: тончайшими перегородками он написал на Кресте образы Иисуса Христа, Божией Матери и святых.
История креста Евфросинии Полоцкой — удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики — копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве. Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города и обещание выполнил.
Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ Полоцкий Василий Лужинский взял крест Евфросинии и отправился в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к святыне прикладывался и Николай I вместе с семьей. В итоге было собраны пожертвования, которых хватило, чтобы восстановить монастырь.
В 1928 году из Полоцка крест преподобной Евфросинии был перевезен в Минск, а в 1929 году — в Могилев в качестве экспоната Могилевского исторического музея. Крест был утерян во время Великой Отечественной войны и не найден до сих пор.
В 1997 году была освящена копия креста Евфросинии Полоцкой, и сегодня воссозданный крест хранится в Спасо-Евфросиниевской Полоцкой обители.
Преподобная Евфросиния имела влияние на жизнь Полоцкого княжества
Она участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии (в то время, когда в Полоцком княжестве не оставалось приемников во власти). Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи аналогичные примеры крайне сложно.
Как писалось в «Житии», своим авторитетом преподобная могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты.
Завершила свой земной путь в месте страданий и воскресения Господа
В конце своей жизни преподобная Евфросиния пожелала совершить паломничество во Святую Землю и поклониться Гробу Господню. Спутниками ее стали брат Давид и сестра Евпраксия. Во время своего пребывания в Иерусалиме святая трижды приходила поклониться Гробу и молила Бога, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на месте Его страданий и воскресения. Молитва ее была услышана. Вскоре святая «Божиим посещением впала в недуг и начала болеть». Перед кончиной Господь послал к ней ангела со словами: «Блаженна ты в женах, благословен труд твой. Вот уже отверсты тебе двери райские, и все Ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою…» И так сказав, ангел отошел от нее.
Двадцать третьего мая (5 июня по н. ст.) 1173 года, причастившись Святых Христовых Таин, блаженная Евфросиния почила о Господе.
Мощи преподобной Евфросинии экспонировали на атеистической выставке
Из Иерусалима нетленные мощи святой перенесли в Киево-Печерскую лавру (историки спорят об обстоятельствах этого события), позднее, в 1910 году, — в Полоцк (тогда император Николай II поддержал ходатайство об этом полочан).
В 1914 – 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, мощи увезли в Ростов. В 1918 или 1919 году их вернули в Полоцк. И сразу советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, святые мощи вскрыли. Но желаемого эффекта по развенчанию мифа о святости преподобной Евфросинии это не произвело, люди стали молиться у честных останков. Поэтому мощи перевезли в Витебский атеистический музей, и выставлены они были без одеяния, что было воспринято верующими как святотатство.
Только во время оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года обитель в очередной раз закрыли, монахинь распустили. Действовала только Спасо-Преображенская церковь, которую построила преподобная Евфросиния, и мощи находились в ней.
При подготовке публикации использованы материалы сайта и статьи