Статьи

Притча о безумном богаче

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Лк.,12: 16-21


Сегодняшняя евангельская притча называется обычно «притча о безумном богаче». Конечно, она нам говорит, прежде всего, о том принципиально различном отношении к миру, к жизни, к имуществу человека светского, принадлежащего к этому миру, и христианина, тех, кто хочет следовать Христу... Надо заметить, что, как и сейчас, так и в то время, когда Христос эту притчу говорил, Его слушателями были самые обычные люди, далеко не богатые, как и сейчас, есть люди среднего достатка, есть даже и совсем бедные люди, и это не их проблема. Но тем не менее речь идет о том, как относиться к тому имуществу, к тому богатству, которое, так или иначе, Господь нам дает. И здесь мы видим, что человек, который, так сказать, такой хозяйственный, такой благоразумный – решил, что есть большой урожай, и надо его весь сохранить, построить новые сараи, старые разрушить. В чем же проблема этого человека? Почему Господь называет его безумным? А вопрос очень простой – этот человек был ориентирован только на себя: «Скажу душе моей: душа моя, ешь, пей, веселись».

Человек, вместо того, чтобы беседовать с Богом, беседует сам с собой.

Отец Георгий Чистяков в свое время говорил, что здесь человек, вместо того, чтобы беседовать с Богом о какой-то любой ситуации, беседует сам с собой, со своей душой. Конечно, он ничего нового для себя из этого не почерпнет, находясь в своем, так сказать, коконе. И речь идет именно о том, что то, что человеку дано: способности, богатство, время, средства, хлеб, в данном случае – конечно, все это следует использовать, прежде всего, для того, чтобы передать другим. Мы трудимся друг для друга. Именно когда мы отдаем, как кто-то хорошо сказал: «Мы отдали, и этим мы богаты; и мы рабы всего, что жаль отдать» (неточная цитата из поэмы М. Волошина – прим. ред.). И мы действительно связаны все друг с другом именно тем, что мы делаем что-то друг для друга, что-то друг для друга передаем. Вот мы стоим здесь, в этом прекрасном храме, а ведь когда-то люди какие-то его построили, расписали его, украсили. Потом, правда, передали библиотеке, типографии. Но потом опять восстановили. И вот на ваши пожертвования, на ваши десятины храм преобразился. Действительно это место для Бога, для встречи с Ним, для встречи друг с другом вокруг Бога, вокруг Его слова.

Если человек делает только для себя, он так и остается слепым.

И вот так же и в жизни – то, что нам дается, мы призваны передавать друг другу. Только в этом и заключается всеобщее созидание. Если человек делает только для себя, он так и остается слепым. Этому богачу и не пришла в голову такая простая мысль: как много мне Господь дал; наверное, вокруг меня есть люди, которые нуждаются; как бы мне сделать так, чтобы с ними поделиться – благоразумно кому-то облегчить жизнь, и т. д. Нет, этой мысли совершенно не было. А была мысль совершенно другая: «Ешь, душа моя, пей, веселись; на многие годы у тебя богатство, так что, ни о чем не заботься, не беспокойся». А христианская позиция совсем иная. Поэтому такое поведение Он называет безумным...

«Итак, не будьте нерассудительны, но познайте, что есть воля Божья». А воля Божья именно и есть в том, чтобы мы проснулись, чтобы мы не спали, понимали, что жить надо не для себя, а жить созидая, отдавая, созидая окружающий нас мир, участвуя в деле Божием созидания мира, участвуя любовью, своей работой. Отдавая, памятуя эти слова: «Мы отдали, и этим мы богаты; и мы рабы всего, что жаль отдать».

Аминь.

Источник

Текст приведен в сокращении.

Фото: открытые интернет-источники

Проповедь