Статьи

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский и Нерчинский

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский и Нерчинский
Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский и Нерчинский
Сегодня празднуется обретение мощей святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского и Нерчинского. Он прожил замечательную, интересную жизнь, радостную и печальную одновременно. Мы собрали несколько фактов из жизнеописания владыки.

Святитель Иннокентий происходил из священнической семьи.

В миру будущего святителя звали Иоанн Кульчицкий. Родился он в Малороссии, по преданию, в семье священника. Точная дата рождения неизвестна, называют 1680-1682 годы. Предки Иоанна были мелкими помещиками.

Будущий епископ получил хорошее образование и сам стал преподавателем.

С 1695 по 1706 годы он обучался в Киево-Могилянской коллегии (ставшей в 1701 году академией). Учителями будущего епископа были известные церковные деятели: митрополиты Иоасаф (Кроковский) и Стефан (Яворский), архиепископ Феофан (Прокопович).
В 1706 году Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий в Киево-Печерской лавре, в этом же году был рукоположен во диакона, затем — во иерея. Спустя четыре года иеромонаха Иннокентия вызвали в Москву и назначили на должность учителя словесности, а в 1714 году — на должность инспектора Славяно-греко-латинской академии. Кроме словесности он преподавал метафизику, философию и нравственное богословие.

Обер-иеромонах флота — на такой необычной должности Иннокентий служил два года.

В 1719 году отец Иннокентий был назначен обер-иеромонахом в город Або (современный Турку, Финляндия). Согласно морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого из кораблей. Под началом будущего святителя Иннокентия состояли все флотские иеромонахи, которые, в свою очередь, обязаны были совершать богослужения и требы, напутствовать тяжелобольных Святыми Таинами, помогать врачам, а также «смотреть прилежно» за поведением войска, причем надзор за исповеданием и причащением военных составлял одну из главных обязанностей, но имелось твердое предупреждение: «Больше ни в какие дела не вступать, ниже что по воле и пристрастию своему затевать».

Епископ Иннокентий был назначен начальником духовной миссии в Китае.

Пятого марта 1721 года в присутствии царя Петра I состоялась хиротония. Иеромонах Иннокентий был рукоположен во епископа Переяславского и назначен начальником духовной миссии в Пекине. В указе Синода при этом было сказано, что иеромонах Иннокентий рукополагается во епископа «для проповеди Слова Божия и размножения ради православныя восточнаго благочестия веры в Хинское государство, где архиерея прежде сего не бывало».
Готовясь к миссионерскому служению за границей, владыка в донесении Синоду от 21 февраля 1721 года писал: «Понеже Богу, царскому величеству и вашему Св. Синоду тако изволися, во еже бы мене нижеподписанного почет саном епископства, послать в Китай... аще возможно отделить ко мне пограничные города, Иркутск, Якутск и Нерчинск». Также епископ Иннокентий просил для членов миссии достойного жалованья, «дабы живучи там милости у татар не брать и России бесчестия не делать», и специальную грамоту, чтобы «к хинскому императору» было «удобнее и смелее» обращаться. Уже в марте для новой миссии выделили из Патриаршей ризницы облачения, богослужебные предметы, книги всего богослужебного круга, учебники и митру. А 19 апреля владыка Иннокентий вместе с двумя иеромонахами, двумя иеродиаконами, пятью певчими, поваром и двумя служителями отправился в Хинское государство, как тогда называли Китай. Но только до Иркутска из Санкт-Петербурга пришлось добираться более 11 месяцев.

До места назначения владыка Иннокентий так и не добрался, но миссионером быть не перестал.

Прибыв в Иркутск, в начале марта 1772 года епископ Иннокентий направил несколько писем «Тушетухану владельцу монгольскому» с просьбой разрешить миссии въезд в Китай. Но ответа так и не последовало…
Исследователи называют три возможные причины неудачного посольства в Китай:
· интриги иезуитов, не желавших распространения Праввославия, при дворе китайского императора;
· неудачная редакция грамоты, отправленной в Китай еще до прибытия миссии в приграничный Селенгинск: в ней епископ Иннокентий именовался «Великим Господином», в глазах китайцев такой титул приравнивал его ко второму лицу в государстве;
· отказ китайской стороны идти на какие бы то ни было уступки российскому правительству из-за нерешенных пограничных вопросов.
Синод принял решение перевести епископа Иннокентия в Селенгинск. Владыка около трех лет прожил в Селенгинском Свято-Троицком монастыре фактически без средств к существованию. В обители епископ Иннокентий выполнял монастырские работы, писал иконы, но главное — изучал монгольский и другие языки и проповедовал христианство среди забайкальских бурят.

Миссию в Китай возглавил другой архиерей, а епископ Иннокентий остался в родной стране и стал «духовным собирателем» Восточной Сибири.

В 1725 году епископу Иннокентию было предписано Синодом отправиться в Иркутск, поселиться в Вознесенском монастыре и ожидать дальнейших указаний. В обители владыка возделывал отведенный ему огород и беседовал «с посещавшими его инородцами и их детьми», а также по просьбе митрополита Тобольского и Сибирского Антония (Стаховского) рукополагал ставленников в диаконы и иереи. Так митрополиту Антонию не приходилось ездить из Тобольска в Иркутск — более, чем за две тысячи километров, — очень существенное для того времени расстояние.
В 1727 году Синод издал указ о выделении из Тобольской самостоятельной Иркутской епархии. Ее и возглавил владыка Иннокентий. За короткий срок пребывания на новой кафедре — 4 года и 10 месяцев — он заложил основные направления, определившие ее последующее развитие:
· упорядочил церковно-административное устройство;
· построил и восстановил 10 храмов;
· потрудился на ниве просвещения бурят и других народностей, населявших обширную Иркутскую епархию;
· заботясь о повышении уровня образования духовенства, предписал всем клирикам отдавать детей для обучения в славяно-русскую школу при Вознесенском монастыре (ранее это не считалось необходимым).

Вопреки предписаниям Синода святитель Иннокентий принимал в школу учеников из разных сословий.

Дело народного образования и просвещения (в первую очередь — людей духовного сословия) было очень важным для владыки Иннокентия. Из бывшей «мунгальской» школы (которая существовала как школа переводчиков) он сделал славяно-русскую и обязал всех клириков епархии отдавать в нее детей для обучения. (В то время это не считалось обязательным). Пришлось даже прибегнуть к крайним мерам, например, ввести штраф в размере 15 рублей за неотправку учеников в школу и налог для школьных нужд: ежегодно священник должен был платить 50 копеек, диакон — 30 копеек, причетник — 10.
Правда и то, что святитель Иннокентий передавал на содержание школы и часть своего дохода, впрочем, весьма скудного. Учителям стали платить не по 100, а по 150 рублей в год. Епископ приобрел для детей много книг на монгольском языке, религиозных, исторических изданий. По преданию, владыка сам изготавливал для учеников чирки — традиционную для Сибири кожаную обувь.
Учебная программа была расширена: кроме монгольского и китайского языков стали преподавать русский и церковнославянский, иногда владыка сам проводил занятия. В 1730 году в славяно-русской школе обучалось 35 человек. Вопреки предписаниям Синода, святитель Иннокентий принимал в учебное заведение детей из разных сословий. Обеспечивать учеников необходимым он призвал епархиальные монастыри. К примеру, Посольская Преображенская обитель содержала семерых учеников, ежемесячно отпуская каждому 10 алтын денег, 2 пуда муки, 5 фунтов круп и 2 фунта соли. Так стараниями святителя Иннокентия сибиряки получили доступ к образованию в стенах первого в Восточной Сибири учебного заведения.

Владыка Иннокентий просвещал христианской верой бурят и другие народности, населявшие Иркутскую епархию.

Несмотря на все трудности, свою миссию — проповедовать слово Божие среди язычников — святитель Иннокентий выполнил достойно: крестились не только семьями, но даже стойбищами. Из новокрещеных бурят образовалось новое поселение — Ясачное. Об искренней любви владыки к пастве свидетельствуют его обращения в проповедях: «любимцы мои», «любимиче возлюбленный», «любезные слушатели»

Епископ внимательно относился к просьбам и пожеланиям паствы.

Приведем два примера.
В то время в Сибири был такой обычай: прихожане сами из своей среды выбирали лиц, которых считали достойными священства, и посылали их для рукоположения к епископу. И епископ Иннокентий уважал этот обычай. Если выбранное лицо не имело никаких препятствий к принятию священного сана, то святитель давал резолюцию «для научения в школе». Будущий ставленник посылался в школу, о которой говорилось выше, где учился не менее двух месяцев.
В школе он был обязан выучить правила из духовного регламента и знакомился с предстоявшим ему новым служением, затем проходил выпускные испытания и, если по их результатам признавался достойным, получал ставленную грамоту от святителя Иннокентия. Затем практиковался в проведении служб и уезжал на место своего служения.
Второй пример. В 1727 году иркутяне обратились к владыке с просьбой перенести время начала литургии. Дело в том, что в Иркутске традиционно священники служили литургию очень рано. Святитель Иннокентий удовлетворил эту просьбу: «Понеже известно учинилось его преосвященству, что к литургии Божией весьма рано в Иркутске благовест бывает. А многие той ради вины, за неотправлением дел им врученных, слушания божественныя литургии лишаются, того ради повелевается вам, чтоб в малые дни к литургии благовест был в полтора часа дни, а в великие в три часа», т. е. около 9 и 11 часов утра.
Владыка Иннокентий мог проявить и строгость. Например, известно, что в 1729 году более полутора тысяч человек были оштрафованы за то, что не участвовали в таинстве исповеди.
Житие святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского и Нерчинского, в клеймах
Житие святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского и Нерчинского, в клеймах

Еще несколько историй о святом

Святитель Иннокентий сподобился дара прозорливости. Однажды крестьяне села Оёк попросили отслужить у них литургию в день храмового праздника, 9 июня. Святитель ответил на приглашение: «Хорошо, мы съездим вперед по лету, а назад по зиме». Крестьяне сперва не поняли этих слов. Но каково же было их изумление, когда выпал снег, да в таком количестве, что в Иркутск владыку пришлось везти на санях.

Известен случай, когда во время крестного хода пошел проливной дождь, богомольцы промокли до нитки, но на облачение святителя не упало ни капли.

Одним из дел жизни владыки Иннокентия была борьба с распространенным в обществе, в том числе среди священнослужителей, пороком пьянства.

Святитель Иннокентий содействовал первой камчатской экспедиции Витуса Беринга.

Епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) не получал жалованья. Это объясняли тем, что содержание ему было выделено на проживание в Китае, а не в Иркутске. Когда же решение о начислении архиерею жалованья все-таки пришло, он уже не нуждался в нем: 27 ноября 1731 года владыка Иннокентий скончался. Непрерывный труд, суровый климат Сибири и дальние разъезды отразились на здоровье епископа.
Как только о смерти святителя Иннокентия доложили вице-губернатору Иркутска Жолобову, он отобрал имущество владыки и часть монастырского имения. Братия были лишены возможности даже отслужить заупокойную литургию — за неимением вина. Впрочем, после настойчивых просьб чиновник выдал монахам некоторую сумму. Владыку Иннокентия погребли в Вознесенском монастыре. Для вице-губернатора эта история закончилась печально: позже ему отрубили голову по приговору уголовного суда в Петербурге.
Память святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского и Нерчинского, празднуется 9 декабря, 22 февраля, 23 июня и 23 октября.

При подготовке публикации использованы материалы сайта pravenc.ru

Изображения: открытые интернет-источники, pravoslavie.ru

О святых