Первое, что следует сказать, с точки зрения Православия не существует такого понятия, как управление временем. Мы не управляем временем. Время управляет нами, если мы даем Господу место в нашем графике.
Чье это время?
Христос — Даритель и Хозяин нашего времени. Он — Путь, которым мы следуем, составляя наше расписание, Истина о значении времени и поток Жизни, который движет нас сквозь время.
У Клайва Стейплза Льюиса есть глубокая мысль о времени. Он говорит, что мы относимся ко времени как к нашей собственности. Мы начинаем наш день с любопытного предположения, что мы полноправные обладатели ближайших двадцати четырех часов. С этим опасным расчетом мы затем выстраиваем матрицу нашего дня, заполняя временные интервалы рабочими задачами или планами на отдых. Возможно, мы надеемся, что управляем нашим временем таким образом, чтобы как-то угодить Богу. Но когда мы начинаем с допущения, что время — наше, внезапно возникающие неудобства и незапланированные перерывы становятся вторжением в «наше личное время».
Напротив, мы можем начать с утверждения, что время нам не принадлежит. Время принадлежит Господу, и у Него есть план на наше время, Он желает, чтобы мы приняли его ради нашего собственного мира и радости.
Корректировка наших ожиданий
Те, кто старается использовать личное время для исполнения Божьей воли, должны начинать каждый день, каждое мгновение с Иисуса Христа. Единственным вопросом может быть: «Господи, что Ты хочешь, чтобы я делал сейчас?» Но гораздо лучше вопрос: «Господи, что Ты хочешь сделать через меня сейчас?» Таким образом акцент снимается с нашего эго и переносится на Господа.
Если мы верим, что у Бога есть план для каждого момента, то мы можем быть восприимчивыми к каждому моменту, в который события развиваются неожиданным образом. Когда мы станем принимать каждый момент как посланный Богом, мы начнем ощущать наше время на земле как последовательность маленьких смертей и воскрешений.
Каждая потеря — это подарок, который преподносит нам Господь, чтобы дать нам больше.
Каждая потеря — это подарок, который преподносит нам Господь, чтобы дать нам больше. Это может быть прощание со школой или колледжем, переезд, потеря работы, потеря физического или умственного здоровья. Мы можем потерять наших любимых из-за разлуки или смерти. В какой-то момент наша реакция может быть такой: «Это начало конца». Более верной будет мысль: «Это начало начала». Смерть — это начало новых отношений с Богом, новое начало совершенно новой жизни. Каждая потеря и маленькая смерть — это новое начало на пути к нашему окончательному началу — небесам.
Если мы скорректируем наши ожидания, время приобретет новое значение.
Таинство настоящего момента
Простое осознание присутствия Божия — это сила в настоящем моменте. Настоящий момент — сейчас — единственное место, где присутствует Бог. Он открывает Себя через реальность настоящего момента. Ни где бы то ни было еще. Это тайна, в которой мы можем участвовать, просто стараясь осознавать Божье присутствие.
Осознанность, сознательный контакт с Богом — вот ключ.
Молитва
В православной молитве, которую многие читают утром, говорится: «Во всех непредвиденных случаях не дай нам забыть, что все ниспослано Тобою». Здесь полезно уточнить, что именно подразумевается под мыслью, что Бог посылает все моменты. Бог не посылал террористов, чтобы они направили самолеты в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Скорее, Бог позволил террористам лететь на этих самолетах. Что тогда подразумевается под «всем» в этой молитве? Можно было бы сказать, что, с точки зрения Православия, события, происходящие вне нас, подчиняются разрешающей воле Божьей и, более того, находятся за пределами нашего понимания. Однако мы верим и исповедуем, что Бог посылает все события, касающиеся нас. Все события нашего дня, даже те, что мы по-человечески предугадываем, можно обоснованно охарактеризовать как «непредвиденные», потому что они несут в себе божественный потенциал, который не открыт нам заранее. Но даже «непредвиденные события», в самом приземленном смысле слова — непредвиденный телефонный звонок или неудобная просьба — могут обрести новое значение, просто потому что наше время — не наша собственность.
Наша свобода состоит в принятии всего, что случается с нами, усталости и остального как таинственного Божьего благословения.
Максимально использовать время
В православном отношении ко времени заложен парадокс. Мы не «управляем» нашим временем, хотя мы должны быть благоразумными и искусными в том, как мы его используем. Мы должны планировать, но не быть рабами наших планов.
Мы должны быть твердыми в настоящем моменте и достаточно гибкими, чтобы изменить планы, если так управит Господь, в любой момент.
Итак, мы вернулись к основам. Нам необходимо позволить Господу действовать через нас все время, насколько это возможно. Иногда мы должны использовать настоящий момент, чтобы составить план на завтра или на далекое будущее. Но, опять-таки, это Господь планирует через нас. Закончив планировать, мы не можем зациклиться на этом или позволить планам быть более значимыми, чем наша жизнь. Мы должны быть твердыми в настоящем моменте и достаточно гибкими, чтобы изменить планы, если так управит Господь, в любой момент. Одна святая говорила, что она хотела бы быть шаром на столе в руках Господа, позволяя Ему направлять ее, куда Он выберет, чтобы угодить Ему.
Правда в том, что у нас есть необходимое время и даже гораздо больше, чтобы делать все, что Господь поручил нам, на этой планете. Он дает нам задачи и служения, и достаточные временные ресурсы. «И мой Бог, по Своему богатству, щедро восполнит все ваши нужды через Христа Иисуса» (Фил. 4: 19).
У нас, однако, зачастую другие мысли. Включая стресс и недовольство. Мы сами создаем себе стрессы в значительной степени.
Быть готовым практически ко всему
Мы можем лишь быть готовыми практически ко всему, если мы знаем, что мы еще обязаны сделать и что мы выбираем не делать. Тогда мы можем делать или не делать то, что предстает перед нами в данный момент, основываясь на глубоком интуитивном чувстве: к чему Господь призывает сейчас? Слишком часто мы идем по жизни, реагируя на «самый последний и громкий» голос, требующий нашего внимания.
Дэвид Аллен в своей книге «Готов ко всему» акцентирует внимание читателей на нескольких ключевых моментах. Нам нужна какая-либо система, куда бы мы могли записать все, что нам необходимо сделать. Это так называемые проекты — все, что требует более одного шага для выполнения. Нам также необходим список дел, тех вещей, которые могут быть выполнены в одно действие. Эти дела можно сгруппировать по категориям, и жизнь станет более организованной. Мы можем сгруппировать все дела, для которых требуется компьютер, или телефон, или разговор с руководителем. Когда мы будем говорить по телефону или у нас будет немного времени на отдых, мы будем знать, что еще мы можем или не можем сделать в это время. Все это помогает нам меньше думать о том, что нам нужно делать.
Наш мозг — замечательный инструмент для креативного мышления, но непригодный контейнер для того, чтобы помнить обо всех наших обязательствах и проектах. Когда проекты и дела записаны и выполнено резервное копирование в какой-либо проверенной системе, разрешите системе запоминать вместо вас... Резервное копирование необходимо, потому что мы должны чувствовать себя свободными от возможности того, что список всех наших дел и проектов будет случайно потерян или выброшен вместе с мусором, или, например, поврежден домашним питомцем.
Идея в том, чтобы освободить ум от обязательств, которые мы взяли перед самими собой и перед другими людьми. Тогда мы сможем использовать наш мозг для других вещей. Если мы будем стараться держать в голове все наши обязательства, как компьютер с большим объемом данных в памяти, вся система замедлится.
Нам нужно делать подробные заметки и быть готовыми обрабатывать и систематизировать их по крайней мере еженедельно, так мы сможем более свободно использовать наше время.
Свобода в Боге подразумевает, что мы максимально свободны от внутреннего багажа и озабоченности. Дэвид Аллен называет это «разумом, подобным воде», то есть разумом, готовым принять следующий брошенный камешек и естественным образом позволить ряби уйти.
Нажмите на паузу
Разрешить Господу действовать через нас — значит давать Ему место и, конечно, время. Но слишком часто мы поступаем реактивно. Наши ответы часто принимают форму «стимул-реакция». Слишком часто мы хотим ответить «да» на все просьбы, встречающиеся на нашем пути, и все они могут быть добродетелью. Но тогда человек может быть слишком перегружен. Однако не всегда легко понять, что мы должны сказать — «да» или «нет». Для этого действительно требуется становиться ближе к Господу, слышать Его голос и внимать Его наставлениям. Часто мы идем не в том направлении, которое Он указал. Тем не менее, мы утешаемся сознанием того, что Он великий Проводник. Он всегда готов исправить наш путь, перенаправить нас. Только стоит брать паузу как можно чаще. Мы можем сделать паузу между стимулом и нашей реакцией, тем самым обретая перспективу. Самой паузы обычно достаточно, чтобы разорвать цикл реактивности. Мы можем осознать, что происходит что-то еще, помимо бессознательной реакции. Это прекрасная возможность попытаться вспомнить, что мы находимся в святом присутствии Бога. Способ обрести более осознанный контакт с Богом — это мягко и тихо сказать: «Господь». Его святое Имя — это выражение веры, любви, ожидания спасения и единства с Ним и всей Его Церковью.
Литературный перевод Виктории Зварич
Фото: открытые интернет-источники