
Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — один из самых почитаемых в Русской Православной Церкви.
Иконография
Иконографически он восходит к типу Богородицы-Оранты (лат. Orans — Молящая). Мария изображена в молитвенной позе, с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющим обеими руками. Образ имеет общие черты с кратким изводом Никейской иконы Божией Матери, которая называется также «Бысть чрево Твое святая Трапеза». «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель», — эти слова из тропаря Никейской иконе и проиллюстрированы на ней.

Источником иконографии «Неупиваемой Чаши» называли и образ Божией Матери «Знамение»: Богоматерь на обеих иконах представлена строго фронтально, а не со склоненной и чуть развернутой головой.
История иконы в XIX веке
Был 1878 год. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, отставной солдат, имел страсть к вину. Он пропил все в доме и собственную пенсию, дошел до нищеты. Потерял и здоровье — отнялись ноги. Но перестать пить не мог.
Однажды во сне он увидел благообразного старичка, который сказал ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, отслужи перед ней молебен, и будешь здоров и душою и телом». Но крестьянин не пошел в Серпухов: по-видимому, не знал, как туда добраться без ног, да еще и без гроша денег. Но когда сон повторился еще дважды, отставной солдат отправился в дорогу — на четвереньках. Для отдыха и подкрепления пищей останавливался в селениях, встречавшихся на пути.
В одном из таких селений приняла его на ночлег старушка-крестьянка. На ночь она растерла ноги путника и уложила его спать на печь. Проснувшись, он осторожно попробовал встать на ноги — и почувствовал, что может стоять на них, хотя и очень слабо. Добрая старушка удержала путника еще на одну ночь и во второй раз растерла ему ноги перед сном. На следующий день крестьянин смог продолжить свой путь уже на ногах, опираясь на две палки. А вскоре оставил при себе только одну.
Так крестьянин дошел до Серпухова. Во Владычнем монастыре он рассказал о своих сновидениях послушнице Захарии, которая была церковницей при храме святого великомученика Георгия, и стал настойчиво просить, чтобы отслужили молебен Матери Божией перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Этой просьбой он ввел сестер в большое затруднение: в монастыре никто не знал иконы с таким названием. Но вспомнили, что в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу висит икона с изображением чаши. О ней ли речь? Каково же было удивление всех, когда, действительно, на обороте этого образа увидели надпись «Неупиваемая Чаша»! А в лике святого Варлаама, строителя монастыря, крестьянин, когда подошел приложиться к его мощам, узнал того самого старца, который являлся ему во сне.
Перед иконой Богородицы отслужили молебен, и больные ноги крестьянина исцелились. А главное — он утратил пристрастие к алкоголю. Весть об этом чуде быстро распространилась по городу Серпухову и за его пределами, и одержимые недугом пьянства стали приезжать, чтобы помолиться Божией Матери об исцелении. Некоторые вскоре возвращались в монастырь — уже чтобы поблагодарить Царицу Небесную.

В центре города Серпухова при храме благоверного Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом стечении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами.
Век XX
В 1920-е годы Владычний монастырь был закрыт. Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» перенесли в Никольский собор. Но в 1929 году закрыли и собор, а все храмовые святыни сожгли. Образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» был утрачен.
Только спустя полвека, в 80-е годы, почитание иконы возобновилось. Настоятель местного храма в честь пророка Илии архимандрит Иосиф (Балабанов) возродил дореволюционную традицию по воскресеньям совершать молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 1993 году в Высоцком мужском монастыре была написана новая икона. Ее украсили серебряной ризой, а в левый нижний угол вставили ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы.

Владычний монастырь начал путь своего возрождения в 1995 году. В обители со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». Первое исцеление от пьянства случилось, когда образ еще находился у иконописца.

«Монахиня Рахиль. В начале Светлой Седмицы во время Богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке. А когда в пятницу привезли новую икону „Неупиваемая Чаша“, то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так эта икона до сих пор и находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону „Неупиваемая Чаша“ и говорит: „Так ведь это мой киот!“. Эта женщина рассказала, что когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить. Вот ведь как случилось — никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека». (Летопись 1996 год, стр. 5, 19 апреля)
В 1997 году по благословению патриарха Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была внесена в православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.
Помолиться Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша» об исцелении страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, о разрешении жилищных проблем едут со всех уголков России и зарубежных стран. И свидетельств помощи Божией Матери множество!
По материалам сайта инокини.рф