Статьи

День Независимости

Все, что осталось от родного дома. Снято 1 сентября 1943 года
Все, что осталось от родного дома. Снято 1 сентября 1943 года
«Белорусская Советская Социалистическая Республика — одна из наиболее пострадавших от немецко-фашистских захватчиков республик Советского Союза. Вклад, который внес белорусский народ в победу над фашизмом, признан международным сообществом, о чем свидетельствует факт участия БССР в создании Организации Объединенных Наций.
Политика геноцида, осуществляемая гитлеровцами в отношении жителей БССР, носила системный и планомерный характер. На территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны реализовывались все формы геноцида, которые впоследствии были закреплены в Конвенции Организации Объединенных Наций от 9 декабря 1948 года "О предупреждении преступления геноцида и наказание за него". Немецко-фашистские захватчики и их пособники массово истребляли белорусское население, осуществляли насильственную эксплуатацию белорусского народа, создавали невыносимые и непригодные для жизни условия. Одним из способов осуществления нацистской Германии геноцида стали лагеря смерти — места массового содержания и истребления людей.
Один из рвов с телами узников Колдычевского лагеря смерти
Один из рвов с телами узников Колдычевского лагеря смерти
Предварительные результаты расследования уголовного дела о геноциде дают основание утверждать, что в отличие от оккупированных стран Западной Европы, на территории БССР во всех видах лагерей смерти нацисты реализовывали главную цель геноцида — тотальное физическое уничтожение славянского и еврейского населения, а также других этнических групп.
На белорусской территории в годы оккупации нацистские преступники и их пособники создавали различные виды лагерей смерти, среди которых: концентрационные лагеря, лагеря уничтожения, исправительно-трудовые лагеря, гетто, тюрьмы, лагеря у переднего края немецкой обороны, трудовые лагеря, пересыльные лагеря (сборные пункты), рабочие колонны, батальоны, роты и команды, детские лагеря смерти и другие».

Из книги «Геноцид белорусского народа» (Минск: «Беларусь», 2024)

«„Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа… Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением предстоящей всенародный подвиг…“ — сказано было в послании, которое напечатали во всех советских газетах, а слова разносились в радиопередачах по просторам всего нашего на то время единого Отечества».

Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси

Из книги «Воины духа» (Минск: «БЕЛТА», 2025)

{$te}
Сегодня День Независимости Республики Беларусь. Он отмечается ежегодно в день освобождения Красной армией города Минска от германской оккупации (3 июля 1944 года) во время Великой Отечественной войны. Пастыри Церкви вместе с прихожанами, как могли, порой не жалея не только своих сил, но и самой жизни, приближали этот день, приближали Победу. Священники помогали партизанам и их семьям, выхаживали больных и раненых, прятали у себя диверсантов, собирали продукты для пленных и узников лагерей, нередко заступались перед оккупантами за тех, кому грозила казнь, а если спасение было невозможно, делали выбор разделить участь своей паствы.
И сегодня мы расскажем одну из таких историй. Это история о смерти и Победе, благодаря которой возможно жизнь. Это история, мимо которой пройти невозможно…

Хоростовский Сусанин

Агрогородок Хоростово Солигорского района Минской области живет обыкновенной мирной жизнью. Хоростово смогло восстановиться после пожара, который устроили каратели в феврале 1943 года. Пышно цветут палисадники, весело купаются в лужах воробьи, шумно играют дети — торжествует жизнь! И только названия улиц и памятники победителям здесь напоминают о страшных событиях военных лет…
Покровский храм, Хоростово
Покровский храм, Хоростово. Источник: sluck-eparchiya.by
Зима 1943-го. Немцы отступают, злые и жестокие от бессилия. Чтобы предотвратить дальнейшее продвижение партизан из северного региона Полесья и не допустить повреждения железной дороги Брест — Гомель вдоль реки Припять, решают провести карательную операцию «Хорнунг» («Февраль»), проще говоря, уничтожить население района Ганцевичи — Мороз — Ленин — Лунинец, деревень к юго-западу от Слуцка. Для чего-то придумывают слабое оправдание: «Учитывая нынешнюю погоду, можно ожидать, что во всех деревнях упомянутого района бандиты нашли себе укрытие». Отряд эсэсовцев высылают в деревню Хоростово. Штаб партизанского командования решает без боя оставить эти места и с большей частью местного населения прорываться из окружения. Есть и те, кто вынужден остаться: больные, инвалиды, немощные старики, матери с грудными младенцами и те, кто не может и не хочет покинуть своих близких. Да и повозок хватает не на всех…
Каратели прибывают в Хоростово и требуют у местных жителей показать, куда ушли партизаны. Среди сельчан — братья Михаил и Иван Цубы. Михаил отказывается, его расстреливают на месте. Иван «соглашается». Но ведет карателей на болото, заводит их в такую трясину, которая не замерзает даже лютой зимой. Понимая это, фашисты расстреливают и его. В топи выживает лишь один немецкий переводчик. Полуживым он попадает в руки партизан и рассказывает им о подвиге Ивана Цубы.
Тело героя погребли по православному чину и с воинскими почестями рядом с Покровским храмом, прихожанином которого он был всю жизнь.
Памятник братьям Ивану и Михаилу Цубам у деревни Великий лес Солигорского района
Памятник братьям Ивану и Михаилу Цубам у деревни Великий лес Солигорского района. Источник: multiurok.ru

Храм был объят пламенем, а люди внутри причащались

Духовное воспитание совершившему подвиг Ивану Цубе и его отважному брату дал настоятель Покровской церкви священник Иоанн Лойко. Сам священник и его семья остались с теми, кто не ушел из Хоростова. И это был сознательный выбор отца Иоанна.
Еще в начале войны он на виду у односельчан благословил своих сыновей Владимира, Леонида и Юрия вступить в партизанский отряд, тем самым поспособствовав массовому уходу молодежи к партизанам. «Мое оружие на врагов — Крест святой, а вы будьте Богом хранимы и честно служите Отечеству», — сказал он своим детям.
Священник дружил с партизанским командиром Героем Советского Союза Василием Захаровичем Коржом, родители которого были прихожанами Покровской церкви. За дружбу со священником на Василия Захаровича даже написали донос в Центральный штаб партизанского движения. Есть свидетельства, что и сам командир в Бога верил. Говорят, на войне вообще атеистов не бывает…
Василий Захарович Корж выступает перед партизанами. 1943 год
Василий Захарович Корж выступает перед партизанами. 1943 год
Леонтий Пешко из деревни Мокрово свидетельствовал: «Свято-Покровская церковь во время оккупации являлась тем местом, куда приходили все — прихожан стало больше, так как в церковь шли даже те, кто потерял всякую надежду что-нибудь узнать о своих близких, приходили венчаться и крестить детей даже далекие от религии люди — те, кто не желал иметь никаких дел с немецко-оккупационными властями».
При отходе партизан отца Иоанна Лойко посетил ординарец Василия Коржа, предложил уйти вместе с отрядом. Добрый пастырь пользовался большим уважением у прихожан и односельчан, наверняка для него, матушки, дочерей и внучек нашлось бы место в одной из повозок. Но священник отказался.
Ночь на 15 февраля 1943 года выдалась для семьи Лойко бессонной. Отец Иоанн долго молился. Затем осенил себя крестным знамением, подошел к жене, дочерям и сказал: «Милые, давайте сегодня не будем разлучаться. …Соберите малышей и пойдемте в церковь». Впереди шел батюшка с внучками, за ним дочь Вера, невестка Нина, матушка Ольга. Подойдя к храму, священник увидел множество народа из ближайших сел и хуторов… После утрени началась исповедь. А люди всё шли и шли… Оказалось, каратели говорили всем «идти в церковь на молитву». Многие пришли по своей воле: верили, что оккупанты не решатся «посягнуть на святое», да еще и в праздник Сретения Господня. Ошибались…
Морозная февральская ночь. Храм полон людей. Идет праздничная литургия. Поют «Верую». Молитву прерывает немецкий унтер-офицер. Он выбирает девушек для отправки на работы в Германию. Одна из них — дочь священника Вера, певчая. Отец Иоанн вступается за прихожанок, но его ударяют маузером по лицу. Священник вновь обращается к фашисту с просьбой разрешить закончить службу. Унтер-офицер смеется и бросает отца Иоанна на царские врата. Они открываются, и священник падает перед престолом Божиим. В двери храма снаружи вбивают гвозди. На телегах подвозят солому, поджигают. Из объятой пламенем церкви доносится пение: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». Отец Иоанн причащает людей…
Позже в подпольной газете «Полесская Правда» напишут: «Более 300 обугленных трупов зарыто в сожженном селе Хоростово. В одной из могил — заживо сожженный немцами хоростовский священник И. С. Лойко, крестьянка Анастасия Корж вместе с тремя малыми детьми, из которых один грудной. Там же похоронена семья Константина Козловского из пяти душ, 90-летний дед Данилевич, 80-летний Степан Корж и много других невинных стариков, женщин и детей… Много таких могил в Белоруссии».
Сожженная деревня
Сожженная деревня
Дочь священника Иоанна Вера, угнанная в Германию на работы, после войны вернулась в родные края. В ту страшную февральскую ночь она была в эпицентре событий и рассказала о них. Подробностями карательной операции поделились и другие сельчане, направленные на каторжные работы, и участвовавшие в расправе полицаи.
Рассказывали, что немецкий офицер все-таки предложил священнику покинуть обреченный на сожжение храм. Но отец Иоанн отказался. «Свою судьбу я не отделяю от судьбы своей паствы. Что будет с ними, пусть случится и со мной», — сказал он.
На рубеже веков Покровская церковь в Хоростове была возрождена. Настоятель храма иерей Сергий Панасик готовит документы для подачи на рассмотрение вопроса о канонизации священника Иоанна Лойко. По молитвам к пастырю-мученику уже происходит немало добрых событий.
Покровский храм, Хоростово
Покровский храм, Хоростово. Источник: sluck-eparchiya.by
Немецко-фашистские захватчики стремились уничтожить белорусский народ, планомерно реализовывая на оккупированных землях все формы геноцида. Не вышло. Милостью Божией, благодаря мужеству, милосердию, вере, молитве сотен тысяч, миллионов граждан большой, тогда единой страны.
Освобождение. Независимость. Победа. За них заплачена невообразимо высокая цена. Белорусские земли были освобождены в 1944 году. Великая Отечественная война закончилась 80 лет назад. Но продолжается другая война — внутри каждого из нас. Возможно, именно от побед и поражений в ней зависит, каким будет ответ на популярный вопрос: как сделать так, чтобы то страшное время не повторилось?

По материалам сайтов sb.by, esoligorsk.by, www.miloserdie.ru

Общество Церковь