Статьи

Ты думаешь, "Лествица" — это такая методичка?


Батюшка, ты «Лествицу»-то читаешь?


— Батюшка, ты «Лествицу»-то читаешь?

— Да , читал когда-то…

— Но не постоянно держишь ее, так сказать, на ночном столике у изголовья?

— Нет, вовсе нет. Такие книги, знаешь… Прочитал, что-то усвоил… А потом приходит время что-то из них применять в жизни… Ну, это уж как Бог даст.

— Ну да… Но перевод же — ужасно архаический. «Итак поспешим теперь исполнить повеление истинных рабов Божиих, которые благочестиво нас понудили и верою своею убедили; в несомненном послушании прострем недостойную нашу руку и, принявши трость слова от их же разума, омочим в темновидное, но светящееся смиренномудрие..» Ну что это такое, если не, так сказать, «литературный памятник»? Это скорее стихи какие-то. Как таковыми словами руководиться современному человеку?

— Вообще, я думаю, что святоотеческим сочинениям, в том числе и «Лествице», непременно предстоит быть заново переведенными, для современных читателей. Как и Евангелие, например — вот же новые и новые переводы появляются. Так и эти писания , в которых люди делятся бесценным конкретным опытом применения Евангелия в своей жизни… А новые переводы отцов непременно нужны: то, что было понятно для одних в 18-м, скажем, веке, может быть непонятным для других в веке 21-м, а дело-то не в самой сути излагаемого, а просто в языке, в переводе. Ну, думаю, дал нам Бог книгу — даст и переводчиков…

Но меня другое задело в твоих словах — выражение «руководиться». Ты что думаешь, эта книга — это такая, что ли, методичка?

— Так ведь вы, священники, так ее обычно прихожанам и преподносите…

— Да? В самом деле, есть такое. Ну, уж ты нас прости…


Правда, что это – единственная православная книга, про которую икона написана?


— Да ладно, ничего… А правда, что это — единственная православная книга, про которую икона написана?

— Правда. Вот она, эта икона. Смотри: лестница от земли до неба, у подножия — Иоанн Лествичник такой в кафедре стоит , проповедует, а на лестницу карабкаются человечки. Одни дальше лезут, ко Христу, вокруг них ангелы, другие срываются, падают, их черные подхватывают, утаскивают…


— Как думаешь, я на ней — где?

— Ох!.. Откуда мне знать. Это ты сам должен чувствовать.

— Ну да… А ты?

— Ох!… Не знаю, брате.

— Кстати, к вопросу о «методичке». Вот, батюшка, я думаю: книга эта — памятник монашеской литературы. Так? Она ведь — для монахов. А мы-то с тобой — не монахи. Знаешь, сколько новоначальных пыталось эту книгу буквально применить в жизни, ничего у них не вышло, только повредились в своем житии, и вовсе бросили всякое делание. А то и из Церкви ушли, разочаровавшись?…

— И что?

— Да ничего… Нужная, вроде бы, книга, важная — но как нам-то ее, мирским, читать? Мы не отшельники, не в пустыне средневековой живем?

— Как читать? А вот именно — не как «методичку». А читать — творчески.

— Это как?

— А примеряя прочитанное — не букву, но дух, по слову евангельскому — к себе, к устроению своего «я» и своей жизни.

— Например?


Ступени к небу


— Ну вот смотри. Книга, говоришь, монашеская. Но вот как Лествичник изображает последовательность ступеней, ведущих к Небу, хоть монаха, хоть любого христианина:

  • Отречение мирского жития
  • Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире)
  • Странничество (уклонение от мира)
  • Послушание
  • Покаяние
  • Память о смерти
  • Плач о своей греховности
  • Кротость и безгневие
  • Удаление памятозлобия
  • Несквернословие
  • Молчание
  • Правдивость
  • Отсутствие уныния и лености
  • Борьба с чревоугодием
  • Целомудрие
  • Борьба со сребролюбием
  • Нестяжание
  • Преодоление преград в аскетической жизни
  • Искоренение нечувствия
  • Малый сон, усердие к братской молитве
  • Телесное бдение
  • Отсутствие боязливости и укрепление в вере
  • Искоренение тщеславия
  • Отсутствие гордыни
  • Кротость, простота и незлобие
  • Смиренномудрие
  • Низложение страстей и укрепление добродетелей
  • Безмолвие души и тела
  • Молитва
  • Бесстрастие
  • Вера, надежда и любовь

Вот, брате, выбери из этой лестницы любой пункт, любую ступеньку, и, хорошенько подумав, скажи: лишняя она в твоей жизни? Сможешь без нее жить? Нужна она тебе, без нее – сможешь ли со Христом быть и ближних любить? Сможешь ли быть самим собой, то есть человеком, дитём Божиим? Лествичник так про это пишет: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; «несть бо лицеприятия у Бога» (Рим.2:11)».


Восхождение


— Да… Пожалуй, ты прав, батюшка…

— «Прав»… В том ли дело, прав я или нет…

— А в чем?

— А в том, что мы с тобой, пока тут разговариваем, смотри куда уже по этой лествице-то забрались.

— Ох!… Ёлки!… И точно.

— Вроде пока и невысоко — а голова-то кружится, скажи!..

— Еще бы!..

— Бать… Страшно мне… Навернёмся!..

— Мне что ли не страшно. Но первое правило восхождения помнишь? Оно общечеловеческое: подымаешься вверх — не смотри вниз, не оборачивайся назад. Только вперед.

— А второе?

— А второе — уже чисто христианское: никто не восходит ко Христу в одиночку, не самоспасается, не самовозносится. Мы в Церкви, брате. Ты меня подсадишь. Я тебя подтяну. Только так, и никак иначе. Ну что, лезем дальше?

Читать "Лествицу"



Источник

Изображения: https://media.pravoslavie.ru, https://stihi.ru

Церковь