Ночной пасхальный крестный ход — древняя традиция, пришедшая к нам из Византии.
В Византии таинство Крещения совершалось два раза в год: в Великую Субботу и Рождественский сочельник (точнее, в сочельник перед Богоявлением, т. к. Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день). Подготовка к этому таинству продолжалась весь Великий пост. Крещение проходило в крестильном храме, из которого новокрещенные в белых крестильных рубашках торжественно, с зажженными свечами в руках, шли на пасхальную литургию в Софийский собор.
В пасхальную ночь в храмах Евангелие читается на разных языках.
Это символично: Воскресение Христово касается всех людей, где бы и когда бы они ни жили. На данный момент Новый Завет переведен полностью на более чем 1500 языков.
Мы празднуем Пасху не менее 52 раз в году.
Каждый седьмой день недели в Православной Церкви посвящен Воскресению Христову, о чем, собственно, и свидетельствует само название этого дня.
Пасха стала первым христианским праздником: в Деяниях святых апостолов упоминается о том, что христиане собирались для благодарения и преломления хлеба, т. е. для совершения Евхаристии, в первый день после субботы, т. е. в воскресенье.
Пятое Евангелие существует. Это Туринская плащаница.
Туринская плащаница — погребальные пелены Христа, на которых, как на негативном снимке, отобразилось Тело и Лик Господа в момент Его воскресения. На ткани видны раны от гвоздей и копья, шипов тернового венца, следы от ударов плетью.
Впервые о погребальных пеленах Господа упоминается в Евангелии: их, войдя в гробницу, увидели апостолы (см. Ин 20:6-7). Первоначально святыня хранилась в первохристианской общине, затем ее перенесли в Константинополь. Николай Месарит, ризничный императорской церкви, описывает плащаницу так: «Гробные пелены Христа (entathioi sindones). Они — из льна, дешевого простого материала, еще дышащие миром, возвышающиеся над тлением, так как необъятного, мертвого, обнаженного, умащенного после Страстей обдержали».
Предположительно, святыня была похищена во время одного из крестовых походов в XIII веке и обретена во Франции в веке XIV. В XVI веке ее перенесли в Турин, в собор Иоанна Крестителя, где она и хранится сейчас.
Традиция христосоваться на Пасху берет начало в Евангелии.
Основана она на истории о том, как жены-мироносицы пришли к ученикам Христовым с вестью о Его воскресении.
Символом Христа стал пасхальный агнец.
Праздник Пасхи был учрежден в память избавления иудейских первенцев от смерти в день, когда народ избранный бежал из рабства египетского: иудеи закололи и съели ягненка, и его кровью помазали косяки дверей своих домов. Ангел смерти, забиравший жизни первенцев египетских, прошел мимо иудейских жилищ.
Как иудеи были избавлены от смерти кровью невинного ягненка и смогли бежать из Египта, так и христиане получают избавление от смерти Кровью Спасителя.
Пасхальный барашек — одно из традиционных пасхальных блюд, распространенное в традициях чехов, поляков, русских, белорусов, а также в Закарпатье. Готовят барашка из масла, из сахара или из теста. Барашек на пасхальном столе символизирует Иисуса Христа.
Традиция красить на Пасху яйца основана на легенде о святой Марии Магдалине и императоре Тиберии.
Мария Магдалина пришла к римскому императору с проповедью о воскресении Христа. Чтобы не идти к Тиберию с пустыми руками, она взяла в подарок ему яйцо (согласно другой версии легенды, дело было за обедом, и Мария взяла в руку вареное яйцо, чтобы пояснить свои слова). Император сказал Марии, что мертвый человек не может воскреснуть, как белое куриное яйцо в ее руке не может стать красным. Как только прозвучали эти слова, яйцо в руке Марии окрасилось в красный цвет.
При подготовке публикации были использованы материалы сайта Фома.ру