
Игрушки Лабубу стали набирать популярность в апреле 2024 года, после того, как такой брелок заметили на сумке одной из участниц K-pop группы. Сперва игрушки нашли признание в Таиланде, затем — в других странах Юго-Восточной и Восточной Азии. Эта волна пришла и к нам. Пока одни родители ищут возможность заказать для своих детей «настоящих Лабубу» (оригинальные экземпляры в масс-маркете не продаются), другие гневно требуют их запретить.
Кто такой Лабубу?
История игрушки началась более 10 лет назад. Лабубу — один из персонажей серии рассказов Касинга Лунга «Монстры». На рассказы выросшего в Нидерландах гонконгского художника повлиял скандинавский фольклор и мифология.
Лабубу описываются как существа с игривым, но немного свирепым видом, с круглыми пушистыми телами, широко открытыми глазами, заостренными ушами и девятью острыми зубами, которые образуют озорную улыбку.
Этого монстрика называют «милым». Действительно, в сравнении с персонажами славянских мифов, тем же лихом, болотником, вием или игошей, Лабубу довольно безобиден. А может, дело только в том, что вию и игоше просто пока не придумали «милый» имидж, и такие фигурки можно увидеть лишь на ярмарках ремесленников?
Победа маркетологов
Сотрудничество с брендом Coca-Cola, стилизация под героев популярной манги и аниме, акцент на эксклюзивность (одна из серий Лабубу, например, продавалась только в магазине в Лувре), эффект сюрприза (зачастую игрушки продаются в закрытых коробках, и нельзя узнать, какой именно персонаж достанется покупателю) — всё это повлияло на популярность игрушек, она стала расти не только среди детей, но и среди взрослых коллекционеров.

Что говорят психологи
Родители стали бить тревогу: Лабубу могут негативно влиять на психическое состояние детей! Многие психологи такое утверждение опровергают, отшучиваясь, что эти игрушки несут опасность лишь для кошелька. Детский психолог Ирина Таранова утверждает, что «игрушки Лабубу не так опасны для детской психики, как многие другие. Их нельзя сравнивать с Хагги Вагги — эта игрушка олицетворяла монстра, за ней стоял страшный смысл, пугающий ребенка». Действительно, всего пару лет назад популярен был другой монстр — Хагги Вагги. Это антропоморфное существо из хоррор-игры, которое имеет синий мех, треугольную голову и огромную улыбку с несколькими рядами острых зубов. Изначально он был доброжелательным, но из-за аварии на фабрике стал охотиться на главного героя.
Лабубу и Хагги Вагги — самые обсуждаемые игрушечные монстры. А вот коллекцию бонстиков — мини-монстриков, периодически распространяемую популярной торговой сетью — родители почему-то не критикуют так яростно. Не говоря уж о персонажах многочисленных мультфильмов про монстров.

Последствия
В 2016 году в Центре игры и игрушки МГППУ, где на тот момент более 10 лет осуществлялась психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек, был организован семинар на тему рисков и опасностей, исходящих от игрушек, и возможности исследований потенциально вредного воздействия игрушек на детей. В дискуссии принимали участие детские психиатры, психотерапевты и психологи. Они были солидарны в том, что сама по себе игрушка не может нанести вред психическому здоровью, но наряду с мультиками и мультимедийными играми участвует в формировании потребностей и представлений детей. В то же время живые персонажи — Дед Мороз, Снегурочка, клоун — могут стать триггерами психического заболевания.
Вероятными последствиями игры со страшными игрушками могут быть страхи, навязчивость. Но если ребенок достиг определенного возраста, соответствующего «периоду страхов», и возникла тенденция боязни воображаемых предметов и существ, она будет реализовываться на любом материале, от игрушки до воздушного шара.
Страшные игрушки эффективно используются специалистами для преодоления детских страхов. Но смешивать функцию игрушки как психотерапевтического средства (игра проходит под наблюдением и при активном участии психотерапевта) и как средства детской игры нельзя.
Вопросы
Для чего нашим детям показывают мультфильмы про монстров? Зачем рекламируют игрушки Лабубу? Можно ли поставить знак равенства между современными монстрами и отрицательными персонажами народных сказок? Единственно верных ответов на эти вопросы не существует. Но есть вопросы, на которые каждый родитель может ответить себе:
·Зачем я показываю своим детям мультфильмы про монстров?
·Какие сказки я читаю с ребенком?
·Зачем я покупаю своим детям страшные игрушки?
·Как на моего ребенка повлияет страшная игрушка?
·Нужна ли моему ребенку игрушка Лабубу?
Ведь никто другой не заставляет моих детей смотреть ужастики. Никто другой не принуждает моих детей играть с Лабубу.
Дети не хотят играть с монстрами
Зачастую «счастливые» обладатели Лабубу не играют с вожделенными персонажами, а используют их как брелоки или ставят на полку как предметы коллекции. Потому что это престижно. Объяснить же ребенку, что такое маркетинг и как работает реклама, — задача вовлеченного в процесс воспитания родителя.
А если проблема — шире?
Есть еще один вопрос, на который родитель может ответить себе: почему я хочу купить своему ребенку Лабубу? Почему мне нравится этот «милый» монстр? Не секрет, что среди взрослых Лабубу не менее популярны, чем среди детей (кстати, и компания-производитель позиционирует игрушки как товар для детей старше 15 лет). Возможно, это связано с внутренними страхами? Или нежеланием взрослеть? Или ностальгией по популярным в 90-е, т. е. в детстве современных родителей, игрушечным гремлинам?

Как ни странно, зависимость от игрушек тоже существует. И развиться она может как у малышей, так и у взрослых. Взрослых людей, зависимых от игрушек, называют «кидалтами» (kid — «ребенок», adult — «взрослый», в переводе «взрослый ребенок»). Эти люди могут быть успешными в своей профессии, но психологически остаются незрелыми, что чаще всего связано с детскими травмами.
Дождаться результатов?
Эпидемиолог, заместитель президента Российской академии образования (РАО), академик Российской академии наук Геннадий Онищенко выразил мнение, что игрушка Лабубу должна быть проверена специалистами РАО с точки зрения ее влияния на детскую психику. Обращения от обеспокоенных родителей и членов Совета Федерации с просьбой ограничить или запретить продажу Лабубу поступают в Роспотребнадзор и Рособнадзор. Впрочем, насколько нам известно, магазинов официального поставщика игрушек Лабубу в России нет, речь идет скорее о репликах.
Можно дождаться результатов таких проверок. Но человеку, воспитывающему детей в традициях Православия, очевидно, что дело не в решении государства и внешних ограничениях, а в семейных ценностях и принципах воспитания. Найдется ли место для персонажа Лабубу в доме христиан? Как эта игрушка соотносится с ценностями, которые стремятся привить детям православные родители? Какой смысл ребенок будет вкладывать в игру с ней? Может ли ужасное быть прекрасным? Сколько семей — столько и ответов…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.