Статьи

Проповедь в Неделю Сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Фрагммент фрески из Преображенского храма Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря. 19 век
Фрагммент фрески из Преображенского храма Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря. 19 век

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


Дорогие братья и сестры, мы стоим в самом преддверии Великого поста. Прошлая Неделя была Неделей о Страшном Суде, когда Господь каждого из нас с вами призывал к покаянию, говоря о том, что земная человеческая жизнь имеет точку начала — день рождения, и окончание — день смерти. Это неизбежный итог всего нашего земного существования. И наша дальнейшая участь зависит от того, какими мы предстанем пред Богом.

В Церкви все премудро устроено. Есть то определенное, нужное для каждого человека время, чтобы проанализировать свою прожитую жизнь, чтобы увидеть свои страсти, недостатки, грехи и побороться с ними. Это время Великого поста.

Сегодня Прощеное воскресенье, и каждый из нас будет просить друг у друга прощения. Для чего и почему? А для того, чтобы, вступив в Великий пост с миром, провести время покаяния действительно с пользой, без раздражения, без злобы без гнева, а с пользой для спасения своей души.
Премудрый Господь все устроил для нашего спасения и нас самих сделал судьями своих грехов.
Святитель Иоанн Златоуст, вразумляя нас, говорит о том, что премудрый Господь все устроил для нашего спасения и нас самих сделал судьями своих грехов. Господь говорит о том, что если мы будем прощать обидчикам их согрешения, то и Он простит нам наши грехи. Все очень просто. Если мы с вами проявим милосердие, если мы с вами будем относиться друг к другу по-христиански, с любовью, с заботой, то мы можем надеяться и уповать на эту милость Божию.

В сегодняшнем Евангельском чтении есть слова о том, что, вступая в Великий пост, нужно оставить все обиды, все страсти и все грехи. Почему?

Сегодня вспоминается еще одно событие — Адамово изгнание из рая. Причиной изгнания Адама из рая стал грех. Грех лишил его возможности лицезреть Бога и пребывать с Богом. Грех произошел тогда, когда Адам нарушил заповедь о невкушении запретного плода. Не исполнив эту заповедь, Адам лишился жизни в раю.

Грех лишает каждого из нас Божией помощи и Божией благодати. И, конечно же, первая наша цель — это борьба с грехом, искоренение своих страстей и совершенствование в добродетелях Христовых.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что у каждого человека есть два крыла, с помощью которых он способен приблизиться к Богу. Первое крыло — это такие добродетели, как милосердие и любовь. А второе — это пост. Вступив в пост со злым сердцем и с грехами, невозможно достичь какого-то значимого результата. И самое важное, конечно, же, иметь любовь к Богу и друг ко другу.
«Наша вера основана на любви Божией по отношению к каждому из нас».
Сегодня хотелось бы вспомнить одну историю. В Римской империи у одного военачальника был воин еретик, язычник. Военачальник всячески старался этого воина поддержать, помочь ему, но тот воин всегда искоса смотрел на своего начальника и однажды в сражении подло ударил его мечом в спину. Рана была серьезная, и военачальник, лежа на смертном одре, попросил, чтобы позвали этого воина. Когда тот подошел, военачальник спросил у него: «Что подвигло тебя так поступить? Я прощаю тебе этот поступок, не держу на тебя зла, но ты мне только ответь, что тебя заставило так поступить?» И этот воин-язычник сказал: «Я думал, что, убив тебя, я помогу своей вере». Христианин воскликнул: «Что же это за вера, что же это за религия, которая говорит о том, что нужно убивать и причинять боль и, в частности, тому человеку, который относится к тебе с любовью? Моя вера гласит о том, что нужно прощать врагов».

И действительно, наша вера основана на любви Божией по отношению к каждому из нас. И мы можем приблизиться к Богу, если будем подражать Ему в исполнении добродетелей. И, в основном, именно в любви по отношению к каждому из нас и к Богу. А Бога невозможно возлюбить, не возлюбив ближнего.

Поэтому в преддверии Великого поста оставим свои согрешения, оставим свои обиды и со смирением, с осознанием своей греховной жизни будем вступать в Великий пост, не держа ни на кого зла.

Одни люди вступают в Великий пост с радостью, поскольку они думают побороться и борются со своими грехами и страстями. Другие люди воспринимают Великий пост, как время неудобоносимое, время лишений.

Дай Бог, чтобы мы не унывали, чтобы мы не отчаивались, а время Великого поста провели с пользой. С пользой в борьбе со своими страстями и грехами, помня о том, что время покаяния очень коротко, а Царствию Небесному нет конца. Аминь.

Источник

Фото: prilukicerkov.by

Проповедь