Статьи

В наши дни, полные соблазнов, стоит обращаться к незамутненным источникам

https://t.me/iriney_center/2896

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ДВОРКИН, профессор Православного Свято-Тихоновского университета, кандидат богословия, доктор философии, руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея епископа Лионского:
«Дорогие друзья! В связи с публикацией реплики свящ. Александра Кузьмина на Казанской конференции по псевдостарчеству многие стали спрашивать согласен ли я с ней. Не только я согласен, но скажу более: как ответственный секретарь РАЦИРС он выражает общее мнение всей Российской ассоциации центров изучения религий и сект. Все, что сообщил отец Александр в краткой реплике — открытая информация, которая широко обсуждалась во многих местах. Никаких «инсайдерских» сведений он не публиковал. Также, в связи с несколькими репликами хочу пояснить, что мое полугодовое пребывание в алтаре храма Св. Троицы в Хохлах при новом настоятеле не значит, что я во всем был согласен с ним, или поддерживал все, что он делает. Я честно пытался приспособиться, чтобы оставаться в своем храме, который был моим домом почти 30 лет. Но новая атмосфера в нем делалась все более и более невыносимой. Богослужебные новшества, невозможные проповеди, разорение всей общинной жизни… Я задумывался об уходе, думал дотянуть до Троицы, но не смог. Три недели назад в связи с целым рядом абсолютно недопустимых событий, происшедших при попустительстве и не без участия о. настоятеля, заставили меня написать ему письмо о моем уходе. И да, я много раз пытался поговорить с ним и донести до него мою обеспокоенность. И не я один. Но он не слышал. Человек настроен на воспроизведение, не на восприятие. Увы, меня больше в моем родном храме нет. Но теперь и не работает аргумент: раз Дворкин там, значит это не секта...»

Священник АЛЕКСАНДР КУЗЬМИН, кандидат философских наук, преподаватель СПДС, секретарь Российской ассоциации центров изучения религий и сект:
«Сейчас все чаще благодаря блогосфере и Интернету стали появляться отдельные личности, которые, будучи членами Церкви Христовой, стараются действовать по своим страстям — в своих интересах, а не в интересах Церкви ("хайпануть", как сейчас говорят). И площадку для церковной проповеди начинают использовать в своих личных целях. Ищут темы "на злобу дня", комментируют новости, стараются угодить "лайкам" и "репостам". Духовная жизнь и Предание Церкви поначалу фигурируют в таких реакциях, но постепенно всё превращается в базар, где уже становится маловажным и христианство, если таковое имеется, и священство такого вещателя.

Как показывает церковная практика, от таких Господь неминуемо отступает и они начинают действовать по своим страстям — публично актёрничают, восклицают, гневаются, смехотворят, позволяют нести всякую отсебятину в богословии, истории, литургике, стараются прослыть среди своих зрителей и слушателей "своим в доску парнем". Становятся заложником того образа, который сами же и создали (на самом деле здесь поработал лукавый и соглашательство с лукавым помыслом, где власть и деньги продолжают оставаться основными искушениями).

К большому сожалению, это на руку владельцам и редакторам телеканалов и радиостанций, включая церковные, поскольку такие стендаперы и говоруны на их площадках приносят им хорошую статистику и делают хорошие финансы. Появляется круговая порука. Такое не раз было со лжестарцами, которых приглашали, не разобравшись, в эфир, и они несли свою отсебятину в прямом эфире, формируя вокруг себя круг медийных почитателей.

Если такой новоявленный гуру любит посюсюкаться, то ему подражают в этом, если погневаться или посмехотворить, то тоже стараются копировать его до мельчайших нюансов в голосе и поведении. И тут уже начинается идолопоклонство и настоящий гуруизм.

Потом эта раскрученная медийная личность что-то ляпает такое, чего терпеть становится уже невозможно, и вся наша церковная полнота пытается эту проблему со скорбью и молитвой как-то решать. Иногда кардинальными мерами.

Деструктивный результат такой САМОСТИ медийных личностей Церкви весьма плачевен — люди из-за них уходят в расколы, либо просто за ограду Церкви ("ну вас, так было хорошо его послушать"), а спасением души такие слушатели как не занимались, так и не занимаются. Остаётся в головах политика, нацвопрос, эмоции, выражения, популярные фразочки...

Это не церковная проповедь. Это печальное явление лжестарчества, которое приносит губительные плоды для всех. Именно это и многое другое, что с этим связано, мы и обсуждали в Казани по благословению священноначалия.

В качестве реплики был упомянут протоиерей Андрей Ткачев. Что он и его поклонники вызывают беспокойство. Что мы просто тревожимся. Сказал эту реплику я от имени Российской ассоциации центров изучения религии и секты (РАЦИРС), ответственным секретарем которой являюсь по общему голосованию. Наша деятельность благословлена Святейшим Патриархом и призвана предупреждать об опасности сектантства, чем мы и занимаемся. Чем занимались и в Казани».
«Дорогие участники конференции, которых я хотел бы от имени РАЦИРС, в качестве ответственного секретаря этой организации, занимающейся исследованием деструктивного сектантства, продолжают реплику, которая касается проблем лжестарчества.

Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что достаточно продолжительное время у нас вызывает тревогу в публичной деятельности протоиерея Андрея Ткачева, которая все чаще в своих проповедях и медийных выступлениях позволяет себе использовать недопустимые и скандальные высказывания. Уже давно он постоянно допускает оскорбительное поведение, что несколько возмущало себя незначительным проявлением светской общественности и вызывало шквал негатива в адрес нашей Церкви. Но это его не останавливает. Недавно он оскорбился об участниках трагедий в Крокусе Сити Холле (потом, правда, он свое высказывание удалил, но оно успело широко распространиться), а затем обвинил жителей Белгорода в бомбежках, которыми они подвергаются из-за того, что, как ожидается, мало молятся... При этом сам протоиерей Андрей Ткачев никогда не показывается на публике без нескольких телохранителей, очевидно, не доверяя слишком своей молитве.

Кто был на его богослужениях, тот не мог не заметить, как вольно он относится к богослужению, к Уставу Церкви, например, иногда начиная утрени с полиелеи, читая Апокалипсис на крестных ходах, последнюю отменную во время Великого поста Преосвященные литургии, чтобы заменить их девятым или десятым Соборованием, в своих собственных прошениях и молитвах в любой части Литургии, даже в Евхаристическом Каноне... Может кому-то это покажется и маловажным, но именно с такими знаками, оговорок и вольностей начала историю того же Владимира Головина и ряда других ему ничего, признанных потомков лжестарцев. Вокруг Ткачева давно сформировалась фанатичная группа его почитателей, воспринимающая его как всеведущего гуру и противопоставляющая ему всю Землю. Многие из них продвигают грубые оккультные идеи, единственный объединяющий фактор — это безоговорочная и некритичная преданность лично отцу Андрею. Он сам разбором всего этого не занимается. Между тем, не может не тревожить практика постоянных паломничеств к нему: люди прилетают со всех концов страны, чтобы «посмотреть на любимого батюшку, которого раньше видели только по телевизору». Это экзальтированное, восторженное почитание явно нездоровых форм («как же счастлив тот, кто имеет возможность посещать его службы и слушать его живую»). Люди, по их собственным словам, приходят в храм даже за полтора часа до начала богослужения, «чтобы занять место получше и чтобы лучше проникнуть в деятельность Его службы».

Вместе с тем в своих очень пространных проповедях прот. Андрей Ткачев увлекается и, кстати, допускает весьма много внешнего с этической, много неправильного и оскорбительного с психологической и грубо ошибочного с богословской точки зрения.

Сейчас протоиерей Андрей Ткачев стал настолько известен, что многие воспринимают его как рупора нашей Церкви. Нам стало известно, что около него сейчас активно действует политическая секта НОД, адепты, которые также чрезвычайно почитают Ткачева, а также продвигают его, как одного из последующих «правильных» священников. Более того, в храме Живоначальной Троицы в Хохлах, где его называли настоятелем, он привел с собой женщину, регионального координатора секты НОД, и назначил её работницей за свечным ящиком, где теперь она активно действует в политической сфере, пропагандируя идеи НОД прихожанам.

Я хотел бы, опять же, обратить внимание на широту его охвата. Имея такой авторитет, протоиерей Андрей Ткачев может многие верующие люди входить в различные пагубные заблуждения. Мы, как сектоведы, встревожены его поведением и деятельностью, а также уже сложившимися и активно растущими нездоровыми культом вокруг него и обращаем на это ваше внимание».
«Но что началось? Сегодня ночью (13.06.2024) была организована самая настоящая травля меня лично. Оскорблений была масса. С переходом на личность. С гневом. Негодованием. Всё как в лексиконе той медийной личности, по поводу которой мы, негодяи такие, позволили себе что-то там высказать. Меня приговорили ко всему, и работе на ВСУ, и что, мол, заказ чей-то отрабатываю, и что Каин, и фарисей, и негодяй, и прочее. Церковные словоформы наслушались понятно где.

Теперь переходят на других членов РАЦИРС, на всех защитников нашей позиции, включая архиереев и священство, мирян и монашествующих.

Разделение, к которому приводит лжестарчество, даёт свои плоды. И все это очень стало похоже на историю с лжестарцем Владимиром Головиным, защитники которого, кстати говоря, объединились сейчас с защитниками Ткачёва. И везде почему-то фигурирует политическая секта НОД, в рамках деятельности которой были замечены и неоязычники, и другие секты...

Будем помнить важность следования правилам церковной проповеди и не действовать по страстям. "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" (Рим. 15:16).

И предуведомляя реакции на этот текст еще скажу, что вскрыть разделение и стараться предупреждать о нем — это не значит организовать это разделение.

Наша попытка остановить и уменьшить тяжесть последствий этого разделения заняла всего 5 минут, но какая реакция! Значит проблема есть и мы не зря ее подняли на поверхность.

Поскольку вся эта ситуация с протоиереем Андреем Ткачевым и его высказываниями, а теперь уже и с высказываниями его последователей, порождает именно разделение. Одна половина смакует каждую фразу, довольно потирая сжатые от гнева кулаки, а другая негодует на хамство и недоумевает, почему это люди Церкви так себя вдруг ведут, ведь не должны же...

Закончу тем, с чего начал — если бы люди Церкви, будучи блогерами и медийными личностями, больше следовали гомилетической науке (науке о церковной проповеди) и ее законам, то не было бы таких искушений и разделений.

Фото: pstgu.ru, rostravel.ru

2024-06-27 07:00 Церковь