Когда Джошуа Беккера, основателя и редактора популярного портала об осознанной жизни Becoming Minimalist, спросили, что же такое минимализм, он ответил: «Минимализм — это сознательное продвижение вещей, которые мы любим больше, и устранение всего, что отвлекает нас от них». Основа этой философии — понимание человеком подлинных, самых важных в жизни ценностей. Эта идея очень созвучна христианскому миропониманию. Мы читаем в Евангелии: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 19-21), и еще: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13). Помним и евангельскую притчу о беспечном богаче, который решил собрать полные житницы хлеба и другого добра, чтобы хватило на многие годы, можно было вести праздную сытую жизнь. Но Бог сказал ему: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут от тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Ср. Лк. 12: 15-21).
Но прежде всего большинством людей минимализм воспринимается как отказ от лишних вещей, неоправданных трат, покупок, участия во всенародно любимом (по выражению известного актера) развлечении — приобретении товаров, большая часть которых уже спустя неделю окажется ненужной, в магазинах низких цен. И даже этот первый шаг может привести к хорошему результату: отказавшись, например, от лишней покупки, вы не только сэкономите деньги, но и (что гораздо важнее) освободите время, которое собирались потратить на:
- выбор желаемой вещи,
- поход в магазин,
- уход за новой вещью
- и даже работу с целью получить необходимые для ее приобретения средства,
- а также ее утилизацию, особенно если делать это экологически грамотно, не причиняя вред сотворенной Богом планете.
Время — один из самых ценных наших ресурсов. И для христианина важно не только не тратить его праздно, впустую, но и проводить его с пользой, поскольку «от утра до вечера изменяется время, и все скоротечно пред Господом» (Сир. 18: 26). И «доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал. 6: 10). А святитель Иоанн Златоуст писал: «Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты употребил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы, по апостольскому увещанию, твой избыток восполнял недостаток у других (2Кор.8:14)».
А еще минимализм может стать шагом к свободе. Вспомним хотя бы одного из героев романа А .Солженицына, который (герой — прим. ред.) говорил, что, когда у него отняли все, он стал абсолютно свободным. Это пример на грани человеческой трагедии, но общеизвестно, что чем большим количеством вещей мы владеем, тем больше вещи владеют нами. И речь здесь может идти не только о расхламлении шкафов и сундуков, но и о расхламлении души. Что занимает ее? И какое место в ней отведено близким? Остался ли в ней хотя бы маленький уголок для Бога?
У модного минимализма и христианского воздержания много общего. И даже общий «недостаток»: эти идеи работают ровно до тех пор, пока не становятся для человека, применяющего их в жизни, не средством к достижению высоких подлинных целей, а самоцелью. Как только минималист, отказываясь от лишнего, забывает, для чего он это делает, и, например, вместо совершения обыкновенной покупки начинает тратить время, энергию, те же перерабатываемые природные ресурсы на поиск более экологичного или этично произведенного аналога, да еще навязывать свою позицию окружающим, его отказ становится бессмысленным. Как только христианин, воздерживаясь от скоромной еды или развлечений, например, в дни поста, начинает тратить уйму времени, средств и сил, чтобы найти постный рецепт, приобрести необходимые ингредиенты, приготовить блюдо, да еще гордится таким «воздержанием» (а ведь время и силы бы могли быть потрачены с большей пользой) и начинает поучать ближних и дальних, его подвиг теряет смысл. Эти слова можно подкрепить цитатами отцов Церкви, но не будем этого делать, чтобы избежать излишества и нарочитой назидательности в словах.
Познавательно. Существует термин «духовный минимализм». Его употребляли публицисты для описания произведений ряда композиторов классической музыки конца XX века. К таким композиторам относятся, например, Арво Пярт (православный эстонец), Джон Тавенер (британский композитор, принявший Православие), Хенрик Гурецкий (польский католик), Алан Хованесс (самый ранний мистический минималист), София Губайдулина, Гия Канчели, Ганс Отте, Петерис Васкс и Владимир Годар. Их композиции отличаются минималистской композиционной эстетикой и религиозными или мистическими сюжетами. Попробуйте послушать. Быть может, что-то из творчества этих авторов окажется вам близко.
Примечание. Минимализм в искусстве все еще остается актуальным, но постепенно теряет свои позиции.
Автор не претендует на объективность в оценках и выводах.
Фото: открытые интернет-источники