Когда наступает эпидемия, тогда все прилагают усилия для того, чтобы устранить опасность и не дать ей распространиться. Но о бедствии пьянства, к сожалению, приходится сказать словами пророка Иеремии: «Ты бьешь их, но они не чувствуют, ты исправляешь их, но они не исправляются» (Иер. 5: 3)… Вядовитых испарениях алкоголя отравляются все лучшие силы нашего народа. Не скрытно и не втихомолку действует эта зараза, но свободно и открыто совершает она свое разрушительное дело и похищает ежегодно гораздо более жертв, чем какая-нибудь повальная чума и холера. И, однако, как велико еще ослепление, равнодушие и бездеятельность в отношении этой опасности! Вот слышим мы здесь и там серьезные голоса предостережения, но чем отвечают на это любители алкоголя? Упорством, насмешками, издевательствами. Возможно ли при таком упорстве что-нибудь сделать для достижения нашей цели? «Человекам это невозможно» (Мф. 19: 26), — со вздохом должны сказать мы на это вместе с Иисусом Христом…
Неужели слово Божие хочет привести нас в уныние и отчаяние? Нет, возлюбленные, не для того говорит нам Господь эти слова, чтобы возбудить в нас чувство робости и малодушия, но чтобы предостеречь нас от самонадеянности и научить смирению… И деятели, посвятившие себя борьбе с пьянством, очень часто видят в своих трудах и заботах проявление чудесной победы благодати, так что в этом случае мы вправе сказать: «Человекам это невозможно, но не Богу» (Мк. 10: 27).
Бог может и невозможное сделать возможным. То, чего мы не имеем и чего сами себе не можем дать, это дает нам Бог в Своей благодати: Он дает любовь и верность, которая может начинать, продолжать и доводить до конца трудное дело.
***
Но, возлагая надежду на Спасителя, мы не должны оставаться бесчувственными здесь и сами, как это, к сожалению, делают многие из нас, не считая это своим долгом. Странное это явление в нашем христианском обществе. Когда кто-либо падает в воду, мы его спасаем, когда заболевает, мы приглашаем доктора — но когда погибает в пучине порока не тело только, но и бессмертная душа человеческая, мы равнодушно смотрим и, подобно Каину, говорим: «Какое мне тут дело. Разве я сторож брату моему? (Быт.4:9). Пусть ведает это Церковь, правительство и начальство, а меня это не касается». Так смотрел на это дело один из богатых американских купцов, как недавно пришлось мне прочитать об этом. Когда один председатель общества трезвости попросил у него на борьбу с алкоголем материальной помощи, он жестко сказал ему: «Оставьте меня — это дело меня не касается». Но скоро он опытно познал, что оно касается его. Его жена с двумя дочерьми своими поехала по железной дороге навестить свою приятельницу и должна была в определенный день возвратиться. Муж выехал встретиться на станцию, но поезд, с которым они ехали, ко времени не пришел. Скоро получено было известие, что он потерпел крушение. Примчавшись с экстренным поездом на место крушения, купец увидел, что жена его и одна дочь в ряду других лежали мертвые, а вторая, страшно изуродованная, хотя и оставалась еще живой, но близка была к смерти. Причиною катастрофы был пьяный машинист. Таким образом, стоя теперь пред двумя родными трупами, он должен был убедиться, что борьба с пьянством касается и его, касается и каждого, кто только любит себя, своих близких и свое имущество, что каждый должен принимать участие в деле борьбы с пьянством, которое бывает причиной столь многих несчастий на железных дорогах, на фабриках и заводах, а равно и при постройках.
Да, все должны помогать этому делу кто чем может. Конечно, главная обязанность тут лежит на Церкви, которая, имея своей задачей спасать погибающих, не должна равнодушно смотреть, как чада ее гибнут от этого пьянства, как падает семейная жизнь, как дичают и развращаются дети; она не должна, как священник и левит, проходить мимо израненного алкоголем народа, но с факелом слова Божия должна она, подобно евангельской женщине, искать эту потерянную драхму (см. Лк.15:8–9). О, если бы во всех наших приходах с полной энергией начали бы работать против пьянства, какая была бы это великая и могучая сила!
Но и на каждом отдельно взятом христианине лежит обязанность спасать то, что можно спасти. Ее, эту обязанность, налагает заповедь о братской любви. Да любите друг друга — говорит Писание (Ин.13:34). Но как и что, спросишь ты, я могу здесь сделать?
Братие! Любовь изобретательна. Она может указать много путей и средств, пригодных в этом случае. Прежде всего каждый должен идти впереди других своим собственным примером и показывать пример трезвости в своем собственном доме...