Творчество Семёна Яковлевича Надсона относится к так называемой эпохе «безвременья» конца XIX века. Характерной чертой поэзии Надсона была интонация личного, дружеского, приятельского обращения к современнику. Свои взаимоотношения с читателем поэт строил на полном доверии. Нередко в стихах он обращался к теме христианства.
*** Христос!.. Где Ты, Христос, сияющий лучами Бессмертной истины, свободы и любви?.. Взгляни,— Твой храм опять поруган торгашами, И меч, что Ты принес, запятнан весь руками, Повинными в страдальческой крови!..
Взгляни, кто учит мир тому, чему когда-то И Ты учил его под тяжестью креста! Как ярко их клеймо порока и разврата, Какие лживые за страждущего брата, Какие гнойные открылися уста!..
О, если б только зло!.. Но рваться всей душою Рассеять это зло, трудиться для людей,— И горько сознавать, что об руку с Тобою Кричит об истине, ломаясь пред толпою, Прикрытый маскою, продажный фарисей!..
*** Я не Тому молюсь, Кого едва дерзает Назвать душа моя, смущаясь и дивясь, И перед Кем мой ум бессильно замолкает, В безумной гордости постичь Его стремясь; Я не Тому молюсь, пред Чьими алтарями Народ, простертый ниц, в смирении лежит, И льется фимиам душистыми волнами, И зыблются огни, и пение звучит; Я не Тому молюсь, Кто окружен толпами Священным трепетом исполненных духов И Чей незримый трон за яркими звездами Царит над безднами разбросанных миров, — Нет, перед Ним я нем!.. Глубокое сознанье Моей ничтожности смыкает мне уста, — Меня влечет к себе иное обаянье — Не власти царственной, — но пытки и креста. Мой Бог — Бог страждущих, Бог, обагренный кровью, Бог-человек и брат с небесною душой, — И пред страданием и чистою любовью Склоняюсь я с моей горячею мольбой!..
У креста (Ин. 19) Вокруг Креста толпа стояла, И грубый смех звучал порой... Слепая чернь не понимала, Кого насмешливо пятнала Своей бессильною враждой.
Что сделал Он? За что на муку Он осужден, как раб, как тать, И кто дерзнул безумно руку На Бога своего поднять? Он в мир вошел с святой любовью, Учил, молился и страдал, — И мир Его невинной кровью Себя навеки запятнал...
Появившийся в печати в 1885 году сборник стихотворений принёс Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 года её успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж — 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило ещё большую известность. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках.
Но в начале XX века отношение к творчеству Надсона стало неоднозначным. Критики всё более обращали внимание на мотивы «разочарования», на пессимистические настроения его поэзии.
Быть может, стихи Семёна Надсона вновь обретут своего читателя, когда темы любви и одиночества, психологии "лишнего человека", страдания и переживания тех, кто не находит своего места в жизни, перестанут снисходительно обесцениваться.
При подготовке публикации были использованы материалы из Википедии.