Статьи

В Кении развернулась судебная борьба за признание атеистов церковью и государством

В Кении развернулась судебная борьба за#nbsp;признание атеистов церковью и#nbsp;государством, при этом вера в#nbsp;Бога закреплена в#nbsp;конституции страны, а#nbsp;85% ее#nbsp;населения христиане, сообщает theguardian.

Первая атеистическая организация страны борется за#nbsp;свое юридическое признание в#nbsp;суде, который начался по#nbsp;иску христианского епископа, требующего отозвать регистрацию этой организации. Общество атеистов Кении (Atheists in#nbsp;Kenya Society, AKS) считает, что суд посягает на#nbsp;основные гражданские свободы, и#nbsp;готовится к#nbsp;борьбе с#nbsp;обвинениями против общества и#nbsp;кенийского регистратора, выдвинутыми в#nbsp;иске епископом Стивеном Ндичу (Stephen Ndichu).

Епископ Ндичу заявляет, что деятельность общества атеистов нарушает конституцию страны, которая «признает существование Бога». «AKS в#nbsp;своих публичных заявлениях и#nbsp;через свои платформы в#nbsp;социальных сетях … выражает свое отвращение к#nbsp;религии,#nbsp;— заявляет Ндичу в#nbsp;интервью The Guardian. —#nbsp;Эта организация насаждает цинизм, угрожающий обществу тяжкими духовными последствиями, и#nbsp;подрывает веру народа. В#nbsp;Кении невозможно отделить государство от#nbsp;религии. У#nbsp;нас повсеместно люди в#nbsp;правительстве являются частью церкви, а#nbsp;церковное духовенство нередко содействует органам власти, … так что границы не#nbsp;существуют».

Кения по#nbsp;конституции светское государство, в#nbsp;котором примерно 85% граждан считают себя христианами. Согласно последней переписи населения, проведенной в#nbsp;2019 году, атеистов в#nbsp;стране насчитывается примерно 755 тысяч человек среди 55-миллионного населения. Главы AKS ссылаются на#nbsp;данные неофициальных опросов, утверждая, что реальная численность атеистов в#nbsp;стране минимум в#nbsp;два раза выше. Тем не#nbsp;менее, общество атеистов сталкивается с#nbsp;сильнейшим сопротивлением при попытках пропагандировать свои «светские убеждения».

«Исторически наша страна всегда была глубоко религиозна, и#nbsp;это влияет на#nbsp;отношение властей к#nbsp;атеизму,#nbsp;— сетует Харрисон Мумия (Harrison Mumia), президент AKS. —#nbsp;[Атеизм] неприемлем для#nbsp;правительства, поскольку религиозные организации обладают большой силой и#nbsp;властью в#nbsp;Кении. Нынешняя администрация является ультра-религиозной и#nbsp;находит опору в#nbsp;церкви, а#nbsp;потому со#nbsp;временем мы#nbsp;вполне можем увидеть дальнейшее ослабление секуляризма и#nbsp;укрепление роли религии в#nbsp;общественной жизни».

В#nbsp;прошлом году Кения впервые избрала в#nbsp;президенты открытого христианина Уильяма Руто (William Ruto). Перед выборами он#nbsp;подписал «Меморандум о#nbsp;взаимопонимании», в#nbsp;котором обязался защищать церковь, обеспечивать государственное финансирование духовенства, гранты на#nbsp;строительство храмов, назначение духовенства на#nbsp;государственные должности и#nbsp;отмену моратория на#nbsp;регистрацию новых церквей. Этот мораторий ввел бывший генеральный прокурор «для#nbsp;сдерживания растущей радикализации и#nbsp;коммерциализации» религий и#nbsp;общества.

Президент и#nbsp;первая леди Рэйчел Руто (Rachel Ruto) молятся в#nbsp;домашней часовне в#nbsp;одном из#nbsp;своих загородных домов. Во#nbsp;время саммита первых леди Африки в#nbsp;начале этого года, Рэйчел Руто публично выступила в#nbsp;поддержку «дипломатии веры» как действенного инструмента социальных и#nbsp;экономических перемен. Она заявила, что намерена всемерно способствовать религиозным организациям в#nbsp;распространении культуры молитв и#nbsp;поклонения Богу и#nbsp;защищать семейные ценности от#nbsp;насаждаемой западом культуры содомии и#nbsp;прав ЛГБТК+, выступая вместе со#nbsp;всеми религиями страны и#nbsp;политическим классом Кении.

За#nbsp;последний год AKS все громче и#nbsp;активней выступает против «непропорционально высокого влияния религии на#nbsp;деятельность правительства». Атеисты выразили протест против участия верховного судьи в#nbsp;ежегодном национальном молитвенном завтраке в#nbsp;прошлом году и#nbsp;обрушились с#nbsp;критикой на#nbsp;прием высшего духовенства в#nbsp;Государственном доме после избрания Руто. Общество атеистов назвало этот прием «вопиющим злоупотреблением» и#nbsp;«неуставным использованием государственной резиденции в#nbsp;качестве религиозного игрового поля», а#nbsp;также «явным пренебрежением к#nbsp;светскому принципу религиозного разнообразия».

«Это посягательство на#nbsp;конституцию, коль скоро Кения является светской демократией, а#nbsp;подобные действия могут рассматриваться как продвижение правительством одной или двух религий,#nbsp;— считает Моррис Ванджохи (Morris Wanjohi), аналитик AKS. —#nbsp;Вот почему попытки продвигать в#nbsp;нашем обществе общепринятые идеи отделения церкви от#nbsp;государства или сексуального самоопределения воспринимаются как настоящий кошмар системой образования. Самая большая опасность, с#nbsp;которой мы#nbsp;сталкиваемся, это подконтрольность правительства. В#nbsp;стране сложился нечестивый союз церкви и#nbsp;политического класса. Церкви предоставляют политикам готовую платформу. Когда церковь поддерживает политика, они уже на#nbsp;полпути к#nbsp;цели. Они стали взаимозависимыми, поэтому церкви многое сходит с#nbsp;рук, и#nbsp;она может влиять на#nbsp;политический класс в#nbsp;любых политических вопросах, в#nbsp;том числе касающихся прав ЛГБТК+».

Эта критика вызвала гнев ряда церковных организаций. «Церковь веками сотрудничала с#nbsp;властью в#nbsp;этой стране, обеспечивая ее#nbsp;дополнительными ресурсами в#nbsp;области образования, медицинской помощи и#nbsp;духовного воспитания народа,#nbsp;— говорит епископ Ндичу. —#nbsp;Призывы к#nbsp;изоляции церкви от#nbsp;управления этими сферами отвергают ее#nbsp;вклад в#nbsp;развитие общества».

Атеисты стараются завоевать общественный авторитет, идя проторенным церковью путем благотворительной деятельности. Они оказывают поддержку нуждающимся школьникам и#nbsp;прочую помощь, стремясь поколебать распространенное в#nbsp;народе убеждение в#nbsp;том, что атеистам не#nbsp;свойственно сострадание к#nbsp;ближним, однако ресурсы общества ограничены.

Это уже не#nbsp;первый случай, когда AKS сталкивается с#nbsp;юридическими проблемами. В#nbsp;2016 году с#nbsp;трудом полученное свидетельство о#nbsp;регистрации общества было аннулировано из-за протестов религиозных групп, усмотревших в#nbsp;его деятельности угрозу общественному порядку. Однако в#nbsp;2018 году верховный суд признал право атеистов на#nbsp;регистрацию своей организации. Ванджохи уверен, что и#nbsp;нынешний суд примет решение в#nbsp;пользу AKS. «Есть судебный прецедент, который заявляет, что свобода вероисповедания распространяется на#nbsp;право неучастия в#nbsp;богослужениях»,#nbsp;— напоминает атеист. Ожидаемое решение суда важно для#nbsp;самого Ванджохи, подавшего заявку на#nbsp;регистрацию своего союза агностиков и#nbsp;атеистов. Прошел почти год после подачи этой заявки, однако решения все нет, хотя предельный срок рассмотрения#nbsp;— всего четыре месяца.

Сам Ванджохи, вступивший в#nbsp;общество атеистов в#nbsp;2018 году, вырос в#nbsp;богомольной христианской семье в#nbsp;Киджабе (провинция Рифт-Вэлли). В#nbsp;этом городе, разросшемся вокруг старинной колониальной миссии, по#nbsp;сей день блюдется строгий моральный кодекс, включая запрет на#nbsp;продажу алкоголя, сигарет и#nbsp;презервативов. С#nbsp;ранних лет Ванджохи мечтал стать пастором, как его дед. «Когда вы#nbsp;растете и#nbsp;воспитываетесь в#nbsp;такой обстановке, священники неизбежно становятся для#nbsp;вас высшими и#nbsp;единственными образцами для#nbsp;подражания,#nbsp;— говорит атеист. —#nbsp;Общество воздвигает их#nbsp;на#nbsp;пьедестал». Однако в#nbsp;университете он#nbsp;стал все больше забывать веру и#nbsp;церковь. Впервые он#nbsp;познакомился с#nbsp;обществом атеистов на#nbsp;теледебатах, причем мать осудила их#nbsp;как «проповедников сатанизма». Когда позже он#nbsp;признался родным, что стал членом общества атеистов, они устроили ему «травлю». Многие атеисты подвергаются шельмованию, с#nbsp;трудом заводят и#nbsp;поддерживают связи в#nbsp;обществе, и#nbsp;живут под страхом репрессий на#nbsp;работе.

«Мы#nbsp;всеми силами стараемся мирно сосуществовать с#nbsp;верующими членами общества, но#nbsp;многим приходится скрывать свои атеистические взгляды,#nbsp;— говорит Мумия. —#nbsp;Невозможно признаться в#nbsp;том, что вы#nbsp;атеист, чтобы тут#nbsp;же не#nbsp;прослыть слугой дьявола. Вот почему для#nbsp;многих наших единомышленников собрания AKS#nbsp;— единственная отдушина, здесь можно не#nbsp;скрываться и#nbsp;говорить открыто».

Адвокат AKS Ричард Нгари (Richard Ngari) считает, что общество атеистов, к#nbsp;сожалению, является ныне «маргинализированным классом», хотя все иски против них ничтожны, ибо подаются «в#nbsp;обход закона». «Светские общества#nbsp;— легкие мишени для#nbsp;нападок в#nbsp;религиозном обществе, словно низко висящие фрукты,#nbsp;— вторит ему Ванджохи. —#nbsp;Наша главная задача на#nbsp;сегодня просто выжить и#nbsp;существовать, и#nbsp;потому так важно добиваться подтверждения своей правоты в#nbsp;судах».


Источник

Фото: www.9111.ru

Фото носит исключительно иллюстративный характер.

2023-08-09 07:00 Общество