Статьи

Оршанская икона Божьей Матери, Кутеинский монастырь и первый букварь

Оршанский Кутеинский монастырь. Наши дни

В 2022 году Белорусская Православная Церковь отмечает 1030-летие прихода Православия на белорусскую землю. Продолжаем знакомить читателей с историей Православия на нашей Родине. В праздник Оршанской иконы Пресвятой Богородицы предлагаем вашему вниманию рассказ о белорусской лавре, в которой был явлен этот чудотворный образ, и первом букваре, изданном на белорусском языке.


Оршанская икона Пресвятой Богородицы


Об истории Оршанского образа Пресвятой Богородицы сохранилось совсем не много сведений.

Икона была явлена чудесным образом в 1631 году при основании мужского Кутеинского Богоявленского монастыря близ Орши на берегу реки Кутеинки. До наших дней, начиная с XVII века, дошло множество свидетельств о помощи Божией Матери после молитв перед Оршанской иконой.

Оршанская икона Пресвятой Богородицы

Так, оршанский печатник Спиридон Соболь, имея сложности с налаживанием издательского дела, получил от чудотворной иконы поддержку и утешение.

Богоматерь явилась во сне и преподобномученику Афанасию Брестскому, словно сошла с иконы, утешила его и направила подвизаться в Купятицкий монастырь, предсказав святому мученическую кончину. В XIX веке празднование в честь Оршанской иконы даже совмещалось с памятью святого Афанасия Брестского как удостоившегося особого водительства и заступничества Царицы Небесной.

Чудотворный список с образа Богородицы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре, и в связи с многочисленными исцелениями больных от иконы в 1842 году обитель была переведена в реестр первоклассных. В Минском Свято-Духовом соборе также находилась копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в XVIII столетии в Московском Иверском монастыре.

С 10 октября 2014 года список иконы находится в храме Живоначальной Троицы Богоявленского Кутеинского мужского монастыря.


Кутеинский монастырь


Свою историю Кутеинская обитель ведет с 19 мая 1620 года, когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши.

Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 года строительство монастыря в городе стало невозможным. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 года паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры, и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки он получил название Кутеинский, а по главному храму — Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом обители.

История Кутеинского монастыря знала периоды расцвета и упадка. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII века. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор — великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 года Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол храма в честь Богоявления Господня, а приделы — во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

Древняя церковь Оршанского монастыря

Под фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения святого праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму, на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями.

Во время сильной грозы 24 июня 1891 года Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу.

Недалеко от собора была построена деревянная церковь в честь сошествия Святого Духа. Со временем деревянный храм был разобран, и на его фундаменте построили каменную двухэтажную церковь с нижним престолом в честь Рождества Христова и верхним — в честь апостола Андрея Первозванного. После реконструкции 1868 года храм стал одноэтажным, с престолом во имя Живоначальной Троицы.

В годы своего расцвета монастырь имел высокий статус лавры. Сохранились очерки монастырского устава. Духовным ориентиром обители были поучения преподобного Кассиана Римлянина. По инициативе Иоиля (Труцевича) была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг, где трудились талантливые художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.

В 1655 году, во время Русско-польской войны, большинство монашествующих уехали по благословению патриарха Никона в Иверский Валдайский монастырь. Сам игумен Иоиль, не доехав к новому месту жительства, скончался в городе Болдино под Смоленском. Тело же его было предано земле на Валдае, где покоится и поныне.

Царь Алексей Михайлович, посетив Кутейно в 1656 году, дал высокую оценку таланту здешних мастеров. По его приказу знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим, гравер Паисий были взяты в Москву, где вместе с другими мастерами работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово.

Разрушения, нанесенные монастырю французами во время войны 1812 года, были катастрофическими. Поэтому Кутеинская обитель, как бедная и не имеющая достаточно средств для существования, была переведена в ряд третьеклассных. В 1842 году стала заштатной в составе некогда греко-католического Оршанского Покровского монастыря.

Не обошли стороной когда-то известную белорусскую лавру и революционные события 1917 года. После Октябрьской революции на базе монастыря было создано товарищество по совместной обработке земли. У новых хозяев лесное и полевое хозяйство, монастырские огороды, сады и пасеки очень быстро пришли в запустение. Рассыпались от старости или разбирались на кирпичи монастырские здания. Свято-Троицкая церковь была приспособлена под складские помещения. Затем на территории размещалась советская кавалерия. Есть основания полагать, что в 1939 году здесь временно находились военнопленные польской армии, 1941-1943 годах — размещался небольшой лагерь советских военнопленных. В 1943 году авиаударами была разрушена колокольня. После Великой Отечественной войны жилые помещения монастыря были использованы Оршанским льнокомбинатом под квартиры рабочим.

В разное время Кутеинский монастырь посещали преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Могилевский и всея Беларуси Георгий Конисский, царь-страстотерпец Николай II, священномученик Серафим Жировицкий, святая Валентина Минская.

Кутеинский монастырь сегодня

Возрождаться обитель начала лишь в 1990 году. Был отреставрирован Свято-Троицкий храм, построена крещальня. При монастыре работает воскресная школа для взрослых и детей, библиотека с читальным залом.


Первый букварь


При активном участии первого игумена Кутеинского монастыря отца Иоиля в обители была открыта собственная типография. В 1630 году он пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя. Приехав в Оршу, Спиридон быстро наладил дело и уже в 1630 году напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов».

Портрет печатника Спиридона Соболя

А в 1631 году в монастырской типографии вышла книга, на долгие годы ставшая главным пособием для начинающих учиться читать — «Букварь». Это был первый букварь на белорусском языке! Полное его название — «Букваръ, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати. В Кутейне изобразися в типографии Спиридона Соболя року 1631».

Страницы "Букваря" Спиридона Соболя

Обучив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь покинул Оршу. Известно, что в конце жизни он принял постриг с именем Сильвестр.

Труд печатника Спиридона продолжил отец Иоиль, который сам писал предисловия к каждой книге. Типография печатала не только церковные книги, но и научно-просветительские. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около двадцати разных книг, значительными для того времени тиражами — по 200-350 экземпляров.

"Букварь". Факсимильное издание

Типография работала до 1654 года, затем ее оборудование перевезли в Валдайский Иверский монастырь под Новгородом, оттуда в 1665 году — в Воскресенский монастырь под Москвой, а затем — на Московский печатный двор.

Памятник — "Букварь" Спиридона Соболя

Десятого октября 2014 года на территории монастыря был установлен памятник — «Букварь» Спиридона Соболя. А специалистами Издательства Белорусского Экзархата было создано факсимильное издание знаменитой книги.


При подготовке публикации использованы материалы сайтов: http://monasterium.by https://drevo-info.ru

Фото: https://zagran.guru/ https://ikonostas.by/ https://www.sb.by

Церковь