Статьи

Как справляться с дурными помыслами и неудачами в духовной жизни?

— Все помыслы, влияющие на состояние души, приходят либо от Бога (добрые изменения), либо от дьявола (плохие), либо от самого человека (и добрые, и злые), — рассказал митрополит Афанасий. — Добрые помыслы мы узнаем по плодам. Если мы становимся более смиренными, более молитвенными, более кроткими, более терпеливыми, более теплыми, более благородными, более чуткими, то это результат доброго помысла. Но что делать, если не все наши изменения добрые?

Дурной помысел мешает логически мыслить

Человек сам тоже влияет на свой душевный мир, порождает добрые или плохие мысли в зависимости от того, как настроен его внутренний «механизм» — правильно или неправильно.

Приведу пример из Евангелия. Когда блудница пришла в дом и помазала миром ноги Христа, многие из учеников негодовали, особенно Иуда, который был сребролюбцем. Он начал говорить: «Зачем эта женщина напрасно расточает такое дорогое миро, чтобы помазать ноги Христа». Дурной помысел состоял в том, что она расточает. Но дальше в Евангелии сказано, что он переживал не за бедных, а просто был сребролюбив и хотел получить деньги за это миро, положить его в корвану и потом использовать по своему разумению.
Меня часто спрашивают: зачем у вас в Церкви столько роскоши? Но покажите мне, что у нас роскошного? Хочешь, отрежь себе кусочек подсвечника и возьми домой, продай, получи деньги. Разве не видно, что это бронза? Видите, дурной помысел не дает человеку даже мыслить логически.
Или кто-то подает милостыню. Дает пять евро и начинает думать: «Может, не надо? Что такое пять евро, разве разбогатеет нищий от этих денег? Наверное, это обманщик». Возможно, это и так, но он сразу включает дурной помысел, который уклоняет душу ко злу, делает ее упрямой и противостоящей благодати.

Бывает, что дурные мысли приходят от демонов. Однако существуют и чисто физиологические изменения. По-разному ты думаешь утром, днем, вечером и после полуночи, иначе — в темноте и иначе — во свете. Когда непогожий день, когда дует южный ветер или когда солнце. Многие отмечают, что в солнечные дни у людей более хорошее настроение, а когда оказываешься среди радостных и благодарных людей, радуешься вместе с ними.

Как быть, если душа омрачилась?

Почему святые отцы изучали все это? Чтобы знать, когда идет настоящая духовная борьба, а когда можно не обращать на внутренние перемены внимания.

{$te}

Если моя душа омрачилась, важно не позволять себе становиться понурым, не начинать говорить резко, оскорбительно и нервно, отворачиваться и не принимать другого человека.

Какие бы перемены ни происходили в душе, мы должны поддерживать распорядок духовной жизни, быть ровными в общении с другими людьми.

Человек создан по образу Божию, «добро зело», и призван стать подобным Отцу нашему. А остальное, что с нами происходит, — дурное поведение, нервы, слова, скверность — они не являются нашим истинным «я».

Что нужно, чтобы меняться к лучшему?

Важно научиться вести себя так, чтобы не ранить других людей, не высказываться пренебрежительно, не быть ленивым, держаться своего уклада, что бы ни происходило вокруг. И в этом помогает точность в исполнении своего правила (молитвенного. — Ред.).

Не станем говорить в воскресенье утром: «Что-то нет у меня настроения, не пойду сегодня в храм». Есть настроение или нет — пойду. Даже если наш ум начнет рассуждать: «Куда ты пойдешь, будешь там спать, ты весь в помыслах, внутри тебя скверные помыслы, не ходи!» — мы не должны отступать назад и менять свое правило из-за изменений настроения.

Как бороться с дурными помыслами и нужно ли ругать себя за них?

Лучше сразу отсекать дурные помыслы и не заниматься ими. Это как мешок с мусором: лучше сразу выбросить, чтобы не испачкаться.

В вопросе о том, нужно ли укорять себя за дурные помыслы, нужно рассуждение. Если человек может это выдержать — хорошо, святые отцы так делали. Но для молодых лучше себя держать в любви и благодарности. И нужно доброе рассуждение, хороший духовник, иначе легко можно впасть в отчаяние.

Если мы люди сверхчувствительные и осуждаем, ругаем себя, то можем начать унывать или отчаиваться. Поскольку в наше время мы легко отчаиваемся, лучше себя до этого не доводить.

Дар слезного покаяния, который был у святых, приходит от духовного труда, а не только от самоукорения. Слезы покаяния — это первый этап, они потом становятся слезами любви!
Духовная работа и самоукорение важны, но это по силам здоровому человеку. А если человек слабый духовно и душевно, имеет слабую нервную систему, то он не выдержит, придет в отчаяние и безнадежность.
Поэтому Христос сказал преподобному Силуану: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся!»

Источник

Превью: картина Бенджамина Уэста "Гибель Содома и Гоморры"

Церковь