Статьи

Праотец Авраам

Переселение Авраама. Йожеф Молнар

Библия — удивительная книга, ставшая важной частью фундамента, на котором построена европейская цивилизация. Для христиан Священное Писание — это свидетельство бытия Божия. Свидетельство, которое получило и продолжает получать научное подтверждение (впрочем, возможно, и не нуждаясь в этом) благодаря исследованиям археологов, биологов, генетиков и лингвистов. Самые яркие и интересные плоды этой научной работы собраны в книге «Тайны Библии», которая вышла в издательстве "Никея".

Публикуем отрывки из этой книги, касающиеся жизни патриарха Авраама, надеясь, что эти материалы смогут оживить для читателей мир библейской истории...


Побег из мегаполиса


Пророк Авраам родился в шумерском городе Ур — в Священном Писании он именуется Уром Халдейским. Когда библейский праведник был уже взрослым, женатым человеком, его отец Фарра неожиданно решает оставить родину и отправляется в нелегкое путешествие в Ханаан, взяв с собой сыновей, невесток и внука. Дойдя до города Харрана в верховьях Евфрата, Фарра умирает, Авраам остается старшим в семье. И пророк не пытается вернуться назад — туда, где прошли его детство и юность. Он слышит призыв Бога продолжать странствие, а также обет Творца произвести от него, на тот момент еще не имевшего потомства, великий народ.

Книга Бытие, в которой изложена эта история, обходит молчанием причины, заставившие Фарру пуститься в путь. Чем же оказался не угоден отцу Авраама халдейский Ур? До XX века никто не представлял, что это был за город. Однако после экспедиции, предпринятой британским археологом Чарльзом Вулли, стало ясно, что в XX веке до н.э. это был мегаполис, который без преувеличения заслуживал названия столицы мира.
Раскопки, проведенные на месте древнего поселения, городища Телль-эль-Мукайяр, показали, что обитатели Ура жили в основном в больших двухэтажных каменных коттеджах, в которых было по тринадцать-четырнадцать комнат. Дворцы и храмы отличались необычайным великолепием. На территории раскопок были в изобилии обнаружены оружие, утварь и украшения, изготовленные из драгоценных материалов.
Среди находок Чарльза Вулли, прогремевших на весь мир, — так называемый штандарт войны и мира — две декоративные металлические панели, инкрустированные лазуритом и перламутром, с изображением батальных сцен и мирной жизни шумеров. Здесь же были найдены арфы — древнейшие музыкальные инструменты, известные в истории человечества.

Изучив большой клинописный архив, обретенный во время изысканий, ученые узнали, что Ур был столицей империи, жившей по строгим законам. В государстве существовало разделение труда и рынок обмена его результатами. Одни занимались разведением мелкого и крупного скота, другие обрабатывали шерсть, сучили пряжу и ткали полотно, третьи шили из полотна одежду. Были развиты такие ремесла, как плотничество, кожевенное производство, ювелирное искусство, строительство небольших тростниковых лодок, на которых перевозили товары по рекам и каналам, проложенным по всей стране. Среди клинописных документов сохранились математические таблицы, где фигурировали вычисления от простого сложения сумм до формул извлечения квадратного и кубического корня.

Однако у великолепия жизни в халдейском Уре была и обратная сторона… В городище ученые откопали зиккурат, грандиозную ступенчатую пирамиду — самый обширный языческий храмовый комплекс Древнего Междуречья. И убедились, что он представлял собой не только выдающийся архитектурный ансамбль, но и место совершения человеческих жертвоприношений! Вне всякого сомнения, такая религиозная практика была отвратительна Аврааму и его близким, поклонявшимся Единому Богу, Творцу Вселенной. Вероятнее всего, именно варварское многобожие жителей Ура и стало непреодолимым препятствием для жизни в этом городе семьи библейского праведника.

Так открытия археологов неожиданно показали всю глубину веры Авраама. Пророк отказался от роскоши и комфорта ради того, чтобы его потомки не были отравлены дурманом языческих культов, а росли в любви к Единому Истинному Богу, создавшему этот мир.


Верблюды Авраама


Когда пророк Авраам был уже в преклонных летах, он решил найти жену для своего сына Исаака. Праведник пожелал взять невестку из того самого Харрана — города, где был похоронен его отец и где проживали сородичи. Авраам отправил туда своего слугу, снарядив с ним целый караван. Задача у посланника была непростая. Как выбрать среди многих девушек ту единственную, что станет достойной супругой Исаака? И он загадал, что в семью Авраама войдет та, что, встретив странника у колодца, не только предложит ему напиться из кувшина, но и вызовется начерпать воды для его верблюдов. Именно так и поступила Ревекка — и вошла в летопись человечества одной из библейских праматерей.

Эта история, изложенная в книге Бытие, — далеко не единственная, где упоминаются верблюды. Священное Писание ясно свидетельствует, что во времена пророка Авраама — то есть в XIX и в XVIII веках до Р. Х. — эти животные были важной частью хозяйства. Однако совсем недавно эта подробность библейского рассказа была объявлена анахронизмом — то есть деталью, не соответствующей описываемому времени.
Такое заявление прозвучало в 2013 году после открытия израильских археологов из Тель-Авивского университета Эреза Бен-Йосефа и Лидара Сапир-Хена. Исследуя древние медные рудники в оазисе Тимна в пустыне Арава, на территории Израиля между Мертвым и Красным морями, ученые обнаружили останки верблюдов. Радиоуглеродный анализ показал, что самые древние из найденных костей относятся к концу X — началу IX века до н.э. На основании этого факта ученые сочли возможным сделать вывод, что именно в этот исторический период — во время правления царя Соломона — верблюды и были одомашнены.

Однако сотрудник Археологического института Америки доктор Уэйн Брайан, не оспаривая датировку находки, предположил ошибочность такой ее интерпретации.
Израильская экспедиция Эреза Бен-Йосефа обнаружила в недрах Тимны не только плавильные печи и различные металлургические устройства, датируемые с помощью углеродного анализа эпохой царя Соломона, но и остатки тканей, веревок, керамики и пищевых продуктов того же периода. Удивительным было то, что все эти артефакты принадлежали не израильтянам, а их постоянным соперникам — идумеям. А поскольку этот полукочевой народ жил в палатках, то неудивительно, что в археологическом слое, сохранившем множество свидетельств о них, оказались в большом количестве кости верблюдов, которые служили главным средством передвижения по пустыне. Но едва ли верблюжьи кости, обнаруженные в конкретной географической точке и датированные определенным периодом, могут служить доказательством, что и на всем Ближнем Востоке корабли пустыни не использовались людьми до этого времени. Тем более что многие другие археологические находки свидетельствуют об обратном.

Доктор Брайан подкрепил свою точку зрения целым перечнем других находок. Так, в найденном на раскопках древнего шумерского города Ниппура клинописном тексте, написанном в начале 2‑го тысячелетия до н. э., упоминается верблюжье молоко. И едва ли речь идет о молоке дикого животного. Среди глиняных табличек того же времени, обнаруженных на городище аморрейского поселения Алалах, что на юге современной Турции, интересен документ, регистрирующий оборот запасов, — в нем упоминается мера корма, предназначенная для верблюда.

Цилиндрическая печать из Сирии, датируемая XVIII веком до н. э., изображает две приземистые фигуры, едущие на верблюде. Фигурки запряженных верблюдов, выполненные из самых различных материалов и относящиеся ко времени жизни пророка Авраама, находили на археологических раскопках в Афганистане, Туркменистане, Ливане и Египте. В древних наскальных рисунках на горе Синай и близ египетского города Асвана также различимы фигурки людей, ведущих одногорбых верблюдов. И это далеко не все находки, свидетельствующие о том, что во времена Авраама на Ближнем Востоке верблюды были одомашнены почти повсеместно.

Казалось бы, много ли значит упоминание в библейском тексте верблюдов? Однако эта деталь стала камнем преткновения для многих ученых, поставивших под сомнение историческую достоверность Священного Писания. Уэйн Брайан настаивает на том, что только научный подход к решению этой проблемы, а именно системное изучение всех накопленных за долгое время материальных свидетельств, поможет коллегам прийти к общему мнению, что верблюды в караванах Авраама — это никакой не анахронизм, а убедительная летописная подробность.


Групповой портрет в Египте


…И настал день, когда семейство праотца Авраама вступило в благословенный Ханаан. Однако вскоре патриарх был вынужден удалиться из земли Обетованной, поскольку там начался голод. Трудные времена евреи пережили, переселившись в Египет.

К этим фактам, изложенным в книге Бытие, историки долгое время относились с недоверием. Принимал ли Египет во времена пророка Авраама странствующих иноплеменников, спасающихся от бескормицы? С уверенностью ответить на этот вопрос ученые не могли ни утвердительно, ни отрицательно, поскольку не располагали никакими доказательствами. Но лишь до 1890 года.

В последнее десятилетие XIX века английская археологическая экспедиция под руководством Перси Эдварда Ньюберри проводила раскопки в небольшом селении Бени-Хасан неподалеку от Мемфиса. Во время исследования гробницы египтянина Хнумхотепа ученые неожиданно нашли подтверждение рассказа двенадцатой главы книги Бытие!

На стене гробницы Хнумхотепа археологи увидели замечательно сохранившуюся фреску с изображением группы из тридцати семи путешественников — мужчин, женщин и детей, которых встречают египетский чиновник и писец. По одежде и внешнему облику странники на росписи резко отличались от изображенных здесь же египтян. Детали изображения позволили ученым определить чужеземцев как семитов. Более того — в надписи на фреске указано, что князя пришельцев звали Абиша, что с учетом особенностей египетской звукопередачи чужеземных слов вполне могло быть искаженным именем Авраам!

Кроме фрески с изображением странников-евреев гробница Хнумхотепа хранила в себе еще немало интересного. Так, на одной из стен усыпальницы была подробно записана биография умершего. Выяснилось, что Хнумхотеп был чиновником при фараоне Аменемхете Втором, в то время как имя библейского праотца Иосифа историки связывают с правлением Аменемхета Четвертого. Известный из документов временной промежуток между правлениями этих фараонов вполне позволяет предположить, что на фреске гробницы Хнумхотепа запечатлен прадед Иосифа — праотец Авраам.

Тринадцатая глава книги Бытие повествует о событиях, произошедших за два десятка веков до Рождества Христова. И разве не удивительно, что до наших времен сохранились материальные свидетельства столь давнего времени? Попадая в руки археологов, артефакты складываются в мозаику, подтверждая правдивость Священного Писания.


Источник

Иллюстрация: открытые интернет-источники

Церковь История жизни Азбука веры