Статьи

Взыскание погибших

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» в храме Воскресения словущего на Успенском вражке, Москва
Икона Божией Матери «Взыскание погибших» в храме Воскресения словущего на Успенском вражке, Москва. Фото: bangkokbook.ru
Свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, зная, что нередко именно Она становится последним прибежищем, последней надеждой погибающих людей, народ одному из Ее образов дал название «Взыскание погибших». О происхождении этой иконы сведений не сохранилось, но известно несколько историй помощи Царицы Небесной людям, стоявшим на пороге гибели.

Пурга

Об иконе Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» из села Бор Тарусского уезда Калужской губернии

Этот случай произошел в начале XVIII века в Калужской губернии. В праздник Крещения Господня занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени благочестивый крестьянин Федот Алексеевич Обухов из деревни Вязовны, которая относилась к приходу села Бор, был застигнут пургой на пути к селу Голдаево. Лошади выбились из сил и остановились у глубокого оврага. Не видя средств ко спасению, крестьянин лег в сани и стал засыпать… В эти страшные минуты он всей душой взмолился к Богородице, прося помощи и обещая сделать для своей приходской церкви образ «Взыскание погибших».
Молитва Федота Обухова не осталась безответной: крестьянин Рыданских постоялых дворов услышал под окном избы чей-то голос: «Возьмите». Выйдя на улицу, он увидел в санях почти замерзшего Обухова.
Федот Алексеевич поспешил выполнить свое обещание. С просьбой сделать список с иконы Божией Матери «Взыскание погибших», находившейся в Свято-Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, крестьянин обратился к болховскому художнику Гурову. Тот согласился выполнить заказ, но назвал слишком высокую цену за работу и… был вразумлен настигшей его слепотой. И прозрел, когда дал обещание написать икону за любую сумму, которую ему предложат.
Болхов. Георгиевская церковь с колокольней
Болхов. Георгиевская церковь с колокольней
Новый образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» Федот Обухов, как и обещал, пожертвовал в храм в честь святителя Николая села Бор. К иконе стали приходить паломники, и в 1798 году на пожертвованные ими средства в селе построили каменную церковь. Новый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» в этом же селе возвели в 1849-1853 годах — в благодарность за избавление от холеры в1848 году.
Записи свидетельств о происходивших от иконы чудес хранятся в архиве Калужской Духовной консистории, среди них — отведение от сел Тарусского уезда эпидемии холеры, избавление от засухи и нашествия гусениц.
Судьба чудотворной иконы Богородицы после 1917 года неизвестна. Особенностью образа стало то, что в ее верхней части было изображено Крещение Господне — в память о чудесном спасении Федота Обухова.

На Поволжье

Об иконе Божией Матери «Взыскание погибших» из Раковского Свято-Троицкого монастыря

Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» почитается на Поволжье со второй половины XIX века. Основным источником сведений о ней является очерк самарского священника Петра Альбицкого, составленный в 1896 году по поручению епископа Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) на основе рукописных материалов, присланных игуменьей Анатолией (Тейс), настоятельницей Раковского Свято-Троицкого монастыря, которая была очевидицей многих происходивших от образа Богородицы исцелений.
Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву во второй половине XVIII века. Воевода исцелился от болезни, также чудесным образом были обличены похитители церковного имущества. После смерти воеводы его вдова Анна Ивановна Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу и в 1859 году стала устроительницей и настоятельницей монашеской общины близ села Раковка Самарской губернии, куда и взяла чудотворный образ. Взяла она икону и в поездку в Петербург, где после водосвятного молебна перед ней исцелился от болезни одиннадцатилетний сын графа Шереметева. Известие об этом дошло до митрополита Московского Филарета (Дроздова). Владыка пожелал увидеть икону. В благодарность Богородице за исцеление сына граф Шереметев решил украсить образ, и по рисунку митрополита Филарета был сделан позолоченный серебряный киот в виде сияния, с литыми ангелами и венцами из драгоценных камней над Богородицей и Младенцем.
Икона хранилась в раковской обители до ее закрытия в 1928 году, затем — в одном из ближних сел у оставшихся в живых монахинь. В 1953/54 году по распоряжению епископа Куйбышевского Иеронима (Захарова) образ Богоматери «Взыскание погибших» был перенесен в Покровский собор, где и находится в настоящее время.
Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» в Покровском соборе Самары
Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» в Покровском соборе Самары. Фото: соцсети
С иконы было сделано много списков. Примечательно, что один из них — тот, что хранится в самарском Петропавловском соборе — выполнен крестьянином села Утёвка Бузулукского уезда Григорием Журавлевым, инвалидом от рождения, лишенным рук и ног, — икону он написал, держа кисть зубами.
Одна из копий была сделана 31 октября 1888 года усердием настоятельницы Свято-Троицкого монастыря игуменьи Анатолии с сестрами в память чудесного избавления императора Александра III и его семьи «от опасности крушения поезда» 17 октября 1888 года близ станции Борки. Увы, в советское время эта икона была частью настила пешеходного моста в Гатчине Ленинградской области. Сегодня она находится в Покровском храме Мариенбурга.

Молитва о благополучии дочерей

Об образе Божией Матери «Взыскание погибших» церкви Рождества Христова в Палашах (Москва)

Считается, что эта икона была написана в 1802 году. По преданию, ее владельцем был вдовец, воспитывавший трех дочерей. Об их благополучии он и молился перед образом Пресвятой Богородицы. И его молитвы были услышаны: дочери счастливо вышли замуж. А благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал икону «Взыскание погибших» в храм Рождества Христова в Палашах.
В 1812 году, когда французы разоряли Москву, икона была разбита на части и брошена вместе с другим церковным имуществом. Но стараниями художника Мягкова святыня была восстановлена. В 1815 году в Рождественской церкви был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», где образ и находился до закрытия храма в 30-е годы XX века.
Сегодня икона хранится в церкви Воскресения словущего на Успенском вражке. Примечательно, что в 1981 году во время пожара в храме пострадал киот, сам же образ остался невредимым.
Известен и образ Божией Матери «Взыскание погибших» из села Малижина Богодуховского уезда Харьковской губернии. Сообщается о троекратной помощи Богородицы в избавлении местности от холеры и об исцелении помещицы Лесницкой.
Две иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» были написаны по просьбе блаженной старицы Матроны. Одна из них находится в Тульской области, в Свято-Успенском мужском монастыре, вторая — в Москве, в Покровской женской обители.

Празднование Божией Матери в честь иконы Ее «Взыскание погибших» совершается 18 февраля.

По материалам сайта

Церковь