Статьи

Минская икона Божией Матери

Минская икона Божией Матери в Свято-Духовом кафедральном соборе
Минская икона Божией Матери в Свято-Духовом кафедральном соборе
Под благословенным покровом чудотворного Минского образа Владычицы… богоспасаемая столица Белой Руси пребывает уже пять столетий. Исторический путь этой святыни связывает воедино времена и народы — древневизантийскую столицу Царьград, греческий город Корсунь, мать русских городов Киев и столицу Белой Руси Минск… И в каждом месте своего пребывания эта древняя икона… являла великую милость тем, кто припадал к ней с верою и благоговением.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Беларуси

Тринадцатого августа 1500 года на водах Свислочи жители Минска обрели чудотворную икону Божьей Матери, и с того времени она пребывает в городе неотлучно — уже 524 года.

Предание

Из каких источников стала известна история Минского чудотворного образа Богородицы? Предание о явлении иконы горожанам описано в книге историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Автор, в свою очередь, опирался на рукопись униатского иеромонаха Яна Ольшевского. Ян Ольшевский жил на рубеже XVII-XVIII веков и одно время, проходя послушание в Минске, переписывал книги, в том числе жития святых. Иеромонах составил описание чудес, происходивших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII веке его рукопись хранилась в Минском Свято-Духовом базилианском монастыре, затем бесследно исчезла.

Наследие евангелиста Луки

Предание сообщает, что Минская икона Божией Матери, как и Владимирская, Ченстоховская, Смоленская Одигитрия, была написана евангелистом Лукой. Церковь не настаивает на обязательной подлинности этого предания, однако и не отрицает его.
Иконописец и богослов Л. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» (Издательство братства во имя святого Александра Невского, 1997) отмечает:
«В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21, из них 8 — в Риме. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. <…> …Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой».

Византия — Киев — Минск

Несколько столетий икона Пресвятой Богородицы находилась в Византии, затем пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева. Появление образа Божией Матери в Киеве связывают с событиями крещения Руси.
Десятинная церковь в Киеве
Десятинная церковь в Киеве
Десятинная церковь была разрушена в 1240 году во время нашествия татаро-монголов, но чудотворный образ уцелел. Скорее всего, икону где-то спрятали благочестивые жители Киева. В дальнейшем она могла храниться в Софийском соборе. В 1482 году татаро-монголы вновь совершили набег на Киев. Крымский хан Менгли-Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Был разорен Киево-Печерский монастырь и собор Святой Софии Премудрости Божией. Тогда один из татар содрал с иконы Божией Матери драгоценную ризу, а сам образ бросил в воды Днепра.
В 1500 году икона явилась жителям Минска. Как сообщает предание, святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».

Минская икона Божией Матери. До революции

После обретения иконы на Свислочи минчане отнесли образ Божией Матери в Нижний замок, в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI веке являлась соборной. В этом храме икона хранилась более ста лет.
В XVII веке многие православные приходы Минска были переданы униатам. Была захвачена и деревянная Свято-Духова церковь в Верхнем городе. На ее месте около 1616 года было начато строительство каменного базилианского храма, который был также освящен в честь Святого Духа. Чтобы привлечь минчан к унии, митрополит Иосиф Рутский распорядился перенести в этот храм чудотворный образ Божией Матери. Перенесение иконы состоялось в день памяти святого апостола Луки, что косвенно подтверждает: предание о том, что она была написана святым евангелистом, существовало в XVII столетии.
Соборная церковь Рождества Богородицы сгорела в 1626 году и спустя некоторое время была отстроена заново. Тогда минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед митрополитом Иосифом Рутским о возвращении иконы в этот храм, но получил отказ. Минская икона Божией Матери оставалась в базилианском храме. Известно, что в 1733 году униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал 1000 талеров для ее особого почитания.
Когда в конце XVIII века Минск вошел в состав Российской империи, Свято-Духов храм передали православным верующим, впоследствии он стал кафедральным собором. В 1795 году собор освятили во имя святых апостолов Петра и Павла.
Собор Петра и Павла. Минск. 1918 год
Собор Петра и Павла. Минск. 1918 год
В 1835 году храм значительно пострадал от пожара, но Минский образ Божией Матери удалось спасти. В 1852 году Е. П. Шкларевич, супруга минского губернатора, и другие благотворители пожертвовали для иконы серебряную вызолоченную ризу, украшенную драгоценностями. В честь Минской иконы был освящен правый придел кафедрального собора.
Протоиерей Павел Афонский оставил нам заслуживающее внимание описание того, как поклонялись иконе Минской Богоматери до революции. «…Можно с достоверностью полагать, — писал он, — что даже при настоящем оскудении веры в сердцах христиан, совершаются благодатные исцеления различных недугов и болезней по молитвам к Богоматери пред Минскою иконою Ея, о чем свидетельствуют приносимые иногда, по западнорусскому обычаю, пожертвования для украшения сей святой иконы в виде сделанных из различных металлов изображений различных частей тела (например, деланные из серебра изображения рук, ног или сердца), смотря по тому, в какой части тела болящий почувствовал облегчение после горячей молитвы пред Минскою иконою Богоматери; кроме того, некоторые лица, получившие исцеления, вместе с пожертвованиями на украшение сей иконы, опускаемыми в кружку, прилагают иногда и краткие записи об исцелении от болезней, хотя не сообщают подробностей и имен своих».
По благословению епископа Митрофана (Краснопольского), который занимал минскую кафедру с 1912 по 1916 годы, в день обретения иконы ее стали выносить из собора и ставить на специальный аналой, чтобы служить перед ней молебны.

Минская икона Божией Матери. После 1917 года

Весной 1922 года в городе проходила кампания по изъятию церковных ценностей, и с Минской иконы Богородицы сняли драгоценную ризу. Прихожане кафедрального собора попытались сохранить ризу, выплатив властям ее стоимость золотом и драгоценностями. Власти охотно приняли этот взнос, но спустя несколько дней забрали и саму ризу.
Летом 1936 года кафедральный собор взорвали, и до начала Великой Отечественной войны образ Богородицы хранился в краеведческом музее.
В 1941 году, после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этого храма, в 1945 году, икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне.


По материалам сайта, Википедии

Изображения: church.by, sobory.ru