Манана окинула долгим оценивающим взглядом внушительную стопку толстых книг, на корешках которых значились фамилии Лосского, Григория Паламы, Шмемана и еще нескольких вполне уважаемых в определенных кругах авторов. Книжки все редкие, пойди достань такие в Тбилиси, но когда охота пуще неволи, и не такое сделает человек, лишь бы узнать разгадку: почему и где конкретно она, Манана Хуцишвили допустила глобальную ошибку. Почему ее тщательно выстраиваемая жизнь на пятом десятке, издав еле уловимый шорох колоды карт, рассыпалась таким причудливым веером.
Жизнь на «отлично»
…Манана сколько себя помнила, все старалась выполнить на «отлично» — школьные контрольные, олимпиады по всем предметам, концерты по фортепиано. Все встреченные препятствия должны быть взяты с места в карьер и по самой высокой планке. Для окружающих оставалось за кадром, чего это ей стоило, в меру упитанной девочке в очках, и как болезненно она переживала малейшие промахи. Даже четверки!
Ее непреклонный характер перфекциониста наложил отпечаток и на внешность. Всегда идеально ровный пробор волос, одежда, подобранная тон в тон, осанка ровная и даже походка, как у солдата, хорошо отработавшего маршевый шаг на плацу. Сверхамбициозность гнала Манану все выше по спирали: математическая школа с отличием, институт с красным дипломом, затем — замуж за однокурсника Зазу, тщательно выбранного по всем параметрам.
Зазу одобрили и придирчивые родители. Да и кто бы отказался, когда кандидат в зятья финансово независим, из хорошей семьи, образован и внешне они с Мананой смотрятся как пара лебедей на темной глади пруда. Карьеру Мананы решили временно отложить, потому как вить гнездо для женщины — это главное, а ступеньки профессиональных достижений никуда не убегут. Так считала она сама.
Манана благополучно родила Тамрико, а Заза вскоре решил ехать за границу — искать птицу счастья с карьерным переливом. Хотел высылать деньги семье, потом перевезти за собой дочь и жену. Все выглядело опять-таки логично и целесообразно.
Манана растила дочку и вела скучную, однообразную жизнь домохозяйки. Совершенствоваться в профессиональном плане не имело смысла, так как чемоданное настроение настраивало на совершенно другой лад.
Заза высылал минимальные суммы из Европы, зато не скупился на обещания: «надо немного подождать», «еще чуть-чуть и мы все глубоко вздохнем».
Где я допустила ошибку?
За этим «чуть-чуть» как-то незаметно Тамрико окончила школу и поступила в институт. Потом уехала учиться в Европу. Оттуда позвонила маме и сообщила новость:
— Оказывается, у папы давно другая женщина. Живут душа в душу и не хотят ничего менять.
Так Манана осталась одна на тех самых давно сложенных чемоданах, которые не имело смысла распаковывать. Проще было выкинуть целиком, как и мечты о безошибочно выверенной линии жизни.
Следом пришло сообщение от Зазы:
— Высылать больше денег не смогу. Буду помогать дочери тут. Здесь все намного дороже, чем в Тбилиси.
Манана приняла и это. Куда деваться? Эмоции ушли, внутри было пусто и уныло. В голове крутился только один вопрос:
— За что мне это? Что я сделала не так? Где допустила ошибку?
И Манана подошла к вопросу со всей обстоятельностью: достала и скрупулезно перечитала многих серьезных богословов, сделала выписки, проанализировала. В итоге приняла решение, что, будучи человеком многогрешным, она должна каяться и тогда Господь откроет ей истину.
Параллельно с религиозно-метафизическими изысками Манана, оставшись без постоянных финансовых вливаний мужа, решила освоить выпечку и сдавать плоды трудов праведных в ближайший магазинчик. Духовные поиски поисками, а обед желательно по расписанию. Иначе можно и в уме повредиться. Недостаток фосфора и прочих минералов отрицательно отражается на мыслительном процессе.
Так Манана оказалась в церкви. Недели две она присматривалась к новой обстановке, сопоставляя увиденное с прочитанной теорией, и в итоге обнаружила противоречия. Сперва она пыталась высказать свое недоумение священникам, но толку из этого не вышло. Настоятель холодно ее осадил:
— Вы как давно в церкви? Две недели? А я служу тут 25 лет. Как-нибудь разберемся.
«Бесы-то как скрутили»
Тогда Манана решила начинать с прихожан. После окончания службы она старалась собрать вокруг себя по двое-трое способных к восприятию и пыталась донести до них:
— Агапа — это основа основ христианской жизни. В переводе оно означает «любовь». В первых веках вечернее или ночное собрание христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи с воспоминанием Иисуса Христа…
(И дальше по тексту первоисточников с указанием авторов и конкретных примеров.)
Выбранные ею более или менее интеллектуальные прихожане начинали скучать ровно через пять минут после начала словоизвержения. Публика, не обремененная образованием, начинала нервничать и рассасывалась еще быстрее.
Общее мнение выразила одна старушка, погладив Манану по идеально прямой спине своей сморщенной ладошкой.
— Бедная ты моя. Болящая… Тебе причащаться надо почаще, может и отпустит. Бесы-то как скрутили. Ни слова не поймешь.
В приходе очень быстро распознали намерения Мананы пообщаться, и желающих слушать с каждой попыткой становилось все меньше и меньше.
Тогда она решила подойти с другой стороны. Отточенный математический ум требовал поле для деятельности, а в церкви было где развернуться, если даже не вдаваться в высокие материи. Да еще подливал масла в огонь тот самый синдром отличницы. Прибавьте к этому долгое сидение дома и недостаток общения.
И Манана опять занялась агитацией, теперь уж исключительно в хозяйственно-приходском аспекте.
— Давайте подсвечники по-другому переставим, так можно увеличить площадь прохода людей к праздничной иконе.
— Давайте все металлические подсвечники заменим узкими ящиками с песком. При этом выиграем площадь втыкания свечей на один квадратный сантиметр и сэкономим труд уборщиц, что даст денежную экономию в пять раз за месяц.
— Высвободившиеся финансы можно направить на закупку скамеек для прихожан. Во второй месяц — прибавить зарплату поющим на клиросе, в третий месяц… Постойте, куда вы?
Увы, все ее прожекты экономического характера, вполне себе тщательно просчитанные и математически обоснованные, опять не нашли даже крошечного отклика.
Манана растерялась. Ведь она хотела грамотно руководить. Но что-то опять пошло не так.
Те, кому нужна помощь
Она ушла в себя и больше не предпринимала попыток расширить круг общения. Просто приходила по воскресеньям на службу. Молча стояла и уходила.
Во время этих посещений Манана случайно обратила внимание на панихиды. Определенное количество прихожан приносили свое поминание — хачапури, хлеб, бутылки с вином и постным маслом и клали на специально предназначенный для этого стол. Пытались брать со стола приношения четверо людей, которые, казалось бы, только для этого и приходили в церковь.
Манана стала наблюдать дальше. Потом сама стала носить часть выпечки этим незнакомым людям. И, по всей видимости, им это было как нельзя кстати. Манана перезнакомилась с ними и выяснила, что кроме еды им нужны были вполне реальные вещи. Кому-то одежда, кому-то что-то еще.
Всю свою энергию Манана стала направлять на решение их проблем. Вопросы трансценде́нтности все реже и реже будоражили ее ум. Постепенно открылось Манане гениально простое, не требующее от высших сил конкретных ответов на вопросы «За что?» и «Почему?» Оказывается, для достижения внутреннего спокойствия нужно знать единственное ноу-хау на все времена:
«А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26).
Потерянная семья и несостоявшаяся карьера больше не отзывались в сердце ноющей болью. Как выяснилось, человек не владеет ни прошлым, ни будущим. А в настоящем судьба преподнесла ей неожиданный подарок — людей, ждущих ее помощи.
Фото: открытые интернет-источники