В церкви проходят внутренние консультации, в ходе которых духовенство обсуждает богословские, практические и пастырские проблемы в связи с альтернативными экологическими способами кремации и утилизации тел, которые уже используются в некоторых странах. Этот вопрос был в целом поднят генеральном синоде Англиканской церкви, который считается ее законодательным органом. В своем вступительном слове на синоде 1 февраля глава церкви, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, затронул этот спорный вопрос.
Чуть больше года назад архиепископ Кейптауна Десмонд Туту, известный активист борьбы с апартеидом, завещал предать свои останки «аквамации». Этот процесс технологи называют щелочным гидролизом или ресомацией, а общественность водной кремацией. Суть технологии в том, что тело погружают на три-четыре часа в крепкий раствор щелочи (гидроксида калия, к примеру) в воде в особо стойком металлическом, керамическом или стеклянном реакторе и поднимают в нем давление и температуру примерно до 150°C. Щелочь быстро и бесследно растворяет мертвую плоть, а уцелевшие фрагменты крупных костей мгновенно высушивают в раскаленной жаровне, смалывают в белый порошок, помещают в урну и отдают родственникам для благоговейного хранения или погребения.
Технология компостирования человеческих останков также известна под названием «террамация». Это процесс ускоренной переработки человеческой плоти в почву природными микроорганизмами. Тело предварительно избавляют от всех металлических имплантантов (пломб, коронок, кардиостимуляторов, искусственных суставов и пр.) и помещают в металлический бокс-ферментер. В подогреваемом ферментере тело пожирает колония активных микроорганизмов, чему способствуют органические добавки типа древесной щепы, люцерны и соломы для ускорения процесса разложения. Им требуется примерно 30 дней, чтобы переработать тело, кости и даже зубы в почву объемом около одного кубического метра.
Преподобный каноник Эндрю Дотчин поднял вопрос о новых способах утилизации тел на синоде. Он подчеркнул, что завещание архиепископа Туту, в котором тот избрал аквамацию, стало «вызовом [для] других христиан, ибо он заставил нас серьезно задуматься о достойном и экологическом погребении своих останков». Водная кремация в целом не противоречит законам Великобритании, однако службы водоснабжения относятся к ней с большими подозрениями, поскольку едкие щелочные растворы из реакторов «случайно или нарочно» могут попадать в коммунальные системы водоотведения (канализации).
Впрочем, анализы, проведенные компанией водоснабжения и водоотведения Yorkshire Water (Йоркширская вода) на пробах пяти водных кремаций в апреле 2019 года, показали, что «подобные опасения безосновательны», при этом в пробах не были обнаружены ни малейшие следы ДНК. По результатам этих проб, компания Yorkshire Water дала согласие на сброс кремационных стоков «аквамационной» компании Resomation Ltd, развивающей свой погребальный бизнес в Лидсе. «В обществе растет спрос на экологически чистые и достойные методы утилизации человеческих останков, — заверил в интервью изданию Funeral Directors Monthly Говард Пикард, управляющий директор ресомационной компании. — Мы, безусловно, удовлетворяем эту потребность. Ресомация была разработана как простая, эффективная и чистая технология, ускоряющая естественный процесс распада плоти на простейшие соединения».
Водная кремация уже разрешена законами в 20 штатах США, в том числе в Орегоне, Колорадо и Вермонте, а также в округе Колумбия со столичным Вашингтоном. В Великобритании кремируют уже около трех четвертей покойников, а остальных пока погребают в земле по традиционному обряду. Подсчитано, что при привычной огненной кремации тела в атмосферу выбрасывается в среднем 400 кг двуокиси углерода. Традиционные захоронения, как известно, также весьма небезопасны для природы и общества, поскольку в почву выделяются трупные яды и мигрируют иногда очень далеко. Да и в целом традиционное погребение становится все более редким и дорогостоящим обрядом в зонах плотной застройки, где стоимость земли постоянно растет.
Огненные кремации были разрешены законом в Великобритании в 1902 году, хотя общественное сознание все эти годы воспринимало их с трудом, а потому они по сей день остаются выбором меньшинства. В 1944 году доктор Уильям Темпл, архиепископ Кентерберийский и глава Англиканской церкви, завещал кремировать свое тело, тем самым показав членам церкви, что обряд огненного погребения вполне приемлем. Папа Римский, в свою очередь, отменил запрет на кремацию прихожан римско-католической церкви в 1963 году.
«Понятно, что у духовенства и прихожан Англиканской церкви возникают колебания и сомнения по вопросу водной кремации и компостирования тел, — говорит каноник Дотчин. — Общественное сознание приучено к обряду традиционного погребения, и все иные способы воссоединения мертвого тела с природой кажутся недостойными и недопустимыми». В своем вступительном слове к синоду перед пятичасовыми дебатами 1 февраля, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби признал «глубокие и острые противоречия» внутри церкви по вопросу однополых браков и утилизации покойных, и предостерег духовенство и мирян от втягивания в мирские культурные войны. «Сегодня мы живем во времена войн силовых и войн культурных, — напомнил первоиерарх. — Мы слишком легко втягиваемся в культурные войны и переходим на привычный им язык противостояния. Это море, по поверхности которого мы неизбежно плаваем. Однако не нужно его пить, допускать вовнутрь».
Чуть больше года назад архиепископ Кейптауна Десмонд Туту, известный активист борьбы с апартеидом, завещал предать свои останки «аквамации». Этот процесс технологи называют щелочным гидролизом или ресомацией, а общественность водной кремацией. Суть технологии в том, что тело погружают на три-четыре часа в крепкий раствор щелочи (гидроксида калия, к примеру) в воде в особо стойком металлическом, керамическом или стеклянном реакторе и поднимают в нем давление и температуру примерно до 150°C. Щелочь быстро и бесследно растворяет мертвую плоть, а уцелевшие фрагменты крупных костей мгновенно высушивают в раскаленной жаровне, смалывают в белый порошок, помещают в урну и отдают родственникам для благоговейного хранения или погребения.
Технология компостирования человеческих останков также известна под названием «террамация». Это процесс ускоренной переработки человеческой плоти в почву природными микроорганизмами. Тело предварительно избавляют от всех металлических имплантантов (пломб, коронок, кардиостимуляторов, искусственных суставов и пр.) и помещают в металлический бокс-ферментер. В подогреваемом ферментере тело пожирает колония активных микроорганизмов, чему способствуют органические добавки типа древесной щепы, люцерны и соломы для ускорения процесса разложения. Им требуется примерно 30 дней, чтобы переработать тело, кости и даже зубы в почву объемом около одного кубического метра.
Преподобный каноник Эндрю Дотчин поднял вопрос о новых способах утилизации тел на синоде. Он подчеркнул, что завещание архиепископа Туту, в котором тот избрал аквамацию, стало «вызовом [для] других христиан, ибо он заставил нас серьезно задуматься о достойном и экологическом погребении своих останков». Водная кремация в целом не противоречит законам Великобритании, однако службы водоснабжения относятся к ней с большими подозрениями, поскольку едкие щелочные растворы из реакторов «случайно или нарочно» могут попадать в коммунальные системы водоотведения (канализации).
Впрочем, анализы, проведенные компанией водоснабжения и водоотведения Yorkshire Water (Йоркширская вода) на пробах пяти водных кремаций в апреле 2019 года, показали, что «подобные опасения безосновательны», при этом в пробах не были обнаружены ни малейшие следы ДНК. По результатам этих проб, компания Yorkshire Water дала согласие на сброс кремационных стоков «аквамационной» компании Resomation Ltd, развивающей свой погребальный бизнес в Лидсе. «В обществе растет спрос на экологически чистые и достойные методы утилизации человеческих останков, — заверил в интервью изданию Funeral Directors Monthly Говард Пикард, управляющий директор ресомационной компании. — Мы, безусловно, удовлетворяем эту потребность. Ресомация была разработана как простая, эффективная и чистая технология, ускоряющая естественный процесс распада плоти на простейшие соединения».
Водная кремация уже разрешена законами в 20 штатах США, в том числе в Орегоне, Колорадо и Вермонте, а также в округе Колумбия со столичным Вашингтоном. В Великобритании кремируют уже около трех четвертей покойников, а остальных пока погребают в земле по традиционному обряду. Подсчитано, что при привычной огненной кремации тела в атмосферу выбрасывается в среднем 400 кг двуокиси углерода. Традиционные захоронения, как известно, также весьма небезопасны для природы и общества, поскольку в почву выделяются трупные яды и мигрируют иногда очень далеко. Да и в целом традиционное погребение становится все более редким и дорогостоящим обрядом в зонах плотной застройки, где стоимость земли постоянно растет.
Огненные кремации были разрешены законом в Великобритании в 1902 году, хотя общественное сознание все эти годы воспринимало их с трудом, а потому они по сей день остаются выбором меньшинства. В 1944 году доктор Уильям Темпл, архиепископ Кентерберийский и глава Англиканской церкви, завещал кремировать свое тело, тем самым показав членам церкви, что обряд огненного погребения вполне приемлем. Папа Римский, в свою очередь, отменил запрет на кремацию прихожан римско-католической церкви в 1963 году.
«Понятно, что у духовенства и прихожан Англиканской церкви возникают колебания и сомнения по вопросу водной кремации и компостирования тел, — говорит каноник Дотчин. — Общественное сознание приучено к обряду традиционного погребения, и все иные способы воссоединения мертвого тела с природой кажутся недостойными и недопустимыми». В своем вступительном слове к синоду перед пятичасовыми дебатами 1 февраля, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби признал «глубокие и острые противоречия» внутри церкви по вопросу однополых браков и утилизации покойных, и предостерег духовенство и мирян от втягивания в мирские культурные войны. «Сегодня мы живем во времена войн силовых и войн культурных, — напомнил первоиерарх. — Мы слишком легко втягиваемся в культурные войны и переходим на привычный им язык противостояния. Это море, по поверхности которого мы неизбежно плаваем. Однако не нужно его пить, допускать вовнутрь».