Статьи

Рождество Христово. Интересные факты, легенды и предания


С этого события начинается великая история спасения человечества от греха и смерти, история его искупления и воссоединения с Богом посредством личности пришедшего в мир Богочеловека.

Именно поэтому Рождество Христово так почитается всеми христианами, что даже само принятое во всём мире летосчисление, сама история, делится этим событием надвое. Есть время «до», а есть время «после» Рождества Христова.

Рождество Спасителя исключительно важно для нас. И об этом, помимо Церкви, свидетельствует сама история мира, сами воспринятые нашим обществом представления о должном и недолжном, даже сама наша культура и ее христианские мотивы.

Именно о культуре и пойдёт речь далее… Мы хотим предложить вниманию читателей рассказ об интересных фактах, легендах и традициях, связанных с Рождеством Христовым.



Почему детей родителям приносят именно аисты?


Одна из рождественских легенд рассказывает, что младенцу Христу в яслях служили разнообразные животные и птицы. Телёнок грел Его своим дыханием, кошка успокаивала мурлыканьем, собака охраняла вход в вертеп. Аист тоже послужил своему Господу, дополнительно утеплив ясли Богомладенца перьями со своей груди.

В благодарность за это Христос нарёк аиста «благословенной птицей и другом всех детей», наделив почётной обязанностью доставлять их родителям.

В наиболее популярных вариантах легенды аист приносит ребенка, качающегося в пеленке, концы которой держит в клюве, или в корзине, закрепленной на спине. Доставка может быть прямо в руки мамы, либо в печную трубу. Если будущие родители спят, то пернатый почтальон может легонько ущипнуть маму за ногу.

Аисты подают пример образцовой семьи. Согласно той же легенде, они единственные из птиц не только никогда не меняют партнёров, всю жизнь оставаясь верными своему выбору, но и заботятся о своих престарелых родителях, поддерживая их в полёте и подкармливая на земле.


Как и почему ель стала рождественским символом?


В VIII веке святой Бонифаций читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Падая, срубленный дуб повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял это как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!»


Позже, уже в средние века, этот символ был ещё более христианизирован. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова.

В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где император Пётр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.


Как Христос родился позже Своего рождения, или ошибка Дионисия Малого


2020 год. 2021 год. 2022 год от Рождества Христова. Именно так во всём мире мы считаем время сегодня. Эта система летосчисления была предложена римским аббатом скифского происхождения Дионисием Малым в VI веке.

Дионисий был учёным монахом и оставил после себя множество собственных трудов и переводов древних авторов. В числе прочего он занимался составлением и уточнением Пасхалии, а также вычислением даты рождения Спасителя. Эту работу ему поручил римский папа Иоанн Первый.

В своей работе аббат Дионисий руководствовался Александрийской пасхалией и библейскими сведениями, хронологически ограничивающими дату рождения Христа. Однако он не учёл, что некоторые императоры имели соправителей, царствовали под разными именами и т. п., отчего в его расчёты вкралась ошибка.

Дионисий ошибся, по крайней мере, на 5 лет, указав год Рождества Христова позже, чем он был в действительности. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя всеми хронологами признается теперь ошибочной. Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании следующих данных Евангелия:

1. Время царствования Ирода Великого. Из Матф. 2:1–18 и Луки 1:5 совершенно ясно, что Христос родился еще во время царствования этого Ирода. Ирод же царствовал с 714 по 750 годы от основания Рима. В 750 году он умер за восемь дней перед Пасхою, вскоре после лунного затмения. Но т. к., по вычислению астрономов, это затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года и иудейская Пасха в этом году приходилась на 12 апреля, то, следовательно, Ирод умер в начале апреля 750 года от основания Рима, т. е. по крайней мере на четыре года раньше нашей эры.

2. Народная перепись, упоминаемая у Лук. 2:1–5, начата эдиктом Августа в 746 году, для Иудеи началась в последние годы царствования Ирода, потом была приостановлена вследствие смерти Ирода, продолжалась и закончилась, когда Сирией управлял Квирин, упоминаемый в Ев. Лук. 2:2. Вследствие этой переписи в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг зачинщика его Февду сожжению 12 марта 750 года. Ясно, что перепись эта началась несколько раньше этого времени.

3. Правление Тиверия Кесаря, в пятнадцатый год которого, по свидетельству Ев. Лук. 3:1, св. Иоанн Креститель выступил на проповедь, а Господу Иисусу Христу было тридцать лет (Лук. 3:23). Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 года и следующий, 15-ый год царствования Тиверия, начинался в январе 779 года. Так как, по выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время «лет тридесять», то, следовательно, родился Он в 749 году.

4) Астрономические вычисления показывают, что годом крестной смерти Христа Спасителя (а она, по данным Евангелия, произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу) мог быть только 783 год, а так как Господу Иисусу Христу в это время шел тридцать четвертый год от рождения, то, следовательно, Он родился в 749 году от основания Рима.

Таким образом? годом Рождества Христова необходимо признать 749 год от основания Рима.


Саломея, усомнившаяся в девстве Божией Матери


Согласно одному апокрифическому сказанию, Иосиф Обручник привёл к ложу Божией Матери двух повитух. Но они опоздали к рождению Младенца и вошли в пещеру, когда Мать Сама спеленала Своего Сына в яслях.

Осмотрев Богородицу, одна из повитух, Гелома, заявила, что Она осталась девой, а её подруга Саломея не поверила этому чуду и неблагочестиво высказала своё сомнение. За это, как сообщает Евангелие псевдо-Матфея, она была поражена либо жуткой болью в руке, либо сухорукостью.

Джотто. Рождество Христово (фрагмент)

Испугавшись, Саломея публично принесла сердечное покаяние, а явившийся после этого ангел сообщил ей о том, что она может быть исцелена: «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя спасение и радость».

Как только повитуха прикоснулась к Спасителю, она чудесным образом исцелилась и уверовала в пришествие в мир Мессии.


Дом хлеба


В притчах Спаситель иногда говорит о хлебе. Два чудесных насыщения народа Господь произвёл ничем иным, как хлебами. Таинство Причащения было установлено Христом через преломление хлебов. Наконец, в данной Им молитве «Отче наш» мы призываем Бога дать нам повседневный хлеб.

Вифлеем. Базилика Рождества Христова

В другом месте в Евангелии от Иоанна Господь прямо сообщает евреям о себе: «Я хлеб живой, сшедший с небес (Ин, 6:51)». И это неспроста, потому что название города Вифлеема, в котором родился Спаситель, переводится с древнееврейского как «Дом хлеба» (Бейт — дом, лехем — хлеб).


По материалам статьи Андрея Сегеды "Рождество Христово: легенды, традиции, интересные факты" и "Руководства к изучению Священного Писания Нового Завета" архиепископа Аверкия (Таушева)

Изображения: открытые интернет-источники

Общество Церковь Семья