Сегодня день Иверской иконы Божьей Матери. Этот образ не перепутаешь ни с каким другим: на лике Богородицы отчетливо видна рана. По преданию, ее нанес воин-иконоборец. На оригинале иконы, который находится в Иверском монастыре на Афоне, действительно есть изменения красочного слоя, напоминающие запекшуюся кровь.
Согласно одному из сказаний, в IX веке во время царствования императора Феофила женщина, проживавшая недалеко от города Никеи, опустила образ Богородицы в море, чтобы спасти его от иконоборцев. А через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пошел по воде и принес икону в главный храм монастыря. Но утром иноки обнаружили ее над воротами обители. Образ вновь перенесли в храм. А утром — вновь нашли его над воротами. Так повторилось несколько раз. Икону решили оставить у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей (наименование «Иверская» она получила от имени обители). Первоначально образ находился в киоте непосредственно над входом в монастырь, однако позднее был помещен в часовню у ворот, где и пребывает сегодня.
Богородица с матерью и бабушкой
Эту икону можно часто встретить в греческих храмах. По преданию, бабушка Богородицы отличалась глубоким благочестием, и Марией Пресвятую Деву назвали именно в честь прародительницы. История праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, известна из апокрифов (подробнее: Рождество Божьей Матери. Слезы в день рожденияВстреча у Золотых ворот).
«Первые шаги Иисуса Христа»
По преданию, на одном из привалов по пути в Египет маленький Иисус сделал первые шаги. Такой иконописный сюжет распространен в Греции и Румынии.
Икона Божьей Матери «Перуанская», или «Колыбельная»
Это современный образ. Авторство иконы принадлежит сербскому иконописцу Marija Cumic. Богородица изображена совершающей путь с котомкой («слингом») в которой несет Младенца.
«Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных»
Этот образ был написан на Украине. Список, освященный в 2020 году, находится в Успенской Феклиной пустыни под Козельском.
История создания иконы необычна. Очертания образа Богородицы разглядела на придорожном камне прихожанка Макариевского храма города Киева Татьяна. Когда-то она сделала аборт, а после того, как пришла к вере, стала заниматься на приходе помощью таким же женщинам. Увидев образ, Татьяна схематично зарисовала его. Позже по благословению митрополита Киевского Владимира (Сабодана) была написана икона Божьей Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Примечательно, что иконописец не взял денег за работу, поскольку сам чудом остался в живых: его мать хотела сделать аборт.
«Звезда Пресветлая»
Авторство иконы приписывают изографу А. И. Казанцеву. Образ был написан около 1700 года, находился в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Мурома. На иконе на фоне овальной мандорлы с расходящимися лучами, похожими на языки пламени, представлена в рост Богоматерь с Младенцем. Иисус Христос обнимает Ее правой рукой, а в левой, опущенной к предстоящим, держит крест на длинной цепочке. Пресвятая Богородица изображена с распущенными волосами, в венце, в платье и плаще. К ногам Богоматери припадают в молении муромские святые. Между лучами представлено 15 сцен из истории Нового Завета.
«Панагия Горгона»
«Панагия Горгона» в переводе на русский язык означает «Богородица-русалка». Образ происходит из Греции. Местночтимый образ, очень нетипичный для изображений Матери Божией, можно увидеть на старинной фреске, написанной внутри освященного во имя Царицы Небесной храма на греческом острове Лесбос.
Образ Пресвятой Девы с хвостом русалки может смутить кого угодно, только не греков, которые икону очень почитают. Зооморфный элемент в изображении Пресвятой Девы — лишь аллегория, указывающая на Её власть над водной стихией, от состояния которой часто зависит жизнь рыбаков, мореплавателей и жителей побережья.
Существуют и другие варианты этого образа, на них Матерь Божия предстает в привычном человеческом обличье, но восседает верхом на плывущей по морю рыбе.
Примечание. О том, насколько допустим и уместен современный подход к иконописи, поиск свежих сюжетов, использование новых техник, обращение к примитивному искусству, ведутся споры. С одной стороны, это объяснимо, поскольку непрерывно меняется сама жизнь. С другой — икона требует богословского обоснования.
При подготовке публикации мы пользовались материалами сайтов: https://santosepulcro.co.il/ https://pravoslavie.fm https://www.pravenc.ru https://www.miloserdie.ru