Причины глобальных потрясений глубоко осмысливали богословы разных эпох. Один из них — наш современник святитель Николай (Велимирович) Сербский, которого называют «пророком ХХ столетия». В 1932 году вышла в свет его книга «Символы и сигналы», в которой он раскрыл на основе образов Священного Писания и современных явлений духовный смысл вещей и происходящих событий. С избранными фрагментами этого издания и других религиозно-философских трудов Владыки мы предлагаем ознакомиться нашим читателям.
Божественные знаки
«Физический мир есть видимый образ невидимого духовного мира. Наш мир – мир символов и знаков, — утверждал Николай Сербский. — Тяжкая судьба ждет тех, кто, словно неграмотный, смотрит и не видит, и как глухой, слушает и не слышит. Часть нашей судьбы в нашей власти, самая значительная часть».
Если перефразировать слова владыки, получается, все, что мы сеем на невидимом духовном уровне, пожинаем на физическом, зримом. Известная фраза «все символично» наполняется особым смыслом. В мире и природе нет случайностей, а есть четкие духовные закономерности.
В христианской литературе сигналы от Творца именуются «знамениями», то есть знаками, предзнаменованиями. Достаточно вспомнить одну из самых известных икон Божьей Матери «Знамение» и чудо, произошедшее в 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского подошли к Великому Новгороду. Новгородцы несколько дней молились, прося Господа защитить их. На третью ночь архиепископу Новгородскому Иоанну было дано откровение от дивного голоса, повелевающего ему взять из храма Спаса Преображения икону Божьей Матери и вынести ее на городскую стену. Когда икону переносили, иноплеменники пустили в крестный ход множество стрел, одна из них пронзила иконописный лик Царицы Небесной. Из глаз Ее потекли слезы, и икона сама повернулась к городу. После этого Божественного знамения на неприятелей внезапно напал необъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а новгородцы устремились в бой и одолели врага.
О самых распространенных бедах человечества святитель Николай Сербский пишет следующее:
«Войны, голод и эпидемии всегда были бичами человечества. Эти три бедствия чаще всего можно рассматривать как знамения, ибо за этими внешними событиями выражается внутреннее состояние душ людских и духа человеческого… Болезни христиане всегда считали неким знаком Божьим, что полностью соответствует Святому Писанию. Когда царь Иорам попрал веру своих отцов, Илия Пророк предрек, что поразит его Господь «болезнью сильною, болезнью внутренностей твоих» (2 Пар. 21:15). Знаешь ли, чадо, отчего умножились болезни и моры страшные? Оттого, что вообразили люди здоровье не даром Божьим, но данью, которую должна им природа. А то, что с мукой отъемлется, с двойными муками приходиться защищать. Моровая язва – это тоже знак. Эпидемии и моры символизируют предшествующий им мор в человеческих душах. Когда человеческий разум сворачивает с Божьего пути, он уклоняется во зло; когда развращается сердце – воля устремляется на зло; и добродетели погибают одна за другой, а личность разрушается. Смерть добродетели в человеческой душе отражается в физических, видимых эпидемиях и морах людей и животных.
«Значит, и эпидемии начинаются не «случайно», — делает вывод Владыка Николай, — но вызываются вескими причинами, в основном, моральными. Насылая моровую язву, Всевышний дает людям сигнал, что они свернули с верного пути и заблудились. Тот, Который все видит и над всеми бдит, предупреждает путников земных, что они должны идти по Его пути».
«Для чего нам это?»
В своих «Миссионерских письмах» святитель продолжает мысль о духовных причинах и физических следствиях, отвечая скорбящей женщине:
«Безгранична милость небесная, а ты спрашиваешь, искушая, милостивы ли небеса, если солнце жжет посевы, вода заливает, черви подтачивают корни, моры уносят миллионы жизней. Почему? Потому что люди в безумии и злобе отвращаются от небесного благого закона и срываются в адскую пропасть; и необходимо их остановить, отрезвить и спасти. Творец делает все возможное, чтобы спасти людей: неразумных вразумить, помраченных разумом просветить, заблудших вывести на верную дорогу, спящих пробудить. Свою святую волю и Свое расположение Он передает людям и через звезды, и через вещи, и через животных, и через случаи, и через сны. Бывает, что Господь предупреждает людей катастрофами. Кроме того, Он посылает людям сигналы через других людей, а также одним народам через другие народы».
В мировой истории одним из примеров благоразумного человека, распознавшего Божественные сигналы и призвавшего народ к покаянию, является св. царь Юстиниан.
В «Охридском прологе» от 2/15 февраля Николай Сербский пишет, что история повсеместного почитания праздника Сретенья Господня утверждена императором Юстинианом после прекращения эпидемии в Константинополе:
«В его правление в Царьграде и окрестностях распространился мор, ежедневно умирало по пять тысяч и более человек. В то время случилось и страшное землетрясение в Антиохии. Видя немощь человеческих средств отклонить те беды, Юстиниан, по уговору с патриархом, приказал творить пост и молитву во всей империи, а на сам в день Сретения Господня распорядился о великом Крестном ходе через города и сёла, дабы Творец смилостивился над Своим народом. И Бог помиловал: мор и землетрясение прекратились. Это произошло в 544 г. И с того времени Сретение стало праздноваться как великий праздник Господний».
Справедлива ли «единая мера»?
Главный вопрос, который мучает многих: «Почему наряду с грешниками от массовых бед гибнут лучшие люди?».
Ответ на него дает подвижник первых веков христианства св. Киприан Карфагенский, во время служения которого в Римской империи случилась эпидемия чумы:
«Некоторых смущает то, что нынешняя болезненная язва поражает наших наравне с язычниками: как будто христианин для того только и уверовал, чтобы бедствия не касались его и он, при наслаждении мирским временным счастьем, свободный от всяких зол, сохранен был для будущей радости! Смущает некоторых то, что нынешняя смертность есть общая для нас с другими. Но доколе мы находимся здесь, в мире, дотоле мы связаны с родом человеческим одинаковостью плоти, а отделяемся духом».
Святитель Николай Сербский смерти лучших именует «Божественной жатвой», вспоминая евангельскую притчу Спасителя о ниве и семенах и сборе урожая. В богословском эссе «Жатвы Господни» он вспоминает слова Христа: «В доме Отца моего обителей много». И они населяются спасенными душами во все времена.
Фото: открытые интернет-источники