Статьи

Расслабленный, иноверец, слепой — кто из них я?

Мы продолжаем рассказ о пасхальных неделях. Всего несколько дней отделяют нас от праздника Вознесения Господня, и в этот период Церковь призывает вспомнить те события евангельской истории, в которых происходила встреча людей с Господом — встреча, после которой для них менялось все.


Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с воспоминанием чудесного исцеления Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (см.: Ин. 5, 1–15).


У этого водоема в Иерусалиме собиралось множество тяжело больных людей. Все они находились в напряженном ожидании: время от времени являлся Ангел Господень, и вода приобретала целебные свойства. Но ненадолго: только тот, кто первым входил после этого в купель, получал исцеление.

Во дни Своего земного служения Спаситель однажды увидел у этой купели человека, находившегося в болезни 38 лет, но не потерявшего надежду. Этот человек не мог столь быстро передвигаться, чтобы при схождении Ангела попасть в воду первым; с ним рядом не было никого, кто бы помог ему, поэтому уже много лет подряд его опережал кто-то другой. Но его упование на помощь Божию и вера не остались бесплодными: именно к нему подошел Господь и исцелил — одним словом.

Воспоминаемое в этот день событие побуждает нас задуматься о своей готовности откликнуться на чужую беду. В словах расслабленного не имею человека, который бы опустил меня в купель (Ин. 5, 7) заключена горькая правда жизни человечества после грехопадения. Жизни, в которой люди равнодушны и часто враждебны друг другу, думают прежде всего о себе, но в которой тем не менее всегда есть место милосердию, и его может проявить каждый из нас. А еще это напоминание о том, что верить и надеяться на милость Божию нужно в любых обстоятельствах. Церковь напоминает нам о милосердии Божием при каждом освящении воды, когда прочитывается именно эта часть евангельского повествования.

Митрополит Сурожский Антоний в одной из своих проповедей предлагал каждому из нас ответить на вопрос: кто я из тех людей, о которых повествует Евангелие?

«С одной стороны, я тот человек, лишенный силы, который неспособен, не может найти себе исцеление своими силами,— говорил Владыка.— Поставим перед собой вопрос о том, в чем моя немощь. Чем я парализован? Какой частью души? Что внесло этот паралич, это оцепенение в мою душу? И отделаемся от этого с помощью Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И спросим себя: кто около меня нуждается в той помощи, о которой я мечтаю, без которой я жить не могу?..» А дальше, по словам митрополита Антония, нужно, не ожидая ничего взамен, попытаться дать другому ту помощь, которая поможет ему ожить.


Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне


В богослужении этого дня воспоминается беседа Христа с самарянкой (см.: Ин. 4, 5–42), в которой Он открывает Свою Божественную природу, обещая верующим в Него «воду живую, текущую в жизнь вечную», то есть дар Святого Духа.

Господь шел в Галилею через земли, населяемые самарянами. Это народ, произошедший от смешения иудеев и язычников. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея, но отвергали пророков и Предание, а также поклонялись и языческим богам. Иудеи гнушались самарянами, старались не проходить через их селения и не общаться с ними.

Настоящее поклонение Богу человек должен совершать прежде всего в своем сердце.

Господь, проходя через Самарию, остановился у колодца, по преданию, выкопанного праотцом Иаковом. Ученики Его отлучились в город купить съестного. И в это время к колодцу пришла за водой женщина-самарянка, к которой Христос обратился с просьбой: Дай мне пить (Ин. 4, 7). Женщина удивилась тому, что Он, иудей, разговаривает с ней, на что Спаситель ответил, что если бы она знала, Кто говорит с нею, то сама просила бы у Него дать ей воду живую. Самарянка стала недоумевать, каким образом Он добудет воды, если Ему нечем даже почерпнуть. И тогда Господь перевел беседу из области вещественной в область духовную: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Этими словами Христос говорит о благодати Святого Духа, утоляющей духовную жажду человека, направляющей его душу ко спасению. А для того чтобы ум самарянки вознесся от вещей земных, Господь раскрывает ей, что Ему известна вся ее жизнь. Убедившись, что Он — пророк, она спрашивает о месте, где надлежит поклоняться Богу. Спаситель отвечает ей, что в скором времени истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4, 23), имея в виду, что настоящее поклонение Богу человек должен совершать прежде всего в своем сердце.


Самаряне так же, как и иудеи, ждали Мессию, поэтому собеседница Христа сказала, что скоро придет Тот, Кто возвестит им все. На это Господь прямо ответил: Это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4, 26). Он многократно уклонялся от ответа на вопросы фарисеев и книжников, пытавшихся дознаться, Он ли Мессия, но признался простой женщине, да еще иноверной. Почему?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) так объяснял это: «Жажда истины — вот первое условие, необходимое нам, чтобы, подобно самарянке, встретить в жизни Живого Бога. И истина непостижимой святости Божией и Его милосердия поразит сердце наше, и в свете этой истины мы увидим и истину своего падения, истину своей греховности. И живое чувство горя приведет нас к Источнику живой воды, и Божия благодать своей живительной силой восстановит нас от падения, доставит духовную свободу уму, освободит от оков греха».

Самарянка побежала в город, рассказывая каждому, что встретила Мессию, и те, кем гнушались иудеи, приняли Христа с гораздо большим радушием, нежели соплеменники. Они внимали Его словам и говорили, что верят уже не словам этой женщины, а собственному опыту, что Он истинно Христос. Свидетельство же самарянки о Боге и ее вера в Него привели ее к святости. По преданию, она приняла мученическую кончину за свою проповедь — была брошена в колодезь.

Это евангельское повествование показывает нам, что такое благодать Святаго Духа и чем она является для человека, побуждает к размышлению о том, что воистину Господь многое открывает тем, кто чистым сердцем ищет и без лукавства принимает истину, и оставляет в неведении «мудрых века сего».


Неделя 6-я по Пасхе, о слепом


В этот день Церковь вспоминает чудесное исцеление Иисусом Христом человека, слепого от рождения (см.: Ин. 9, 1–38).

Только смиренное сердце оказывается способным прозревать свет истины и защищать ее.

Суть этого евангельского события такова: Господь увидел на Своем пути слепого. Иудеи верили, что недуг дается Богом только как следствие нечистоты, и потому ученики спросили Христа: кто согрешил — сам этот человек или родители его? Господь ответил, что ни он, ни родители, а слепота в этом случае дана, чтобы было явлено чудо Божие. Затем Христос исцелил слепорожденного. Окружающие люди повели его к фарисеям, чтобы те засвидетельствовали чудо. Но фарисеи искали не истины, а повода для осуждения Господа, который виделся им в формальном законе о сохранении субботнего покоя. Желая поставить под сомнение сам факт чуда, фарисеи даже позвали родителей исцеленного, чтобы они подтвердили, что это их сын и что он рожден слепым. Затем они стали настаивать, чтобы слепорожденный под клятвой признал, что Исцеливший его — грешник. Он ответил им: мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин. 9, 31). За эти дерзкие, с точки зрения книжников, слова бывший слепой был изгнан из храма. Господь нашел его и открыл, что Он есть Сын Божий. «Верую, Господи!» — ответил этот простой израильтянин и поклонился Ему.
Тот, кто был слеп от рождения, оказался духовно более зрелым, чем те, кто похвалялись своими мнимыми духовными дарами, но оказались неспособными признать в Господе Иисусе Христе Сына Божия. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9, 39). Только смиренное сердце оказывается способным прозревать свет истины и защищать ее.


Святитель Иоанн Златоуст писал: «Если нищий, слепой, не видя Христа, еще прежде Его наставления такое показал дерзновение, что перед лицом всего народа, дышащего убийством и бешенством, неистовствующего и желающего, чтоб сам бывший слепой обвинил Христа, не соглашался на то, не замолчал, но со всяким дерзновением заградил им уста и лучше захотел быть изгнанником, чем изменить истине, то не тем ли паче мы, жившие столько времени в вере, верою видевшие тысячи чудес, получившие больше, нежели он, благодеяний… должны оказывать ревности о Христе против тех, которые дерзают обвинять и отвергать христианство».

Источник

Церковь