Статьи

Зачем было нужно Преображение?

Ответ на этот вопрос можно найти в евангельском тексте, где рассказ о Преображении предваряет небольшой эпизод: Христос спрашивает учеников, за кого они Его считают, и Петр, выражая мнение всей апостольской братии, твердо говорит: «Ты Сын Божий!» Это были не просто слова ученика, который льстил Учителю. Это были слова исповедания, слова, исходившие от сердца — Ты мой Бог!

И вот тогда, в ответ на веру апостолов, Господь показал им Свою славу. Если бы Преображение случилось в начале служения Спасителя, оно бы не имело того смысла. Ученики тогда сразу признали бы Христа Богом — просто из страха перед Ним. И тогда исповедание Петра оказалось бы вынужденным. Но Спаситель не хочет никого насиловать, и поэтому не открывает до поры Свою божественность, дабы ученики свободно, без всякого принуждения, сердцем поняли, что Он не просто Учитель, а Сын Божий.

Когда ученики окончательно выразили свою веру, Господь предстал пред ними в ином — Божественном — облике. Делает Он это с определенной целью. Во-первых, вскоре Ему предстоит страшная и мучительная смерть, и Он знает, что для учеников это станет очень серьезным испытанием.

Так и случилось: большинство апостолов оставили Христа на Голгофе, но все же память о Преображении, мысль о том, что Он — Бог, не дала им до конца оставить Его. В страшные дни Распятия и смерти Христа Преображение, некогда свершившееся на глазах у Его учеников, оказалось для них залогом Его будущего Воскресения. Кроме того, Преображение свидетельствует о том, что Христос идет на Голгофу совершенно свободно и осознанно. Как поется в песнопении праздника: «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Христос как бы говорит: «вот, Я могу призвать миллионы ангелов, но не стану этого делать. Я — Царь мира, Я — Создатель вселенной. Но Я — и любящий Бог, который отдает себя ради спасения всего мира. И делаю это совершенно добровольно».

Смысл праздника

В истории Преображения есть еще один очень важный богословский момент. Дело в том, что все, произошедшее с Христом в Его земной жизни, произойдет и с нами. Мы так же воскреснем и так же преобразимся. Состояние воскресшего Спасителя — это обоженное состояние человеческой природы, которое приобретут в вечности все люди. Преображение — это указание на то, что ожидает всех нас после Второго Пришествия. Слава Преображения — это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего. Именно поэтому Церковь так дорожит этим праздником: он из года в год напоминает нам о той благой цели, к которой мы призваны самим Богом. Преображение — это блеск Отечества, где нас помнят, любят и ждут.


Из «Миссионерского листка» (август 2018 года) Епархиального совета г. Москвы

Источник

Фото А. Поспелова, Православие.ру

Церковь