Статьи

Мелодия для странника

Если когда-нибудь я#nbsp;все#nbsp;же умру#nbsp;— не#nbsp;дай Бог,

конечно,#nbsp;— прошу написать на#nbsp;моей могиле такую

эпитафию: «Для#nbsp;него необходимым и#nbsp;достаточным

доказательством существования Бога была музыка".


Курт Воннегут


Человек не#nbsp;произошел от#nbsp;обезьяны. Он#nbsp;богоподобен и#nbsp;лишь живет в#nbsp;теле существа, отдаленно напоминающего обезьяну. Спросите меня, откуда я#nbsp;это узнал? Конечно, из#nbsp;Библии#nbsp;— но#nbsp;не#nbsp;только. Для#nbsp;того чтобы понять, что человек#nbsp;— небесный странник, заблудившийся на#nbsp;земле, достаточно произнести одну фразу: человек изобрел скрипку.

Человеку нужно пить и#nbsp;есть, воевать и#nbsp;размножаться. Значит, ему нужно придумать и#nbsp;сделать лопату и#nbsp;топор, колыбель и#nbsp;лук со#nbsp;стрелами. Но#nbsp;если движущий мотив человеческой жизни#nbsp;— это только сохранение и#nbsp;продолжение рода, то#nbsp;зачем человек придумал скрипку?

Какие такие чувства могут быть в#nbsp;потомке обезьяны, чтобы их#nbsp;нельзя было выразить ничем осязаемым#nbsp;— ни#nbsp;картиной, ни#nbsp;скульптурой, ни#nbsp;зданием? Что такое может родиться в#nbsp;душе примата, о#nbsp;чем нельзя ни#nbsp;сказать, ни#nbsp;написать, ни#nbsp;пропеть, а#nbsp;нужно долго (столетиями) придумывать инструмент, требующий нежных пальцев и#nbsp;небесного слуха, и#nbsp;потом, полжизни учась играть на#nbsp;нем, заставлять инструмент плакать и#nbsp;смеяться?

Играющий на#nbsp;скрипке не#nbsp;может быть воином. Точно так#nbsp;же он#nbsp;не может быть и#nbsp;пахарем. Бранные крики#nbsp;— не#nbsp;для его ушей, и#nbsp;тяжелые инструменты#nbsp;— не#nbsp;для его пальцев. Он#nbsp;бы и#nbsp;не#nbsp;прокормил себя, и#nbsp;не#nbsp;защитил, если#nbsp;бы не#nbsp;был нужен. От#nbsp;лица всего человечества, которое грубыми руками держит оружие и#nbsp;с#nbsp;натруженной спиной идет за#nbsp;плугом, один лишь скрипач переливает душу в#nbsp;звуки, а#nbsp;люди, слушая его, согласны с#nbsp;тем, что музыка бывает нужнее хлеба.

Сотни лет человек изобретал и#nbsp;совершенствовал музыкальные орудия. Они были ему нужны для#nbsp;отдыха и#nbsp;для особых дней#nbsp;— дней печали и#nbsp;радости. Долгие годы люди, забыв обо всем, перенимают у#nbsp;мастеров секреты извлечения живых звуков из#nbsp;мертвых струн или клавиш. Если#nbsp;бы человек только ел#nbsp;и#nbsp;размножался, он#nbsp;бы#nbsp;не тратил на#nbsp;это силы.

Хлеб#nbsp;— самая привычная и#nbsp;самая трудно дающаяся человеческая еда. Если#nbsp;бы человек был сыном приматов, он#nbsp;бы#nbsp;рвал то, что свисает с#nbsp;ветвей, или выкапывал то, что растет из#nbsp;земли. Он#nbsp;счел#nbsp;бы ненужным трудом ради наполнения брюха пахать и#nbsp;сеять, жать и#nbsp;молотить, скирдовать и#nbsp;молоть. Слишком трудно и#nbsp;долго все это ради того, чтобы снять спазмы в#nbsp;желудке. Сладость и#nbsp;«трудность» хлеба#nbsp;— доказательство того, что человек#nbsp;— не#nbsp;животное.

Точно так#nbsp;же сложность и#nbsp;практическая ненужность музыки говорят о#nbsp;том, что человек не#nbsp;сводим к#nbsp;инстинктам. Парадоксальная и#nbsp;невидимая, как Сам Господь, музыка нужна человеку.

Каждая флейта и#nbsp;каждый рояль осязаемо и#nbsp;очевидно доказывают, что человек#nbsp;— это небесный странник, заблудившийся на#nbsp;земле.


Из журнала «Отрок» (№6, 2007)

Фото: открытые интернет-источники

2023-07-31 07:00 Общество Искусство