Статьи

Новогоднее решение: возможность молиться, любить и быть помощником


Сара Бирн-Мартелли, автор этой статьи, получила сертификат Ассоциации профессиональных капелланов в 2004 году и служит капелланом в массачусетской больнице общего профиля. Это служение одобрено Антиохийской православной митрополией. Сара получила степень магистра богословия в гарвардской школе богословия и в настоящее время является доктором богословия в Свято-Владимирской семинарии, ведет подкаст «Раненый целитель» на христианском радио. Сара и ее семья посещают православную церковь Святой Марии в Кембридже, штат Массачусетс.
Текст написан для широкой аудитории (ортодоксальной и неправославной).

Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми? Почему хорошие вещи случаются с плохими людьми? Мы часто слышим эти вопросы и недоумеваем, какой в этом смысл. Заслуживаем ли мы хорошего или плохого? Где во всем этом Бог? Если мы делаем добрые дела и живем достойно, не причиняя никому вреда, кажется, что у нас должна быть какая-то гарантия, что наша жизнь будет хорошей. Но достаточно беглого взгляда вокруг, чтобы убедиться, что это не так.

Мы все знаем подобные истории… С нашим добрым пожилым соседом, который ходит на Литургию каждый день, случился инсульт, и он лежит в больнице. Ваш начальник — законченный негодяй, унижающий людей на каждом шагу, однако он получает повышения и награды, в то время как вы ничего не получаете. Молодая жена моего друга умирает от рака, а у них шестимесячный малыш. И так до бесконечности… Вскоре это становится невыносимо: плохие вещи случаются с хорошими людьми, и хорошие люди все время страдают.

Некоторые реагируют на это, рационализируя подобные вопросы со строгой религиозной точки зрения. Существует идея, что Бог контролирует буквально все, от вопроса, на ком ты женишься, и до рабочих предложений и ежедневных переживаний. Как будто Господь микроменеджер. Бог помогает вам найти ключи и предоставляет вам хорошее парковочное место возле супермаркета. Это связано со старым утверждением, что «ничего не происходит без причины», которое люди повторяют, чтобы утешить самих себя. Если бы я стояла на шаг левее, то дерево упало бы прямо на меня, и я бы умерла. Все, что случается, имеет причину! Хештег #благословенный. Что же, для вас это хорошо, но как насчет того человека, на которого оно упало? Какова причина этого? Он был плохим человеком? А вы хороший? Был ли он хорошим? Что это вообще значит? Это заставляет вас желать сдаться.

Возможно, более привлекательна мысль, что Бог вообще безучастен, и мы являемся авторами наших собственных судеб. Возможно, вы слышали о таких бестселлерах, как «Секрет», с его «законом притяжения». Упрощенно закон притяжения утверждает, что, если вы излучаете положительную энергию во вселенную, вы получите ее обратно. Если вы излучаете негативную энергию, обратно вы получите ее. Как будто ваш разум — это экзистенциальный магнит. Если вы дальновидны, то заслуживаете всего хорошего, что получаете. Звучит действительно привлекательно… пока не случается что-то плохое. В чем же причина? И почему замечательная женщина, которая излучает положительную энергию, заболела раком? Заслужила ли она это? Ее ли это вина?

Эти способы мышления в лучшем случае имеют внутренние противоречия, а в худшем — крайне вредны. Если с вами случится беда и кто-то скажет вам: «Ничто не происходит без причины!» или «Наверное, вы излучали недостаточно положительной энергии!»,— это будет похоже на удар под дых.

И вы имеете полное право отклонять подобные реакции. Хорошая новость в том, что есть лучший способ смириться с неприятным фактом, что, казалось бы, плохие вещи действительно случаются с, казалось бы, хорошими людьми.

Бог — это не космическая нянька и не мелкий микроменеджер.

Как вы знаете, моя вера — Православное Христианство. Упрощенные ответы и жизнерадостные лозунги не находят отклика в богатом богословии Церкви. Мы не представляем Бога как страшного кукловода, который все организует. Бог — это не космическая нянька и не мелкий микроменеджер. Если бы это было так, я бы тоже не хотела в Него верить!

Мы также не посылаем в космос энергию и не получаем ее назад, как перезаряжаемые батарейки. Это не работает так.

Я начну с важного условия. Бог милостив. Всё и все, сотворенные Богом, хороши. Каждый. Да, даже те люди, которые кажутся “плохими”. Мы все созданы по образу и подобию Божьему. И Господь сотворил нас свободными. Подлинная любовь не принуждает никого ни к чему. Мы можем делать все, что желаем.

Но, как люди, мы склонны поступать так, чтобы в приоритете была наша гордость, наши нужды, наш эгоизм. Это позволяет силам зла — искажению добра — овладевать людьми. Это и означает жить в падшем мире: у людей была возможность сделать что-то эгоистичное — и они сделали — вспомните Адама, Еву и яблоко. Им потребовалась секунда, чтобы разрушить свободу, которую дал им Бог. С этой свободой пришел грех и смерть, и страдание,— все это в каком-то смысле унаследовано от наших предков. С этой свободой пришел мир борьбы и трагедии.

Страдание приходит как результат этого наследования. Но это не конец истории.
Бог откликается на страдания в лице Иисуса Христа, Который был реальным, Который жил и видел все происходившее. Господь ходил и разговаривал, и знал, что значит быть человеком. Он отвечал страдающим. Он встречал сострадание и чистоту. Он спокойно перевернул все с ног на голову. Вместо того, чтобы осудить блудницу, Он призвал находившихся в толпе изучить их собственные ошибки. Он коснулся якобы “нечистого”; Он привечал шумных детей; Он учил, что каждый страдающий — это наш ближний. Господь любил бедных и разделял трапезу с грешниками. Весь человеческий опыт, каждая трагедия, каждая радость и горе — всё известно Христу.

Может показаться, что когда беда случается с любимым человеком, наступает конец всему. Мы спрашиваем, почему. Мы спрашиваем: “Заслуживаю ли я этого?” Это хорошие вопросы, и Иисус Сам задавал подобные вопросы, когда Он приближался к Своей собственной смерти. Опять же, Он понимает это, потому что был человеком. Он испытал боль страдания, предательства и самой смерти вместе с состраданием, прощением и любовью.

Жить — это не значит просто творить добрые дела или верить для того, чтобы с вами ничего плохого не случилось. Жизнь — это не осуждение других или предубеждение о чьей-то «энергии». Это дорога святости, которая постоянно ищет мира и предельной доброты к самим себе и другим. Речь идет о том, чтобы подходить к страданиям с мягкостью и самоанализом, не думая, заслуживаем мы их или не заслуживаем. Речь идет не о хороших и плохих людях, не о хороших и плохих вещах. Мы говорим о поиске единственной подлинно хорошей вещи — приведении себя в соответствие с сердцем Бога, любовью Божьей, которая в нас и вокруг нас. Это ежедневный выбор — выбор, который дает нам Господь.

Что же, скажете вы, зачем Бог требует от нас этого выбора? Если Он так могуществен, почему Он не может просто сделать что-то?

Бог уже сделал все.

Дело в том, что Бог уже сделал все. Он сделал все в лице Иисуса Христа. И даже Иисус не был чужд трагических чувств. Он горько плакал о Своем друге Лазаре, который умер. Иисус показывает нам так ясно, каков Бог. Мы можем делать то же, что Он делал.
Когда беда случается, мы слышим замечательную цитату Фреда Роджерса, который советует нам искать помощников. Господин Роджерс был священником (пресвитерианским — прим. ред.), и его вера пронизывала всю его работу. Он сказал: «Ищите помощников». Помощники выбирают любовь, доброту, сострадание. Именно тогда мы видим Бога, когда плохие вещи случаются. Когда мы ищем помощников, мы видим, что Господь не далеко, Господь не оставил нас. Он жив среди нас. И в моменты, когда мы не видим никаких помощников, возможно, помощник уже рядом. Возможно, мы и есть помощники, те, кто призван любить кого-то, кто в этом нуждается.

Предельный страх — что жизнь не имеет смысла и трагедии не избежать — преодолен любовью, которая наполняет и окружает все существующее. Вот что я имею в виду, когда говорю, что Бог уже сделал все, и что Он никогда не бывает далек от нас.
Сейчас, конечно, иногда мы все еще скорбим, все еще боимся, все еще показываем кулаки небу. Мы не купаемся волшебным образом в Божьей славе и не действуем безупречно. Жизнь может быть невероятно печальной, ошеломляющей и душераздирающей. Я была свидетелем того, как мать и отец баюкали своих мертворожденных близнецов. Я видела, как мой лучший друг переживал ужасный развод. Я своими глазами видела шок от нового диагноза, потрясение внезапной потери, шок сердечного приступа. Это действительно загадка. Мы не знаем, почему. Но вера помогает нам терпеть и быть храбрыми. Вера обращает к Богу в потрясении, печали, разочаровании. Религия благодарит помощников и вдохновляет нас помогать, в любви и вере.

Скорбь — это сигнал в наших сердцах о том, что смерть не может быть концом.

Скорбь, которую мы чувствуем, — это сигнал в наших сердцах о том, что случившееся неправильно, что смерть не может быть концом. Горе рождается любовью, и эта любовь не может быть побежденной. Иногда слова не нужны. Иногда молчание — лучший ответ.
На кресте, с последним вздохом, Господь сказал: «Совершилось», — и испустил дух. «Совершилось» не значит, что все закончено. «Свершилось» означает «все завершено». Даже последнее горе — смерть — было побеждено любовью, которая никогда не перестает. Бог делает все, что возможно сделать. Это Его совершенный способ сказать: «Дети, Я люблю вас, и Я здесь, с вами».

Вопрос «Почему несчастья случаются с хорошими людьми» — это не тот вопрос, которым нам следует продолжать задаваться. Вместо этого мы должны смело спросить: «Как я могу стать помощником?». Мы должны сказать, что Бог добр, а жизнь беспорядочна, и Бог искупил это. Нам следует сказать: «Господи, помилуй. И помоги мне понять, помоги мне полюбить».

Все ли, что случается, имеет свою причину? Да, но это не та причина, о которой вы думаете. Не та, потому что вы заслуживаете одного, а кто-то другой заслуживает чего-то другого. Причина в том, что все в жизни: потеря, радость, скорбь, благодарность — все — это возможность молиться и возможность любить. Это возможность искать помощников и быть помощником, и молиться, плакать и благодарить. Помогая другим, мы становимся свидетелями подлинной доброты, и мы делимся этом добротой с миром, который отчаянно нуждается в ней.


Источник (перевод с английского)

Фото: открытые интернет-источники

Общество Церковь