Все бы можно было принять, кроме одного – а что это за православные, которые убежали из фашистского плена, перешли линию фронта, прибежали аж в Ульяновск, были допущены до встречи с митрополитом Сергием – чтобы рассказать ему, что происходит на оккупированных территориях? Это в ноябре-то 1941 года!
Недоработка была, конечно, со стороны властей, когда они готовили это послание.
Но самое главное заключалось в том, что, конечно, в ходе боевых действий разрушались какие-то храмы. Однако факт остается фактом: за годы оккупации на оккупированных территориях было открыто около 9000 храмов, а действовавшие не закрывались, а на неоккупированных территориях было открыто 716 храмов за все годы войны. Делайте выводы сами. Но более всего, конечно, немцев поражало в нашей стране обилие разрушенных к моменту их прихода храмов. Они еще не видели стран, пройдя почти всю Европу, чтобы такое количество храмов было кем-то уничтожено, отнюдь не ими. Опять перед нами ложь, ложь вполне, впрочем, укладывающаяся в официальную пропаганду – а не пастырское слово.
В ноябре 1941 года в Москву срочно отозвали митрополита Николая (Ярушевича). Его определили работать в Международный Всеславянский комитет, которые вещал по радио на славянские страны, оккупированные Германией, призывая всех славян к борьбе против фашизма. Хотя славяне очень сложно относились к Германии. Скажем, Словакия была союзной с Германией страной, Болгария тоже была союзной с Германией страной, хорватские усташи были союзниками Германии, в отличие от сербов. И так далее. И митрополиту Николаю была поручена такая деятельность. Но самое главное – его ввели в ноябре этого года в Чрезвычайную государственную комиссию по расследованию немецко-фашистских злодеяний. Комиссия, конечно, работала в жестких идеологических рамках и часто взваливала на немцев то, что творили органы НКВД. Например, расстрел в Катыни 14 000 польских офицеров. И митрополит Николай подписывал все то, что выходило из этой комиссии. Ложь, но ложь, дававшая надежду на то, что Церковь, наконец, стала нужна существующему режиму, хотя и в пропагандистских целях.
Когда произошло первое контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года и была от немцев освобождена часть Московской и Тульской областей, где за месяцы оккупации были открыты храмы, то политика советских властей оказалась прежней: все открытые во время оккупации храмы были закрыты, а духовенство, не успевшее отступить с немцами, было арестовано. Опыт контрнаступления под Москвой, казалось, свидетельствовал о том, что советская политика не меняется в отношении Церкви.
Но митрополиту Сергию выбирать уже не приходилось, и одной из важных форм демонстрации своей лояльности стали сборы материальных средств в церквях, немногочисленных оставшихся открытыми, для нужд Красной армии. Вообще всего было собрано более трехсот миллионов рублей только деньгами, не считая драгоценностей, вещей, продуктов. Правда, эта помощь поступала военнослужащим анонимно, они не знали, получая, например, какую-то посылку из вещей, собранных православными, что это именно от православных христиан. «От пионеров», «от комсомольцев», «от трудящихся такого-то завода» — но только не от православных. И, кроме того, на деньги Церкви была построена танковая колонна «Димитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский». Невиданное в истории Русской Церкви мероприятие. Церковь, конечно же, всегда отзывалась на нужды страны в годы войны, организуя лазареты, организуя какую-то гуманитарную помощь военнослужащим. Более того, существовала испокон веков еще одна форма помощи Церкви воюющему народу – выкуп пленных. В храмах даже стояли кружки «на выкуп пленных». Потому что Россия нередко вела войны со странами, которые захватывали пленных, а потом их продавали – либо опять в Россию, в Казанское или Крымское ханство, либо на невольничьи рынки. И Церковь всегда старалась не допустить того, чтобы русских православных христиан продавали в невольники. Но, конечно, такую форму помощи Церкви сталинское государство не принимало. Все пленные у нас были предателями. Их не то, что выкупать не собирались; от них государство отреклось уже в 1941 году. А вот танковую колонну – пожалуйста! Никогда еще Русская Церковь на свои деньги не передавала государству оружие. Это было нечто новое, хотя заповедь «не убий» никто не отменял.