И тогда митрополит Сергий взял на себя временное управление Ленинградской епархией. Он учитывал то, что, действительно, связанные в прошлом с элитой российского обществе вот эти самые недобитые буржуазные элементы, «мутившие воду на ленинградских приходах», как об этом уже писала советская пропаганда, могут оказать ему доверие. Ему, столь много лет пребывавшему в Синоде, столь хорошо известному когда-то в Петербурге.
Но власти со своей стороны наблюдали за происходящим и стремились к дальнейшему обострению конфликта. Потому что здесь впервые стала сбываться мечта Тучкова о вбивании клина между самими православными. Уже не обновленцы стравливались с православными, не григориане, а православные начинали конфликтовать между собой. Поэтому от митрополита Сергия потребовали издать указ о поминовении властей за богослужением и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылках. Так появился с 21 октября 1927 года Указ №549. В принципе, поминовение властей у нас с вами вроде бы не вызывает никаких сильных чувств – «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Пройдя десятилетия советского периода, мы с легкостью дерзаем называть страну, в свое время залившую себя кровью своих мучеников, страной «богохранимой» и поминать эти власти да еще и их воинства как нечто самой собой разумеющееся. Но тогда это казалось предательством, предательством той исторической России, которую уничтожали большевики; предательством тех, уже тысяч, мучеников, которые принимали страдания за Церковь.
Что же касается требования отменить поминовение епархиальных епископов, то оно сводилось к следующему: когда епархиального епископа арестовывали, сажали в тюрьму или высылали, в епархии его продолжали поминать как правящего за богослужением велегласно, а управление епархией осуществлял викарный епископ. Тем самым Церковь подчеркивала, что она ни во что вменяет арест и заключение епископа властями, а, наоборот, она видит в этом несение своего исповеднического подвига и, конечно же, продолжает считать его своим правящим архиереем, как, собственно, это делает и само священноначалие. Теперь же стало происходить следующее. Митрополит Сергий стал назначать на места арестованных епископов новых правящих архиереев и даже запрещал их теперь поминать за богослужением. Это воспринималось как отступничество от тех, кто принимает страдания за Христа. И власти именно в этот момент потребовали от митрополита Сергия издать подобный указ, который должен был всем продемонстрировать то, что он действительно действует по указанию власти, во всех вопросах – в том числе и вопросах внутренней церковной жизни.
Митрополит Иосиф 30 октября 1927 года заявил о категорическом отказе оставить ленинградскую кафедру, и уже в ноябре 1927 года в Ленинградской епархии появились приходы, которые перестали поминать митрополита Сергия. Поминали Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и своего правящего архиерея митрополита Иосифа. Это был уже, действительно, вызов. При подобного рода поминовении приходы подчеркивали, что они, по существу, выходят из канонического подчинения митрополиту Сергию как главе русской церковной иерархии.
И вот 24 ноября на квартире протоиерея Федора Андреева – напомню, это бывший профессор Московской Духовной академии, друг отца Павла Флоренского и Розанова, епископ Дмитрий Любимов, один из самых авторитетных викарных архиереев Ленинградской епархии, профессор-протоиерей Василий Верюжский, архимандрит Ермоген (Голубев), будущий архиерей, Новоселов, будущий мученик, составили обращение к митрополиту Сергию от имени ленинградского духовенства. И 12 декабря группа духовенства во главе с епископом Димитрием (Любимовым) написала, с подписями еще пяти епископов, обращение, которое и было привезено ими в Москву. По существу, в этом обращении содержались пункты, исполнив которые, митрополит Сергий получал возможность рассчитывать на подчинение ему Ленинградской епархии.