Обратите внимание: поминовение его по имени-отчеству соответствует поминовению государей. Только государей так поминали в Церкви.
Опять-таки нельзя не вспомнить той семьи, в которой родился Патриарх Алексий, и того жизненного пути, который он прошел до 1917 года, и уж тем более того жизненного пути, по которому он шел после революции, чтобы задуматься над тем – а что же он должен был испытывать, произнося эти слова? Были ли они искренними или нет? Вот вопрос, который, наверное, каждому из нас следует задать: что лучше – если они были искренними или если они были не искренними? Вы знаете, я прихожу к выводу, что лучше, чтобы они были не искренними. Потому что, если бы они были еще и искренними, то это говорило бы просто о состоянии духовной прелести. Но я не могу поверить в то, что такой человек, каким был Алексий Первый, мог искренне говорить такие слова, тем самым, по существу, попирая тех, кого, конечно же, он не мог поминать в своих молитвах велегласно, кому он был обязан многим в своей жизни – тем, кто вошел в число новомучеников и исповедников Российских. Я все-таки думаю, что он был неискренен тогда. Это, конечно, тоже большой грех для Предстоятеля Церкви – быть неискренним. Но все же гораздо большим грехом было бы, если бы он подобного рода образом отрекался от Христа и от тех, кто во имя Христа принимал от этого человека муки и смерть.
Слова были сказаны, Сталин был упокоен в Мавзолее. А в отношении к Церкви наступила некая пауза. Пауза, которая была нарушена в июне 1953 года, когда председатель Совета по делам Русской Православной Церкви генерал-майор госбезопасности Карпов обратился в ЦК ВКП(б) с предложением расширить полномочия Совета по делам Русской Православной Церкви, дать ему право открывать без санкции правительства хотя бы 25 храмов в год, дать право обращаться в обкомы партии по фактам административных злоупотреблений по отношению к Церкви, решать вопросы, связанные с издательской и хозяйственной деятельностью Патриархии.
Вы скажете: пустяковые вопросы. Но для Карпова это был своеобразный пробный шар. Более того – он даже просил снизить налогообложение духовенства. Карпов подчеркивал, что он чувствует неправильное отношение и явное недоверие к нему со стороны соответствующих органов, где он работал раньше. Это кстати, говорит о том, что по-прежнему органы госбезопасности осуществляют главный надзор над церковной жизнью. Карпов так действовал неслучайно. Он был человеком с развитым инстинктом выживания, иначе бы не остался в живых в аппарате НКВД в свое время. И он почувствовал, что его ведомство, которое, в общем и целом, в условиях начавшихся против Церкви репрессий, рисковало не только быть распущенным, но и подвергнуться в свою очередь тоже репрессиям за недостаточную борьбу с религией, теперь получает возможность активизироваться.
Да, все его предложения были отвергнуты Отделом пропаганды и агитации, который в ЦК курировал Церковь. Обратим на это внимание: в ЦК партии церковную политику курировал Отдел агитации и пропаганды. Но, по крайней мере, ведомство Карпова не было распущено, и никаких санкций по отношению к нему не последовало.
Седьмого июня 1954 года появилось Постановление ЦК «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», подготовленное, в частности, Сусловым, который так и останется непримиримым противником Церкви на всю последующую жизнь. В Постановлении говорилось о том, что недостаточно ведется атеистическая пропаганда.
Казалось бы, политика государства здесь не должна была бы измениться. Но это было не так. Аресты прекратились. И хотя бериевская амнистия 1953 года не коснулась представителей духовенства, арестованных с конца 1948 года, но новых арестов все-таки не было. В сентябре 1954 года в СССР приехал Антиохийский Патриарх. Конечно, надо полагать, что его беседы с Патриархом Алексием Первым, которые происходили, безусловно, под контролем властей, все-таки имели и какую-то прикровенную сторону. Потому что, несмотря на то, что он получил 220 000 рублей и 35 000 долларов за дальнейшее содействие советской дипломатии на Ближнем Востоке, он заявил о том, что это будет возможно, если буду прекращены перегибы в отношении Церкви, поскольку это выбивает, как он попросту выразился, «все козыри и затрудняет нашу работу по сближению между нашими Церквами и народами».
Безусловно, не героизм Антиохийского Патриарха, а просьбы Патриарха Алексия как-то повлиять со своей стороны на ситуацию, когда она давала для этого какие-то возможности, убедили его выступить именно так. И надо сказать, что вскоре, 10 ноября 1954 года, появляется постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Те, кто постарше, помнят все эти партийные постановления, в которых, в общем-то, ничего и понять-то было невозможно, по существу, вроде бы все об одном и том же. Но там были нюансы, которые подчас радикально сказывались на жизни людей. Здесь мы читаем те же самые мало что говорящие слова: «ошибки в антирелигиозной пропаганде в корне противоречат политике Коммунистической Партии в отношении к религии и верующим, являются нарушением неоднократных указаний Партии о недопустимости оскорблений чувств верующих». Это мягко сказано, имея в виду то, что происходило на практике. Но, тем не менее, это все же некая критика. И в результате не только прекращаются репрессии.
С 1955 по 1957 год наступает самый спокойный для Русской Православной Церкви период ее существования в послевоенное время. Происходит амнистия практически всех остававшихся в живых репрессированных священнослужителей в 1957 году. Интересна статистика храмов в это время. Если к концу 1948 года у нас было 14 477 храмов, то к концу 1954 года их число сократилось до 13 422, то есть на тысячу. Это в тот самый период позднесталинских гонений на Церковь. А здесь ситуация меняется, и число храмов даже несколько возрастает к 1957 году до 13 477. То есть храмы какие-то продолжают закрывать, но в то же время какие-то и открывают – причем в большем количестве, чем закрывают. Это был очень важный момент.
Кроме того, очень существенно было для Сталина в последние годы его правления добиться уменьшения количества духовенства. И это ему, в общем, удалось. Если в 1949 году у нас было 13 484 священнослужителя, то к концу 1953 года их уже было 11 912. Конечно, это ничтожная цифра, имея в виду масштабы страны. И как раз после 1954 года количество клира у нас несколько выросло и достигло к 1957 году 12 288.
А за каждым конкретным человеком стояла конкретная судьба, и каждый клирик имел особую ценность для Патриарха Алексия. И не потому, что он был уж такой сердобольный, открытый для общения с каждым клириком. Многие клирики предпочитали, вдохновенно поминая его в храме, не встречаться с ним при жизни. Для них это был человек, с которым, действительно, было непросто общаться. Особенно весьма уже опростившимся клирикам советского времени. Да, они видели в нем как будто вышедшего из прошлого величественного барина, очень не похожего на советских начальников, но одновременно и того, кто, наверное, мало походил в их сознании на патриархального первосвятителя. Но как бы то ни было для него клир был очень значим, и в тех условиях, когда кандидатура уже каждого священнослужителя обсуждалась на местах с уполномоченным по делам религий, любой новый клирик – это был уже успех. Успех, может быть, не очень значительный, но все же довольно важный.
Трудно сказать, в какой мере Патриарх Алексий Первый оценил как безусловно судьбоносный 1954 год. Во всяком случае, ситуация для Церкви изменилась в благоприятном направлении, и теперь казалось, что возникла перспектива развития церковной жизни уже в условиях, когда уже можно будет как-то активизировать свою деятельность. Период этот оказался, действительно, очень непродолжительным.
Мне бы не хотелось довольно много рассказывать о том, как происходила борьба за власть в советском руководстве. Вы все помните, что, ликвидировав довольно быстро Берию, вместе со своими сподвижниками – Маленковым, Молотовым, – Хрущев продолжил борьбу за власть. И в конечном итоге утвердился у власти сам в 1956 году. Двадцатый съезд стал временем, когда он окончательно укрепился у власти и мог уже с легкостью оттеснить на периферию своих сподручных по расправе над Берией и, одновременно, конкурентов.
Тысяча девятьсот пятьдесят седьмой год стал переломным. Кстати сказать, в этом году передали Троицкий собор Александро-Невской лавры церкви. Казалось бы, год не сулил никаких неблагоприятных перемен, но, тем не менее, они наступили именно в конце 1957 года. Конечно, трудно было и Патриарху Алексию в том числе уловить эти новые флюиды, которые исходили сверху. Тем более что в мае 1958 года в Москве происходило празднование по поводу сорокалетия восстановления Патриаршества. Это была опять-таки внешнеполитическая акция, акция, которая, как и фестиваль молодежи и студентов, проведенный в Москве примерно в это же время, призван был явить миру новый образ советской страны. Конечно, Патриарх не мог эту самую сорокалетнюю годовщину не использовать в качестве еще одного такого шага, когда бы Церковь могла помочь советской дипломатии.
Надо сказать, что на это празднование съехалось столь же много представителей Поместных Православных Церквей, как и на годовщину провозглашения автокефалии Русской Православной Церкви в 1948 году. Были делегации 12 Поместных Церквей, кроме Иерусалимской и Кипрской. Опять была предпринята попытка, вопреки протестам Константинопольской и Элладской Церквей, убедить делегации Церквей подписать ряд так называемых миротворческих документов, которые как бы оправдывали политику Советского Союза и рассматривали Запад как источник агрессии. Показательно, что именно Константинополь и Элладская Церковь, находящиеся в странах, где не было коммунистических режимов, выступили против подобного рода предложений.
Тогда же Патриарху Алексию удалось – это было беспрецедентно – добиться своей первой (впрочем, и последней) встречи с Хрущевым, которая произошла 17 мая 1958 года. К сожалению, мне не доводилось – да и есть ли они? – видеть фотографии этой встречи. Но вы все представляете себе Хрущева, может быть, не так хорошо – Патриарха Алексия. Но смотря на них, можно было, с одной стороны, порадоваться
тому, насколько же Предстоятель Русской Церкви выигрышно смотрится на фоне Председателя Совета министров СССР: действительно, барин и холоп, даже если убрать всю архиерейскую атрибутику.
А, с другой стороны, когда я размышляю об этой, так и не исчезнувшей в Патриархе Алексии Первом, привычке подчеркивать свое аристократическое происхождение – манерами, интонациями, словами… Простите, я опять отвлекусь, но уж очень живая деталь. Рассказывал мне протоиерей Валентин Чаплин (не путать с протоиереем Всеволодом Чаплиным), это очень старый московский священник, прошедший войну, который в те годы был врачом-фониатором, а, с другой стороны, знатоком церковного пения и даже кандидатом искусствоведения. Его пригласили к Патриарху Алексию провести осмотр. Конечно, ему как архиерею приходилось на богослужении напрягать голосовые связки. Отец Валентин был очень смущен – тогда он был еще мирянин. Вы представьте себе: в 50-е годы встреча с Патриархом! И он вспоминает, что «как только я вошел, я сразу почувствовал все свое ничтожество на фоне этого человека, из которого источалось достоинство». Буквально одним из первых вопросов к нему был вопрос: «Не из рода ли Вы Чаплинских?» А он как раз был из рода Чаплинских, и он ему об этом рассказал. И сразу почувствовал, как к нему смягчился Патриарх – к своему собрату, так сказать, по российскому, с польскими корнями, дворянству.
И вот – встреча с Хрущевым. Конечно, эта встреча предполагала попытку наладить какой-то человеческий контакт. Конечно, речь шла о том, чтобы государство оказало помощь Русской Православной Церкви – в частности, в финансировании деятельности братских православных церквей на Востоке, которые должны были поддерживать и советскую политику. Просьба сводилась к тому, чтобы государство выплатило 40 000 долларов Александрийскому Патриарху вместо 20 000, о которых первоначально шла речь, чтобы Болгарскому Патриарху выплатить 300 000 левов. Это, такой, в общем, прагматичный разговор был важен не сам по себе. Для Патриарха Алексия было важно, чтобы Хрущев оценил важность встречи представителей Православных Поместных Церквей. Поэтому он пытался убедить его в том, что, коль скоро невозможно подписать пространный, подготовленный в Совете по делам Русской Православной Церкви документ, который, так сказать, оправдывал «миролюбивую политику Советского Союза», то нужно ограничиться кратким документом, который подготовили в Отделе внешних церковных сношений – конечно, при участии советских чиновников, которые постоянно вкраплялись в структуру Отдела внешних церковных сношений. И у этого краткого документа больше шансов быть подписанным. Хрущев согласился. Вдохновленный этим согласием, Патриарх стал просить его разрешить открытие новых храмов, создать Патриаршую типографию, смягчить антирелигиозную пропаганду. Хрущев дал ему уклончивые ответы и, видимо, подобно Сталину, решил подождать, насколько успешным будет вот это новое всеправославное мероприятие в Москве.
Надо сказать, что 20 мая «Воззвание к христианам всего мира о борьбе за мир» подписали, но подписали только девять делегаций. Мало того, что его не подписали Константинопольская и Элладская Церкви, но его не подписала даже Сербская Церковь. Но тут уже сказывались сложные отношения с Югославией, с Иосипом Броз Тито, хотя как раз Хрущев стремился эти отношения несколько нормализовать.