ТАЛАНТ,
ДОБЫТЫЙ ТРУДОМ
Константин Маковский и его творчество
«Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству», — писал Константин Маковский, один из самых одаренных и востребованных художников своего времени.

Портрет Егора Ивановича Маковского. К. Е. Маковский

«Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — говорил художник.

Константин Егорович Маковский родился и вырос в семье художников — его отец, младшие братья и сестра занимались живописью. И главным своим учителем Константин Маковский считал именно отца — художника-любителя, коллекционера, общественного художественного деятеля. Именно по инициативе Егора Ивановича в Москве был создан первый Натурный класс, вскоре превратившийся в Художественный класс, а потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Почетный член Московского художественного общества, Егор Иванович Маковский занятия искусством совмещал с бухгалтерской службой в Экспедиции кремлевского строения.

В саду. К. Е. Маковский. 1870

Склонность к романтизму в творчестве Константина Маковского можно объяснить влиянием Карла Брюллова.

Другом семьи Маковских был Карл Брюллов, и именно он повлиял на творчество Константина Маковского в его склонности к романтизму и декоративной яркости сюжетов.

В доме Маковских, ставшем в 1840-е годы музыкально–художественным центром Москвы, часто собирались певцы, музыканты, драматические актеры, композиторы, литераторы и художники, среди которых были Гоголь, Островский, Глинка, Щепкин, Самойлов, Варламов, Тропинин. В обширной коллекции Егора Ивановича Маковского находились картины русских художников и гравюры известных западноевропейских мастеров (более 3000 произведений). «Коллекция его славилась большой редкостью, — писал художник Пётр Соколов, — как он умудрялся, живя на свое небольшое жалованье, делать такие приобретения, объясняется только одной страстью… Таких людей нынче не встретишь».

Исцеление Иисусом Христом слепых после изгнания торгующих из храма. К. Е. Маковский. 1860
Художник получил все возможные награды Московского училища живописи и ваяния, но остался без диплома Императорской Академии художеств.

В Императорскую Академию художеств Константин Маковский поступил в 1858 году, а с 1860 года стал участвовать в академических выставках с такими работами, как «Исцеление слепых», «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». Однако в 1863 году вместе с другими выпускниками академии отказался писать конкурсную картину на тему скандинавской мифологии (предполагаемый сюжет: на троне бог Один, окруженный богами и героями; на плечах у него два ворона; в небесах, сквозь арки дворца Валгаллы, в облаках видна луна, за которой гонятся волки), приняв участие в знаменитом «бунте четырнадцати». Конкурсанты просили предоставить свободный выбор сюжета по желанию участвующего, если заданная тема не отвечает личным наклонностям художника. Вскоре этот «бунт» стали воспринимать как первое демонстративное выступление приверженцев зарождающейся национальной школы реалистической живописи против классического, академического направления в изобразительном искусстве XIX века, а его участники организовали первую в России Артель художников.

Но в результате бунта Константин Маковский вместе с другими художниками был исключен из академии и не получил диплома.

И все же спустя годы он удостоился званий академика, профессора, действительного члена Академии художеств. И стал любимым живописцем императора Александра II.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова. К. Е. Маковский. 1862

Константин Маковский был одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок».

А несколькими годами ранее вступил в художественную артель. В тот период он работал над картинами из повседневной жизни: «Вдова», «Продавец сельди», «Маленькие шарманщики у забора зимой», «Жница».

Маленькие шарманщики у забора зимой. К. Е. Маковский

После путешествие в Египет и Сербию стиль художника изменился.

Художественно-исторические сюжеты вышли в его творчестве на первый план по сравнению социально-психологическими.

Боярский свадебный пир в XVII веке. К. Е. Маковский

В 1880-х годах Константин Маковский стал одним из самых высокооплачиваемых и модных российских художников.

О его гонорарах ходили легенды. За полотно на одну и ту же тему Илья Репин мог запросить 1500 рублей, а Константин Маковский — 20 000 рублей. Или другой пример. Павел Третьяков купил у Василия Сурикова знаменитое «Утро стрелецкой казни» за 8000 рублей. И это были очень большие деньги. Маковский же просил у Третьякова за свой «Боярский свадебный пир в XVII веке» ни много ни мало 20 000 рублей, и это была адекватная цена за его работу. Третьяков отказался купить картину за такие деньги, и в результате ее приобрел американский ювелир Шуман за 60 000 рублей. Предприимчивый ювелир был счастлив своим приобретением, тут же заказал Маковскому еще одно полотно и вскоре стал печатать и продавать открытки с работами художника.

В частности, этим объясняется сравнительно небольшое количество работ Маковского, представленных в российских музеях: отечественным коллекционерам его картины зачастую были не по карману. «Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью», — признавался художник.

Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. Однако на родине не все коллеги радовались успеху живописца. Возможно, не без оснований, а возможно, из зависти его обвиняли в поверхностности, в нежелании «копать вглубь». Но легкости, которой дышали работы Константина Маковского, отрицать не могли. Возможно, секрет был в том, что мастеру одинаково хорошо удавались и исторические полотна, и портреты, и бытовые сцены, и натюрморты. Художник не обращал особенного внимания на такую критику и продолжал работать, работать и работать.

Под венец. К. Е. Маковский. 1890

Кисти Маковского принадлежит самое большое станковое полотно в России — картина «Воззвание Минина к нижегородцам» размером 698 × 594 см.

Над этим произведением художник трудился шесть лет.

Воззвание Минина к нижегородцам. К. Е. Маковский. 1896

Несмотря на широкий жанровый диапазон в творчестве художника, наибольшую известность на родине получила его картина «Дети, бегущие от грозы», изображающая простой, но исполненный драматизма сюжет из сельской жизни.

Дети, бегущие от грозы. К. Е. Маковский. 1872

По мнению многих исследователей и культурологов, Константин Маковский стал предвестником русского импрессионизма.

Море и цветы. К. Е. Маковский. 1890

При советской власти Маковский был объявлен «вредным» художником.

Его имя старались забыть, его полотна перемещались в запасники, щедро раздаривались дружественным зарубежным вождям.

Иван Сусанин. К. Е. Маковский. 1914

Не станем описывать детали личной жизни художника, в которой, как в жизни любого человека, были свои падения и взлеты. Вместо этого предлагаем обратиться к его работам, которые сегодня имеют огромную культурную и историческую ценность. Константин Егорович Маковский участвовал в оформлении храма Христа Спасителя в Москве. Художник оставил нам богатейшее наследие — более 350 его картин хранятся во многих музеях мира и частных собраниях.
При подготовке публикации были использованы материалы сайтов:
https://foma.ru/8-faktov-iz-zhizni-hudozhnika-konstantina-makovskogo.html
https://semyaivera.ru/2021/07/02/2-iyulya-v-istorii-konstantin-makovskiy/
https://artchive.ru/