ОСЕНЬ
НА ПОЛОТНАХ СТАНИСЛАВА ЖУКОВСКОГО
Станислав Жуковский — русский художник польского происхождения. Он родился в селе Ендриховцы Гродненской губернии. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На становление художника повлияли такие мастера, как Василий Поленов, Сергей Коровин, Абрам Архипов, Леонид Пастернак. Одним из его учителей в свое время был Исаак Левитан. И Жуковский стал его последователем: создавал те самые лирические русские пейзажи, что и известный мастер.

Стараясь отмести всё чужое, наносное, Левитан помогал ученикам выявлять самих себя. «Картина — это что такое? — говорил он. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место».

Работы Жуковского Левитан заприметил на ученической выставке. Изучал каждый его этюд, расспрашивал, сколько времени он их писал, и от многих приходил в восторг. После этой выставки он был особенно ласков к Жуковскому и внимателен к его работам.

Было ещё нечто, что сближало обоих. Оба пережили (каждый в своё время) острую нужду, но не отступились от страстного желания стать художником. Левитану порой не в чем было прийти на выставку, и он прятался за колоннами, чтобы не увидели его рваные башмаки; Жуковскому нечем было платить за обучение, и он, во внеурочное время, не имея собственной мастерской, писал картины на продажу.

Станислав Жуковский работал над портретами, натюрмортами, интерьерами. Но самую широкую известность получили его пейзажи. В 1907 году мастеру присвоили звание академика пейзажной живописи Императорской Академии художеств.


Брошенная терраса


Этот пейзаж-настроение написан Станиславом Жуковским в Тверской области, куда он часто выезжал на пленэры. Зритель сразу же попадает в плен живописной роскоши полотна — торжества в нем ласкового осеннего света, тонкой эмоциональности звучания пейзажа. Основное внимание художник сосредоточил на террасе — она подчеркивает связь человека с природой. Изображенные на террасе предметы свидетельствуют о еще недавно живших здесь людях, с наступлением осени покинувших усадьбу. Никто уже не убирает опавшие листья, и они живописно разбросаны по полу, скопились под скамейками и в маленьком детском стульчике-качалке.
Станислав Жуковский всегда писал с натуры, он работал во все времена года и огромное внимание уделял свету. Художник предпочитал насыщенные цвета. И если более ранние его работы были сдержанными и строгими по тону, как, например, «Весенняя вода» и «Лунная ночь», которые он написал на рубеже веков, то к концу первого десятилетия ХХ века картины стали более яркими и красочными. Этот период — 1900–1910 годы — стал настоящим расцветом в его творчестве.

Постепенно Станислава Жуковского стал привлекать усадебный пейзаж. Основными мотивами его картин стали вековые парки, интерьеры с распахнутыми окнами и дверями, тенистые аллеи. Художник много ездил по средней полосе России и изучал старинные русские имения. Особенно он любил писать усадебные пейзажи весной и осенью, когда листва на деревьях была не такой густой, как летом, парки казались полупрозрачными, а солнечный свет — мягким и обволакивающим.


Княжеский дом осенью


Станислав Жуковский изобразил старинную усадьбу Милюковых в селе Всесвятское Тверской губернии, где долгое время жил и работал. Эта работа — образец позднего русского импрессионизма. Здесь сочетаются плавные переходы и крупные фактурные мазки. Художник использовал теплые оттенки для листвы и травы в саду, холодные цвета — для изображения неба и ветвей деревьев. Исследователи отмечают, что усадебные мотивы Жуковского, часто представленные на фоне осенней увядающей природы, связаны с ностальгической тоской по уходящей эпохе, по утраченной поэзии старых «дворянских гнезд». Опустевшее «дворянское гнездо» стало немым свидетелем и символом уходящей в прошлое эпохи. Старый дом и прозрачные деревья кажутся почти живыми, одухотворенными существами, у которых есть своя судьба. Свой пейзаж автор наполнил элегическим настроением и одновременно темпераментной кистью сделал его живым и динамичным. Сочные, отрывистые мазки в изображении разноцветной листвы рождают ощущение трепета, подвижности живой материи. На фоне белых стен дома со множеством цветных бликов и рефлексов багрянец листвы приобретает еще большую декоративную звучность. Мастер лишь частично использовал достижения французских импрессионистов, не переступая грань, за которой растворялась форма. Он соединил импрессионистическое видение с левитановским пониманием содержания пейзажного мотива.
Простая мысль проглядывает в картинах Жуковского. Красота природы — это красота Божественной мысли, разлитой вокруг нас, и человек, воспринявший её, напитавшийся ею, привносит её в свой дом.


Осень


Художник был чутким певцом этого уходящего мира. Ему была знакома и прелесть усадебной жизни, и ее утрата. Он провел детство в доме, похожем на тот, что изображен на полотне, однако не на правах хозяина. Отца Жуковского лишили дворянства и имущества за причастность к польскому национальному восстанию 1863 года, поэтому он с семьей жил в собственном имении как арендатор.
В картине «Осень», написанной в 1918 году, перед нами предстает уголок старинного дома в имении Рождествено под Звенигородом, в котором художник часто бывал. Гостиная с распахнутыми окнами пронизана яркими, но уже холодными лучами осеннего солнца. Кресла, обитые старинным штофом, сдвинуты и как будто ждут своих хозяев. Портреты на стенах хранят память о минувших временах. Однако ни кресла, ни цветы на столе, ни раскрытые окна не в силах оживить этот интерьер. Незримый музейный дух уже поселился здесь. Картина Жуковского рождает у зрителя противоречивые чувства: и радость, и печаль. Грустное элегическое чувство соединяется в ней со свойственным Жуковскому упоением красотой мира. Художника восхищает каждое мгновение — ускользающее и непередаваемое. Это восхищение мы ощущаем в насыщенной светом и цветными тенями живописи, в широкой, пастозной манере мастера.
В этой картине отчетливо прослеживаются главные черты стиля Жуковского, которые во многом отражают и общие художественные тенденции русского искусства рубежа XIX и ХХ веков. Характерной особенностью этого времени было отсутствие ведущей, исключительной роли какого-то одного типа мировосприятия. Проводить четкие границы между различными художественными направлениями и даже между жанрами и видами в искусстве становилось все труднее; многие художники не просто переходили со временем от одной живописной манеры к другой, но и соединяли различные эстетические системы в рамках одного и того же произведения. Например, работы Жуковского зачастую сложно отнести к тому или иному жанру живописи. В них одновременно можно увидеть черты как пейзажа, так и интерьерного жанра.
После октябрьского переворота 1917 года многое изменилось в художественной жизни России.

«Для Жуковского начало 1920-х годов было временем очень тяжёлых переживаний, — вспоминал Ю. Ю. Савицкий. — Среди части советских художников и искусствоведов были сильны тенденции к отрицанию реалистической живописи, увлечение "левыми" направлениями. Жуковский же с давних пор стоял в оппозиции к этим тенденциям».

Ему оставались близкими слова В. А. Серова: «В России жить — так уж русским быть». Размышляя над некритическим использованием достижений искусства Запада многими русскими художниками, С. Ю. Жуковский писал: «Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь своё лицо». Слова художника были с неодобрением встречены идеологами «нового» направления в искусстве.


Перед террасой


Жуковский много путешествовал по России, изучая старинные «дворянские гнезда» и стараясь передать в своих картинах очарование уходящего усадебного быта. Его полотна насыщены светом, цветными рефлексами и тенями, свободны по живописи. Широкая обобщенная манера письма, применение светотеневых контрастов и использование цветовых аккордов повышенной звучности сообщают произведениям художника декоративный характер. Усадьба Островки в Тверской губернии на целое десятилетие стала пристанищем для художника. Ежегодно с ранней весны и до поздней осени он снимал в имении большой дом. Жуковский любил изображать уголок парка на берегу озера Молдино с живописной перспективой между большим и малым островами. Перед нами — покрытый белой скатертью стол с самоваром и цветами настурций в фарфоровых вазах. Рядом — ампирные кресла с небрежно брошенными на них пестрыми шалями. Складывается впечатление, что их обладательницы незримо присутствуют на полотне, оставшись за рамой этой выхваченной из потока обыденной жизни сцены. Закатные лучи солнца, играющие на стволах и ветках деревьев, усиливают чувство грусти по уходящей гармонии усадебного мира.
После персональной выставки Жуковского в 1921 году в журнале «Театральное обозрение» появилась разносная статья А. М. Эфроса, буквально перечёркивавшая всё творчество художника. Жуковский был подавлен мыслью о том, что статья Эфроса является чуть ли не официальным выражением взглядов на реалистическое искусство. Всё это в конце концов повлияло на решение его уехать из России. Осенью 1923 года Жуковский уехал с супругой в Варшаву. В 1930-х годах И. И. Бродский и другие друзья художника уговаривали его вернуться в СССР, но он остался в Польше.

В августе 1944 года при подавлении Варшавского восстания художник был арестован нацистами. Умер в концентрационном лагере в Прушкове в 1944 году.
При подготовке публикации были использованы материалы сайтов:
https://artefact.culture.ru,
http://www.art-catalog.ru,
http://www.russdom.ru.