Чтобы не было войны...
ПРиходской день памяти

22 июня 2025 года
Двадцать второго июня 2025 года над агрогородком Прилуки взошло летнее солнце, осветив своими теплыми лучами улицы и дома, дороги, старинный парк и окрестности этого удивительного уголка Беларуси, заглянуло и в церковный двор. Возможно, такое же теплое солнце освещало двор поруганного храма и в июне 1941 года, в тот день, когда началась самая страшная война, унесшая жизни миллионов и оставившая глубокий след в истории нашей страны, сердцах ее защитников, их родных и потомков — на многие поколения вперед... Но что мы, родившиеся спустя десятилетия после войны и живущие уже в XXI веке, знаем о тех днях, о том времени? Пожалуй, немногое…
Воскресенье 22 июня 2025 года стало особенным днем: это и годовщина начала Великой Отечественной войны — день памяти и скорби, и праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. Прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы агрогородка Прилуки Минского района решили этот день и отметить особо, прежде всего, молитвенно почтив память погибших в годы войны. На литургию дети и взрослые пришли с портретами своих предков-участников Великой Отечественной. Собрался этакий «Бессмертный полк». Для удобства участия в богослужении портреты было предложено разместить на груди, ближе к сердцу, приспособив для этого ленточки.
Ну а после Божественной литургии все вышли на церковный двор, на открытый воздух! А там, во дворе, уже вовсю готовилась в котле солдатская каша (ну или почти солдатская — перловка с грибами), в большом казане вскипал травяной чай, в углях «доходила» до готовности картошка (а как же без нее!), а рядом лежала стопка заранее заготовленных прутиков для жарки сала и сосисок (для детей, конечно, поскольку Апостольский пост; впрочем, некоторые из них не очень-то и позарились на скоромное, а предпочли вновь и вновь, как и на выпускном, настойчиво предпринимать попытки в пламени костра поджарить огурец)!
Но как ни хороша была трапеза, не она стала центральным событием этого дня. Ведь невозможно жить истинному христианину без пищи духовной. В 12:00 прозвучал особый колокольный звон, завершивший Всебелорусскую молитву за мир. Он прозвучал не только как дань памяти героям и безвинно погибшим в годы той страшной войны, но и как напоминание ныне живущим поколениям о ценности мира и благополучия в семьях. Была воспроизведена и запись сообщения Совинформбюро о нападении германских вооруженных сил на СССР и начале Великой Отечественной войны, и патриотическая песня «Священная война» (известная также по первой строчке: «Вставай, страна огромная…»).
А затем начались рассказы-воспоминания — страшные и воодушевляющие одновременно. Как, например, рассказ отца Владимира о сыне настоятеля нашего храма (с 1921 по 1935 гг.) священника Александра Евдокимовича Юденича Виталии, который каким-то образом «добавил» себе в документах несколько месяцев до призывного возраста, чтобы уйти на фронт в 1944 году, был награжден медалью «За отвагу» за то, что «он в боях за город Данциг, с прямой наводки огнем своего орудия уничтожил 2 станковых пулемета с прислугой и подбил 1 автомашину противника; 02.04.1945 в районе боев в дер. Хойбуде уничтожил 1 станковый и 1 ручной пулемет»; медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.»; орденом Отечественной войны II степени. Также отец Владимир вкратце рассказал о большом подвиге Николая и Георгия Хильтовых, внуков настоятеля нашего храма (с 1876 по 1892 гг.) Иосифа Матфеевича Железняковича.
О подвиге священников Николая и Георгия Хильтовых, внуков настоятеля нашего храма (с 1876 по 1892 гг.) Иосифа Матвеевича Железняковича (развернуть).
Приведенные ниже факты основаны не на слухах и догадках, а на сведениях из надежных источников. В первую очередь — на воспоминаниях поэта Сергея Новика-Пеюна, который находился рядом с Хильтовыми в Колдычевском лагере смерти, а в 1957 году разыскал дочь Николая Хильтова Надежду.

Николай и Георгий были детьми священника Александра Андреевича Хильтова. Рано потеряли мать. Как и отец, они и младший брат Серафим выбрали для себя духовный путь. Немецкая оккупация застигла священника Николая в приходе Иоанно-Предтеченской церкви деревни Блячино, где он служил с 26 лет — с 1929 года. Местные жители очень уважали батюшку Николая, не чуравшегося крестьянской работы, готового в любую минуту помочь.
Отец Георгий Хильтов служил в Клецком Покровском храме. Младший брат священников Николая и Георгия Серафим служил в Несвижском районе.

С апреля 1942 года отец Николай Хильтов считался связным партизанского отряда имени Г. Котовского 300-й бригады имени К. Ворошилова, которая дислоцировалась в Копыльском районе. Теплый дом и доброе сердце «партизанского батюшки» обогрели сотни партизан. Это именно из его дома вышла бригада «котовцев» на памятный жителям Копыльщины бой у деревни Великая Раевка, в ходе которого был разбит отряд фашистских карателей. Дом отца Николая был одновременно и госпиталем, и штабом, и базой отдыха для диверсионных групп, и складом оружия и боеприпасов. Здесь регулярно останавливались подрывники перед выходом на железнодорожную линию Городея — Погорельцы. В партизанской характеристике о деятельности батюшки сказано: «Товарищ Хильтов систематически передавал ценные сведения по разведке, вел работу по разложению полицейского гарнизона г. Клецка, своевременно сообщал о полицейских и немецких засадах. Обеспечивал партизан необходимыми продуктами питания. Все задания выполнял добросовестно и аккуратно».

Прихожанам отец Николай Хильтов зачитывал обращения священноначалия Церкви, которые каким-то образом иногда доставлялись и на оккупированные территории. Во всех делах священнику Николаю помогала его жена Наталья из рода Новицких. Особенно ценным оказался ее опыт в деле помощи раненым. Поскольку супруг часто болел, матушка овладела основами медицины, и эти знания в тяжелое время оккупации очень пригодились. Кроме того, Наталья Хильтова вместе с домработницей Павлиной распространяла в окрестных деревнях, Клецке, Несвиже сводки Совинформбюро, листовки, газеты. По мере возможности помогали отцу и дочери–подростки Надя и Кира.

Стоит отметить, что семья не раз находилась на грани жизни и смерти. Немцы, полицаи, партизаны останавливались в доме по очереди, а бывало, и одновременно… Настоятель Зубковской церкви отец Георгий Прорвич, который тоже поддерживал связь с партизанами, вспоминал: «Прихожу как-то к Хильтовым. Стоят кони во дворе. В кухне сидят полицаи, выпивают. Наталья зовет меня в дом: "Иди, что-то покажу". Пошел. В одной комнате висит на шнурках множество постиранных бинтов! А в боковушке лежат четверо раненых. Партизаны. И это был не единственный случай».

Николай Хильтов постоянно помогал разведывательной группе под командованием Михаила Шершнева из бригады имени В. Чапаева. Осенью 1942 года после выполнения задания диверсионная группа из пяти партизан останавливалась в доме отца Николая. В это время стало известно, что в деревню приехали немцы. Священнику пришлось запереть в одной из комнат дома партизан, а в другой принимать карателей, которые, недолго пробыв у священника, ушли. Именно об этом случае и вспоминал отец Георгий Прорвич. Николай Хильтов обеспечил Михаила Шершнева «западной» одеждой, добыл ему пропуск и паспорт, не раз представлял командира диверсионной группы своим племянником. Неоднократно указывал отец Николай расположение полицейских засад.

В ноябре 1942 года в перестрелке с карателями погиб руководитель одной из диверсионных групп Николай Анохин. Его тело принесли в дом священника, отец Николай отпел партизана, после чего он был захоронен в гумне священника. Спустя некоторое время партизаны перезахоронили разведчика в центре деревни Блячино, а после войны — в деревне Зубки.

Четвертого января 1944 года отец Николай Хильтов написал письмо командиру партизанского отряда Еременко, поздравил его с праздником Рождества и попросил отправить Михаила Шершнева, тяжело переживавшего смерть своего командира Николая Анохина, в «дом отдыха для физически и психически больных». Этот «дом отдыха» был создан отцом Николаем Хильтовым при церковном доме, там партизаны поправляли свое здоровье. Для того, чтобы не вызвать подозрения немцев о настоящих «отдыхающих», батюшка и доверенные прихожане распространяли слухи о больных тифом, которые там якобы лечатся. Оккупанты боялись этой смертельной болезни, а потому церковь отца Николая старались обходить стороной.

На квартире отца Георгия Хильтова в Клецке происходили встречи партизанских связных с начальником клецкой полиции Гуриным, который передавал им важные сведения оперативного характера. Переговорщиками, убедившими Гурина помогать партизанам, выступили священник Георгий Хильтов и Михаил Шершнев.

Когда из Минска привезли группу воспитанников детского дома, среди которых были евреи, отец Георгий, чтобы спасти детей, окрестил их в православие и выдал всем необходимые документы.

Священник Георгий Хильтов организовывал сборы продуктов для военнопленных. Горожане и жители окрестных деревень, хотя и сами жили голодно, батюшку поддерживали. Еженедельно из Покровской церкви в лагерь отвозили какое-то количество хлеба, картошки, сала, яиц, сколько было посильно. Только в конце 1943 года, после двух организованных побегов военнопленных, немцы запретили эту помощь.

Два года Хильтовы сотрудничали с партизанами. Не раз были на волосок от ареста, но как-то, милостью Божией, обходилось. Однако 6 апреля 1944 года это все-таки случилось. До сих пор сельчане спорят, кто выдал Николая Хильтова, называют разные фамилии, но твердой уверенности ни у кого нет. Разное говорят и про обстоятельства ареста. Чаще всего можно услышать, что батюшку задержали, когда он повез ремонтировать пулемет в деревню Лань. Однако, по воспоминаниям дочери зубковского священника Оксаны Прорвич, все происходило иначе. Комендант немецкой полиции Нич пригласил Хильтова на беседу в застенок Кунцевщина. Жена повезла отца Николая на фурманке, по дороге заехали в Зубки. Отец Георгий Прорвич предупредил гостей об опасности, попросил все бросить и бежать. Однако к его совету не прислушались. Было сказано: «Будем ехать назад, заедем к вам на завтрак». Назад Наталья приехала одна и вся в слезах.

В этот же день в Клецке был арестован и Георгий Хильтов. Вскоре братья оказались в Барановичском СД, откуда их привезли в Колдычево — один из самых страшных лагерей смерти оккупированной фашистами Беларуси. Здесь было уничтожено более 20 тысяч узников… Но страшно не только это. Еще больший ужас охватывает, когда узнаешь, что все эти зверства творились руками наших соотечественников. Охрану лагеря несла 7-я рота 13-го белорусского батальона при СД. Жестокость, с которой полицаи обходились с узниками, шокировала даже их немецких начальников. Издевательства начинались сразу же по прибытии в лагерь. Например, все узники должны были пришить на одежду белые полосы: на грудь, спину и правую штанину. На это отводилось ровно 10 минут. Кто не успевал, того избивали, остальным отдирали нашивки и заставляли пришивать все заново. И так несколько раз. Такие полосы носили на одежде и братья Хильтовы…

Жены священников Николая и Георгия — Наталья Ивановна и Лидия Александровна — решили, взяв с собой детей, ехать в Колдычево, чтобы узнать о судьбах мужей. Хотели увидеть их, убедиться, что они живы. Кроме того, втайне надеялись, что братьев Хильтовых удастся вырвать из лагеря: среди охранников было немало выходцев из Клеччины, и люди в деревнях говорили, что за хорошую взятку они даже могут выпустить узников. А вдруг получится?

Не получилось. Оставив детей у знакомых, женщины направились на прием к Радославу Островскому, возглавлявшему коллаборационистскую Белорусскую центральную раду: он был школьным учителем священника Николая Хильтова. Однако помощи не последовало, из СД женщины вышли ни с чем.

Лидию Александровну схватили в Барановичах, когда она выходила от подруги. Знакомая учительница положила в ее ридикюль листовку с сообщением Совинформбюро. «Дома прочтете», — сказала она. Эту листовку и нашел патруль. Лидию Хильтову отправили в концлагерь. Там же оказалась и Наталья: ее поведение как будто бы насторожило часовых. В конце концов, детали уже не имеют значения. Жены священников оказались вместе с мужьями в лагере смерти. Жить им оставалось совсем недолго.

Отец Николай Хильтов погиб в конце мая 1944 года. Палачи привязали его к железной кровати и сожгли заживо. Последними словами священника были: «Поставьте крест на моей могиле!». Узники погребли останки отца Николая на лагерном кладбище. На могиле поставили самодельный крест. Вскоре — в последний день существования Колдычевского лагеря — расстреляли и матушку Наталью Ивановну.

Отец Георгий и матушка Лидия, которую заставили стирать белье охранников, оставались в лагере до последних дней. Перед приходом Красной Армии узников поделили на четыре группы для перевода в барановичскую тюрьму. Лидия оказалась во второй, Георгий — в четвертой. Из лагеря успели вывезти только первую, в которую и попал Сергей Новиков-Пеюн. На прощание Лидия Хильтова сказала ему: «Если останетесь в живых, приезжайте к нам в Клецк». До последней минуты она надеялась на лучшее.

Но всем, кто остался в лагере, была предназначена другая судьба. В ночь с 1 на 2 июля 1944 года состоялся последний колдычевский расстрел. Узников подводили к большой, наспех вырытой яме, где уже ждали каратели с автоматами. Яма быстро наполнялась людьми, живые падали вместе с мертвыми. Тогда погибло 574 человека, среди которых был и 39-летний отец Георгий. На рассвете, чтобы спрятать следы преступления, убийцы подожгли и взорвали все лагерные постройки…
Священники Николай и Георгий Хильтовы с женами и детьми
Многие прихожане рассказывали о предках, пожертвовавших своими жизнями ради нашей, по большей части беззаботной и в полной мере счастливой, жизни. Запомнились гордость и трепет, с которыми Вячеслав Петько показывал награды своего дедушки. Поделились воспоминаниями и коренные прилучане — рассказывали о своих соседях, знакомых, родственниках. Трогательными были сообщения самых маленьких прихожан о своих прапрадедушках. Многое было в этот час услышано, сопережито, все были сопричастны памяти о трагических событиях военных лет и надежде на то, что «если война пришла, Господь не оставляет верующих в Него. Он ждет покаяния и молитвы от Своего народа» (святитель Николай Сербский, «Война и Библия»).
Как война приходит в мир? Можно ли сделать так, чтобы она не приходила? Как остаться христианином в мире, где бушует война? Найти ответы на такие серьезные вопросы помог святитель Николай Сербский: дети посмотрели тематический видеоролик.

Прозвучали даже авторские стихи, посвященные теме войны. Вера Ивановна Толкачева предложила вниманию слушателей стихотворение, написанное ею много десятилетий назад.
Ну а потом начались спортивные активности, ведь каждый воин-защитник должен быть крепок не только духом, но и телом. В качестве мотивационной фразы вновь прозвучали слова Николая Сербского: «Тот, кто воюет сам с собой, может неуклонно идти правильным путем к истинной цели. Если же человек не воюет против себя, то он воюет против Бога и людей». Юные прихожане соревновались в стрельбе, беге, умении преодолевать препятствия и работать в команде (не радоваться проигрышу соперника, а быть милосердным, поддержать его и утешить, если нужно). Задор, с которым ребята приступили к состязаниям, передался и взрослым! И когда пришло время перетягивания каната, уже и папы с мамами включились в борьбу!
Завершился день награждением: кто-то получил сладкое угощение, а кто-то — усладу для души, радость от осознания милости Божией и мудрости Его.
Ну и как же без песни, особенно на нашем, Богом одаренном талантливыми музыкантами, приходе? Песни «Родина» и «Мы желаем счастья вам» не оставили равнодушными участников нашего приходского дня памяти.

Золотые маковки церквей над рекою,
Земляника спелая с парным молоком.
Я бегу по скошенной траве, а надо мною —
Небо голубое высоко!
Я еще мальчишка лет пяти,
И радость моя поет, и счастье мое летит.

Бабушкины сказки про любовь и отвагу,
Где добро и правда белый свет берегут,
Дедовы медали за Берлин и за Прагу,
И весенний праздничный салют...
Знаю, что все вместе мы народ,
И счастье мое летит, и радость моя поет.

Это все мое родное, это где-то в глубине,
Это самое святое, что осталось во мне,
Это нас хранит и лечит, как Господня благодать,
Это то, что не купить и не отнять...

Время равнодушное пройдет по округе,
Вычеркнув родные для меня адреса,
Мы познаем прибыль и расчет, но друг в друге
Перестанем видеть небеса...
И когда мне станет тяжело,
Я снова скажу себе, всем временам назло:

Это все мое родное, это где-то в глубине,
Это самое святое, что осталось во мне,
Это нас хранит и лечит, как Господня благодать,
Это то, что не купить и не отнять...

«И все это было для чего?» — возможно, спросите вы. А для того, чтобы помнили! Чтобы больше не повторилось то время, чтобы не ошибаться в выборе пути своего и «креста» своего! Чтобы жить! Жить праведно-правильно-свято! Жить в ладу с собой и с миром. Понимая, что «ни один народ не может жить мирно, греша против Божиего закона. Именно грех является возбудителем войны» (святитель Николай Сербский).
Это и должно помнить. И следует начать с себя…

Людмила Анатольевна Ершова

При подготовке публикации были использованы материалы сайта oroik.by

Фото предоставили прихожане